Содержание
Понятой — это не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, привлекаемое судебным приставом для удостоверения факта производства исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, а также их содержания, хода и результатов. Участие понятых выступает гарантией соблюдения прав сторон исполнительного производства, беспристрастности действий судебного пристава. В случае возникновения спора показания понятых будут приниматься к рассмотрению и учитываться при вынесении решения юрисдикционным органом. Именно поэтому согласно ФЗ № 229 количество понятых, привлекаемых приставом для удостоверения факта производства исполнительных действия и (или) применения мер принудительного исполнения, должно быть не менее двух.
Исходя из предназначения института понятых, законодатель разделил все исполнительные действия и меры принудительного исполнения на две группы. Первую составили те их них, при совершении которых присутствие понятых обязательно (ч. 1). Вторую группу образуют все остальные исполнительные действия и меры принудительного исполнения. При их совершении участие понятых необязательно. Они могут приглашаться по усмотрению судебного пристава. Сторона исполнительного производства, заинтересованная в участии понятых, ходатайствует перед приставом об их приглашении. В таких случаях судебный пристав выносит постановление о привлечении понятых к участию в исполнительном производстве или об отказе.
Выбор понятых осуществляется исходя из требований, которые установлены в ч. 2. Судебный пристав обязан убедиться в соответствии лиц, приглашенных в качестве понятых, этим требованиям.
ФЗ № 229 закрепляет одну обязанность понятого—удостоверить своей подписью содержание и результаты совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, при которых он присутствовал. Это удостоверение производится в акте о совершении и (или) применении указанных действий и мер. В него же вносятся данные о документе, удостоверяющем личность понятого (обычно — паспорт).
Права понятого можно разделить на две группы. Первую составляют права, непосредственно связанные с осуществлением процессуальной функции: 1) знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается; 2) знать, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры; 3) делать замечания, которые заносятся в указанный акт; по желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно.
Вышеперечисленные права и обязанности разъясняются понятым судебным приставом перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых они участвует.
По смыслу ч. 2 можно выделить вторую группу прав понятого, которые связаны с обеспечением его участия в совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения. Понятой имеет право: 1) на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого; 2) на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени.
Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством. Согласно постановлению Правительства от 14.07.2008 № 516 указанные расходы включают в себя расходы, связанные с оплатой проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных.
Компенсация расходов, связанных с оплатой проезда понятого (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями), осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:
железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортныхлиний и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Компенсация расходов, связанных с наймом жилого помещения и выплатой суточных понятому, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (постановление Правительства от 02.10.2002 № 729). Суточные не выплачиваются, если у понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Лицу, привлеченному в качестве понятого, сохраняется средняя заработная плата за время его отсутствия в связи с исполнением обязанностей понятого. Неработающим, а также работающим лицам, привлеченным в качестве понятых в нерабочее время, выплачивается компенсация в связи с потерей времени в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории РФ (100 руб. за каждый день).
Все указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Может ли судебный пристав исполнитель быть понятым?».
1. Присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника.
2. В других случаях понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.
3. В качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности. Количество понятых не может быть менее двух.
Права и обязанности понятых
1. В настоящее время одной из основных мер принудительного исполнения имущественного характера, применяемой к должнику, является обращение взыскания на имущество должника, производимое путем наложения ареста и реализации этого имущества. Практика показывает, что применение данной меры принудительного исполнения является для судебных приставов-исполнителей одной из самых трудных. Не последнюю роль в этом играет положение, закрепленное в законе, согласно которому судебные приставы-исполнители должны обеспечить присутствие понятых при производстве описи и ареста имущества должника. Очень часто граждане отказываются присутствовать при совершении исполнительных действий и принимать в них участие.
2. Понятыми в исполнительном производстве согласно настоящему закону являются лица, присутствующие при вскрытии помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотре, аресте, изъятии и передаче имущества должника. Ими могут быть только дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель прежде, чем пригласить понятых (не менее двух) для участия в производстве описи и ареста имущества должника, обязан выяснить у них все вопросы, перечисленные выше: и дееспособность, и возраст, и их заинтересованность в исполнительных действиях, и родство между собой и другими участниками исполнительного производства, и возможную подчиненность и подконтрольность друг другу, а также разъяснить им права и обязанности.
