Срок службы автомобиля для расчета амортизации | Загранник

Срок службы автомобиля для расчета амортизации

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01 ). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01 ). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 ).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01 ). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01 , п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

В данной статье мы рассмотрим: амортизация транспортных средств. Узнаем что относится к ТС и поговорим о нормах ТС.

Начисление амортизации автотранспорта может вызывать определенные вопросы у бухгалтера организации. Понятие «автомобильный транспорт» включает легковые машины, грузовые, автобусы, специальную и прочую технику. Юридические лица по отдельным видам транспорта могут начислять износ по-разному.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах. Читайте также статью: → “Амортизация в налоговом учете”

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Определение срока использования для подержанных машин

В особом порядке определяется срок и порядок расчета износа по автотранспорту, приобретенному в подержанном состоянии. В таком случае срок службы машины, установленный Классификатором, можно уменьшить на то время, которое он эксплуатировался прежним владельцем.

Важное условие – этот период должен быть подтвержден документами, например техпаспортом машины. Установить время эксплуатации автомобиля предыдущим владельцем можно и по таким документам, как:

  • Акт приема-передачи;
  • Заверенная копия инвентарной карточки объекта.

Возможна ситуация, когда срок эксплуатации автотранспорта у предыдущего хозяина приближается к верхней границе периода, определенного Классификацией, либо превышает ее. В таком случае новый собственник может определить срок на свое усмотрение, опираясь на требования техники безопасности и иные критерии.

Например, легковой автомобиль, который относится к III группе в соответствии с Классификатором, получен предприятием от учредителя в качестве взноса в уставный капитал. Согласно законодательству для этой категории основных фондов установлен срок полезного использования от 3 до 5 лет. По документам на автомобиль он находился в эксплуатации 4 года 6 месяцев. Новый владелец имеет право установить срок эксплуатации по своему усмотрению с учетом времени использования объекта предыдущим владельцем и технического состояния машины. Учитывая эти критерии, организация установила срок равным 36 месяцам. Это означает, что на протяжении такого периода стоимость автомобиля будет списываться путем начисления износа. Читайте также статью: → “Амортизация оборудования”

Читать дальше  Патент на работу для граждан узбекистана 2018

Когда необходимо применять понижающий коэффициент?

Законодательно установлена обязанность использования понижающего коэффициента при определении величины износа автотранспорта в случае покупки дорогостоящих объектов. Коэффициент 0,5 применяется по отношению к легковым машинам, первоначальной стоимостью превышающей 600000 рублей и микроавтобусам дороже 800000 рублей. Обязанность использования понижающего коэффициента установлена для налогового учета. Законодательством в области бухучета этой необходимости не установлено.

Периодически предел стоимости имущества, по которому действует понижающий коэффициент, изменяется. У владельцев возникает вопрос, сохраняется ли такое обязательство по отношению к автотранспорту, стоимость которого стала меньше установленных законом значений. Вопрос спорный. С одной стороны, избранный способ начисления износа имущества не должен меняться на протяжении всего периода амортизации. Такой точки зрения придерживается Министерство финансов РФ. С иной стороны наличие либо отсутствие коэффициента не способно изменить метод амортизации. Отсюда следует, что в случае изменения лимита стоимости имущества, юридическое лицо – владелец автотранспорта может прекратить применять понижающий коэффициент. Но такое решение, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Когда применяются повышающие коэффициенты?

Организации кроме понижающих коэффициентов при расчете износа автотранспорта разрешается использовать повышающие. Необходимость их применения определяется по инициативе субъект хозяйствования в зависимости от обстоятельств. При условии принятия положительного решения о коэффициентах ускорения юридическое лицо обязано прописать это в своих внутренних нормативных актах.

Необходимость применения повышающего коэффициента (не более 2) может возникать при работе автотранспорта в условиях:

  • Агрессивной окружающей среды;
  • Повышенной интенсивности.

Возможность применения такого коэффициента распространяется на автотранспорт, полученный в лизинг. В таком случае коэффициент не должен превышать 3. Такое право возникает у лизингополучателя при условии обоюдного согласия сторон договора.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.

Линейный способ, как самый распространенный

Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.

Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.

Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:

  • Бухгалтерский учет – 500000 +500;
  • Налоговый учет – 500000.

На образовавшуюся разницу сформируем отложенное налоговое обязательство (500*24% = 120 рублей):

Дт68Кт77. Норма износа:

Несмотря на то, что метод начисления износа в бухучете и в налогообложении совпадает (линейный), величина его за месяц будет разной по причине отличия в первоначальной стоимости грузовика. В бухучете износ:

500500*1,67% = 8358,35. В налоговом учете:

500000*1,67% = 8350,00. Ежемесячные проводки:

Дт20 Кт02 = 8358,35. Дт77 Кт68 = 2,00 ((8358,35 – 8350)*24%).

Амортизация транспортных средств: иные методы начисления

Особенность метода уменьшаемого остатка состоит в том, что в первые годы использования автомобильного транспорта сумма износа будет больше, чем впоследствии. Алгоритм исчисления износа таким способом предполагает расчет на основе остаточной стоимости автомобиля. Этот метод позволяет применять ускоренный коэффициент. Читайте также статью: → “Амортизация автомобиля / машины”

При определении износа по сумме чисел лет полезного использования первоначальную стоимость транспорта умножают на значение, полученное путем деления времени до окончания его службы, на сумму чисел лет срока полезного использования. Определение износа пропорционально выпуску продукции в виду специфичности по отношению к автомобилям не применяется.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?

Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.

Вопрос № 2.В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?

Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:

Для бухучета Для налогообложения
Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца
Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год
Безвозмездная передача

Вопрос № 3. Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?

Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.

Вопрос № 4. Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?

Ответ. В целом алгоритм и методика расчета износа автомобилей одинакова для разных видов. Но стоит отметить некоторые особенности:

  • Чтобы рассчитать износ по легковым машинам, достаточно знать дату производства, пробег, гарантийный срок производителя от коррозии;
  • Для грузовых машин при начислении износа нужно установить базовую стоимость, период полезного использования;
  • Если амортизация начисляется по автобусам и тракторам, то важно точно определить модель и срок службы;
  • При расчете износа специальной строительной техники в расчет принимают первоначальную стоимость без стоимости шин. По шинам амортизация определяется отдельно.
Читать дальше  Регистрация компании с иностранным учредителем

Вопрос № 5. Как списывается износ автомобиля при его выбытии?

Ответ. Выбытие автотранспорта отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

  • Дт02 Кт01 – списывается начисленный износ;
  • Дт91 Кт01 – на сумму остаточной стоимости.

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Читать дальше  Субсидиарная ответственность председателя тсж

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector