Содержание
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации направляем разъяснения по отдельным актуальным вопросам.
1. Соблюдение требований статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.
Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное статьей 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.
Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор. В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции (ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.
Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», не требуется.
Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.
Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 – 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.
В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.
За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
– на граждан – в размере от двухсот до пятисот рублей;
– на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
– на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Необходимо при этом учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.
На официальном сайте Роскомнадзора размещен примерный шаблон устава редакции средства массовой информации.
В соответствии с п. 5.8. примерного устава в составе редакции предусмотрено создание коллегиального совещательного органа – редакционной коллегии. Поскольку создание редакционной коллегии в соответствии со ст. 19, 20 Закона о СМИ не является обязательным требованием, ее отсутствие не является нарушением.
Если в составе медиа-холдинга объединены редакции различных средств массовой информации, которыми руководят редакторы, необходимо создавать такой орган управления как главный редактор и указывать в уставах редакций и выходных данных сведения о главном редакторе.
2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.
В соответствии со ст. 27 Закона о СМИ зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Необходимо учитывать, что допускается указание в выходных данных СМИ в качестве наименования регистрирующего органа сокращенной формы – «Роскомнадзор».
Закон о СМИ не содержит требования об обязательном указании в выходных данных сетевого издания его наименования (названия).
Кроме того, на сетевые издания не распространяется обязательное требование об указании в выходных данных знака информационной продукции.
Решение о размещении вышеперечисленных сведений редакция сетевого издания принимает самостоятельно, исходя из собственных убеждений.
Если же данная информация размещена, необходимо особое внимание обратить на то, что:
– наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;
– знак информационной продукции должен соответствовать содержанию распространяемой информации и классификации, установленной Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к месту размещения выходных данных.
Размещение на страницах сетевого издания web-ссылки на выходные данные средства массовой информации, при переходе по которой открывается файл копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, и указанные в копии данные совпадают с информацией, имеющейся в регистрационном деле средства массовой информации, свидетельствует о соблюдении сетевым изданием требований ст. 27 Закона о СМИ.
Дополнительно сообщаем, что в случае размещения сетевым изданием материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).
Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», понимающем под информационным агентством «организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации». Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.
Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.
Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.
Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.
Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц – от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
3. Соблюдение требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).
В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:
– изменение состава соучредителей;
– изменение наименования (названия);
– изменение формы периодического распространения массовой информации;
– изменение территории распространения продукции СМИ
допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
При этом переименование юридического лица – учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.
Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
В ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, при которых отсутствует необходимость производить перерегистрацию средства массовой информации. Однако она обязывает учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
– изменении местонахождения (адреса) редакции;
– смене доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания и электронно-периодического издания;
– изменение периодичности выпуска средства массовой информации;
– изменение максимального объема средства массовой информации.
Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений. Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.
Необходимо учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.
Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.
Отдельно отмечаем, что Законом о СМИ не предусмотрено, что средства массовой информации с определенной периодичностью распространения («ежеквартально», «один раз в месяц», «два раза в неделю») и так далее должны выходить в свет в определенный день. Конкретная дата выхода в свет очередного выпуска издания определяется редакцией средства массовой информации.
Максимальный объем сетевых изданий указывается в соответствующих единицах измерения информации (например, в байтах).
Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность предусмотренную ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:
– на граждан – в размере от двухсот до пятисот рублей;
– на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
– на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в свидетельствах о регистрации СМИ, в случаях:
– изменения наименования учредителя (соучредителей);
– изменения местонахождения учредителя и (или) редакции
учредитель может воспользоваться правом на внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ и обратиться в Роскомнадзор с заявлением по форме, утверждённой Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (приложение № 2 к Административному регламенту), с приложением комплекта документов, указанных в п.п. 44, 47 Административного регламента, и уплатой государственной пошлины в размере 350 рублей по реквизитам, указанным на официальном сайте Роскомнадзора.
Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в Роскомнадзор.
В случае внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ.
Роскомнадзор дает рекомендации сетевым изданиям по ряду вопросов.
Сообщается, как составляется и принимается устав редакции СМИ. У редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на госрегистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор. В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции. Вместе с тем устав редакции и устав юрлица могут быть абсолютно разными документами.
Также разъяснен порядок объявления выходных данных сетевого издания. В частности, допускается указывать в них в качестве наименования регистрирующего органа сокращенную форму – Роскомнадзор. В выходных данных сетевого издания указывать его наименование (название) необязательно. Кроме того, на сетевые издания не распространяется требование указывать в выходных данных знак информационной продукции. Решение о размещении вышеперечисленных сведений редакция сетевого издания принимает самостоятельно, исходя из собственных убеждений.
Даны рекомендации в части перерегистрации СМИ в случае смены учредителя. Так, переименование юрлица – учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя. Также Роскомнадзор напоминает, о каких изменениях учредитель должен уведомить регистрирующий орган. Речь идет об изменении местонахождения (адреса) редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ, смене доменного имени сайта для сетевого и электронно-периодического издания.
Данный типовой устав редакции журнала можно использовать и для редакций телерадиопрограмм. В данный типовой устав редакции необходимо внести свои правки, учитывающие именно Ваши взаимоотношения между главным редактором, учредителем СМИ и коллективом редакции.