3. Необходимость присутствия понятых при производстве описи и ареста имущества должника закреплялась и в ранее действовавшем законодательстве, посвященном исполнительному производству (п. 61 Инструкции об исполнительном производстве, ст. 371 ГПК). В настоящее время наличие понятых необходимо при наложении федеральными органами налоговой полиции или налоговой инспекции так называемого административного ареста на имущество юридических и физических лиц в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды (см. Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» в ред. от 17 декабря 1995 г.). Кроме того, согласно гл. 13-15 УПК РСФСР понятые играют большую роль при совершении следственных действий по уголовным делам.
Однако в указанных нормативных правовых актах каких-либо особых требований к личности понятых не предъявляется.
Несомненно, чтобы обеспечить права сторон в исполнительном производстве, установить определенный контроль за действиями судебного пристава-исполнителя, присутствие понятых при совершении некоторых исполнительных действий необходимо, но, предъявляя жесткие требования к личности понятого, законодатель усложнил в какой-то мере обращение взыскания на имущество должника.
4. В ст. 40 подробно изложены права и обязанности понятых, привлекаемых судебным приставом-исполнителем для участия в совершении исполнительных действий. Обращает на себя внимание право понятого на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением своих обязанностей.
К расходам, понесенным понятыми в связи с исполнением ими своих обязанностей, по аналогии с расходами, возмещаемыми свидетелям, следует отнести:
а) расходы по проезду к месту совершения исполнительных действий;
б) расходы по найму жилого помещения;
г) вознаграждение за отвлечение от работы или обычных занятий, если понятой не является рабочим или служащим, исчисляемое в размере суточных, установленных для служебных командировок.
Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий и в бесспорном порядке взыскиваются с должника (см. комментарий к ст. 84).
Количество понятых не может быть менее двух. Права и обязанности понятых установлены ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых.
Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий
Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых.
Для участия в производстве осмотра, обыска, выемки.
9. Понятые наделены рядом процессуальных прав: присутствовать при всех. действия.
Роль понятых в исполнительном производстве. Обязанности.
Замечания понятого подлежат занесению в акт исполнительного действия, которые он обязан удостоверить своей подписью.
Перед началом де
Понятыми в исполнительном производстве могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве или свойстве, подчиненности или подконтрольности.
Перед совершением исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Главной обязанностью понятого является обязанность удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий и применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно.
Понятым возмещаются денежные расходы, понесенные ими в связи с исполнением обязанностей понятых, недополученная заработная плата или компенсация в связи с потерей времени.
Этим правомочиям судебного пристава-исполнителя корреспондируют обязанности должника или третьего лица, к которым обращено действие судебного пристава-исполнителя, за неисполнение которых или за воспрепятствование которым указанные лица могут быть подвергнуты административному наказанию (ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 104, ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве). Хотя исполнительные действия не связаны с полным (тотальным) лишением должника права собственности на какое-либо имущество, а только частично ограничивают его полномочия собственника, они, как правило, связаны с ограничением существенных прав должника, установленных федеральными законами, а зачастую и Конституцией, поэтому совершение их должно отвечать принципам разумности, целесообразности и достаточности.
Сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем. Судебный пристав-исполнитель, в течение 3-х дней после получения нереализованного имущества, направляет в адрес взыскателя уведомление с предложением оставить нереализованное имущество за собой в счет погашения задолженности. При этом судебным приставом — исполнителем взыскателю устанавливается срок для принятия решения, предусмотренный ч.
12 ст.
Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли участников исполнительного производства, в то время как перенос исполнительных действий, наоборот, вызван причинами субъективного характера. 3. Перенося совершение исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель сразу назначает новое время совершения исполнительных действий, т.е. для этого не надо выносить специального постановления. А для возобновления приостановленного исполнительного производства суд должен вынести специальное определение, а судебный пристав-исполнитель специальное постановление.
4. Обстоятельства, влекущие приостановление исполнительного производства, указываются в Законе (ст.ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается судебным приставом-исполнителем в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства либо об отказе в прекращении исполнительного производства. Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.
Окончание исполнительного производства. Статья 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок завершения исполнительного производства путем его окончания. В названной статье законодателем приводятся основания для окончания исполнительного производства. Эти основания могут быть сведены в две группы.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО К участникам исполнительного производства относятся и лица, не заинтересованные в конечном результате исполнительного производства, но участие которых признается необходимым для качественного, полного и своевременного исполнения исполнительного документа, это понятые, переводчики, специалисты. Понятой в исполнительном производстве — это лицо, которое приглашается для участия в совершении исполнительных действий в качестве свидетеля, удостоверяющего правильность соблюдения законных процедур и сам факт совершения действий, зафиксированных в юридических документах.
Любые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем только при наличии в его производстве исполнительного документа и только в целях исполнения требований этого исполнительного документа, поэтому в любом требовании, письме, поручении судебного пристава-исполнителя должно содержаться указание, в связи с каким исполнительным документом, по какому требованию совершаются соответствующие исполнительные действия. Исполнительные действия должны носить достаточный характер, т.е. не носить карательного характера. Судебный пристав-исполнитель обязан ограничивать вид, количество и размер исполнительных действий видом и размером требований исполнительного документа.
Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать сведения о физическом или юридическом лице только в случае, если они являются должниками по исполнительному документу.
Российской Федерации ставкам с последующим возмещением за счет должника. СРОК В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Срок — отрезок времени, который включает в себя три элемента: начало, течение и конец. Если исполнительный документ не будет предъявлен к исполнению в пределах установленного срока, взыскатель теряет право на … ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В.
В. ПИЛЯЕВА Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства, ликвидации правового нигилизма и выработке в обществе истинно ценностного отношения к … СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПОНЯТИЕ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Понятие лиц, участвующих в исполнительном производстве, можно рассматривать с различных точек зрения в отношении их субъективного состава, т. е.
На практике судебный пристав-исполнитель нередко одновременно использует обе нормы: вынося постановление об отложении исполнительных действий, он одновременно обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также изменении способа и порядка их исполнения, предполагая, что суд в течение 10-дневного срока отложения рассмотрит заявление судебного пристава-исполнителя. Понятия «отложение исполнительных действий» и «отсрочка исполнения» схожие, но нетождественные, причем первое более широкое.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Может ли судебный пристав исполнитель быть понятым» в комментариях.
ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) подробно регламентируется вопрос участия понятых при совершении исполнительных действий.
Понятые являются лицами, участвующими в исполнительном производстве и относятся к лицам, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В частности, присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо им принадлежащих, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества.
Комментируемая норма получает свое развитие в ряде других статей Закона, непосредственно предусматривающих необходимость участия понятых при наложении ареста на имущество должника (ст. 80 Закона), при конфискации имущества (ст. 104 Закона), в ходе исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении (ст. 107 Закона), исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника (ст. 109 Закона).
Участие понятых при совершении исполнительных действий является одной из дополнительных гарантий, обеспечивающих соблюдение и последующую защиту прав граждан, вовлеченных в исполнительное производство, гарантий, создающих условия для надлежащего осуществления мер принудительного исполнения, а также их процессуального закрепления, гарантий беспристрастности действий судебного пристава-исполнителя. Поэтому, кроме случаев обязательного участия, понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона).
Законом предусмотрены конкретные требования к понятым: в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.
Важно также и правило о том, что количество понятых не может быть менее двух. Следует учесть, что это правило распространяется и на тот случай, когда в соответствии с законодательством об исполнительном производстве участие понятых в исполнительном действии необязательно, однако судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе все же привлек их в исполнительный процесс.
В соответствии со ст. 60 Закона понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Обращаю Ваше внимание на то, что в последнее время участились проверки прокуратурами исполнительных производств на предмет правильности составления актов совершения исполнительных действий. При наличии в материалах исполнительных производств более 2 актов совершения исполнительных действий составленных без участия понятых по факту отсутствия должника дома, прокурорами факт выхода судебного пристава-исполнителя по месту жительства должника ставится под сомнение.
В связи с этим судебным приставам-исполнителям в случае составления акта совершения исполнительных действий по факту отсутствия должника по месту жительства необходимо, привлекать к участию в исполнительных действиях понятых либо иных лиц (судебный пристав по ОУПДС, соседи).
Отдел организации исполнительного производства
Время создания/изменения документа: 09 декабря 2011 09:37 / 15 декабря 2011 13:22
No related posts.