Принят
Общим собранием журналистского коллектива редакции журнала «О праве в сфере массовых коммуникаций» Протокол № 2 от 15.09.2010 (Типовой) Устав редакции Журнала «О праве в сфере массовых коммуникаций» 1.1. Редакция журнала журнала «О праве в сфере массовых коммуникаций», именуемая в дальнейшем «Редакция журнала» осуществляет производство и выпуск средства массовой информации – журнала «О праве в сфере массовых коммуникаций». 1.2. Учредителем и издателем журнала «О праве в сфере массовых коммуникаций» является ООО "Медиа". 1.3. Редакция журнала не является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Редакция журнала осуществляет деятельность в рамках выполнения уставных задач ООО «Медиа», в дальнейшем именуемое «Учредитель». 1.4. Редакция журнала осуществляет деятельность по производству и выпуску журнала на основе профессиональной самостоятельности. Управление Редакцией осуществляется в соответствии с настоящим уставом редакции, уставом и иными документами Учредителя. 1.5. Финансирование деятельности Редакции осуществляется в соответствии с настоящим Уставом редакции, уставом и иными документами Учредителя. 1.6. Местонахождение Редакции: 198097, г.Санкт-Петербург, пр.Суворовский, д.88. 1.7 Настоящий Устав определяет организационные, экономические, правовые и социальные основы деятельности Редакции журнала и является уставом Редакции в смысле статьи 20 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». 2. Права и обязанности Учредителя. 2.1. Учредитель имеет право:
2.2. Учредитель обязан: – соблюдать положения настоящего Устава редакции; – не вмешиваться в профессиональную деятельность редакции журнала, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом редакции; – оказывать Редакции журнала содействие в изучении общественного мнения. 2.3. Учредитель может передать свои права, и обязанности третьим лицам с согласия Редакции журнала. 3. Права и обязанности Редакции журнала 3.1. Редакция журнала вправе самостоятельно:
3.2. Редакция журнала обязана:
4. Имущественные и финансовые отношения Учредителя и Редакции. 4.1. Имущество, используемое Редакцией журнала, является составной частью имущества Учредителя. Решение о наделении Редакции журнала тем или иным имуществом принимается органами управления Учредителя в соответствии с их компетенцией. 4.2. Денежные средства, необходимые для производства и выпуска журнала, выделяются Учредителем в соответствии со сметой редакционных расходов по предложению главного редактора журнала. 4.3. Порядок производства, размещения и распространения рекламы в журнале определяется документами Учредителя. Объем рекламы в отдельном номере газеты определяется органами управления Учредителя в соответствии с их компетенцией. 4.4. Прибыль, получаемая в результате деятельности Редакции, является собственностью Учредителя и используется им для возмещения материальных затрат на производство и выпуск журнала, осуществление обязательных платежей и отчислений и на иные цели в соответствии с Уставом редакции и документами Учредителя. 5. Управление Редакцией журнала 5.1. Управление Редакцией журнала осуществляют органы управления Учредителя и главный редактор, в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом редакции, Уставом и иными документами Учредителя. 5.2. Органы управления Учредителя, в пределах своей компетенции, установленной в уставе и иных документах Учредителя, решают следующие вопросы деятельности Редакции:
5.3. Текущей деятельностью Редакции журнала руководит главный редактор. Главный редактор в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а также уставом и иными документами Учредителя и настоящим Уставом редакции. 5.4. Главный редактор, в пределах своей компетенции осуществляет управление Редакцией журнала и самостоятельно решает все вопросы деятельности Редакции журнала, за исключением отнесенных настоящим Уставом редакции к компетенции органов управления Учредителя. 5.5. Главный редактор:
5.6. Главный редактор пользуется правами и исполняет обязанности в соответствии с Должностной инструкцией, утверждаемой Учредителем. 5.7. Главный редактор вправе сформировать редакционную коллегию (редакционный совет) журнала, утвердив положение о нем у Учредителя. Решения коллегии (редакционного совета) носят рекомендательный характер. 5.8. Члены редакционной коллегии назначаются на должность и освобождаются от должности решением главного редактора. Главный редактор входит в состав редакционной коллегии по должности. Редакционная коллегия созывается главным редактором по мере необходимости для обсуждения опросов, связанных с производством и выпуском журнала. На заседаниях редакционной коллегии председательствует главный редактор. 5.9. Повестка дня определяется главным редактором. Члены редакционной коллегии вправе требовать включения в повестку дня дополнительных вопросов. Данное требование может поступить как до, так и на заседании редакционной коллегии. 5.10. Заседание редакционной коллегии правомочно, если на нем присутствуют более половины членов редакционной коллегии, включая главного редактора. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов и утверждаются главным редактором. Главный редактор не обязан мотивировать отказ в утверждении решения редакционной коллегии. Редакционная коллегия не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным в настоящем Уставе к ведению органов управления Учредителя. 6. Полномочия журналистского коллектива 6.1. Журналистский коллектив составляют лица, которые на основе договорных отношений с ООО «Медиа» осуществляют редактирование (литературное, художественное, техническое), создание, сбор или подготовку сообщений и материалов (текстовых и иллюстрированных) для журнала. 6.2. В компетенцию журналистского коллектива входит:
6.3. Журналистский коллектив осуществляет свои права на собрании журналистского коллектива. Собрание журналистского коллектива правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей членов журналистского коллектива. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов журналистского коллектива. 6.4. Собрание журналистского коллектива избирает из своего состава председательствующего, который ведет собрание, и секретаря, который составляет протокол собрания. Протокол ведется на каждом собрании журналистского коллектива. В протокол заносятся все решения собрания журналистского коллектива. Протокол подписывается председательствующим и секретарем. 6.5. Собрание журналистского коллектива не вправе принимать решения по вопросам, не относящимся к его компетенции, согласно настоящему Уставу редакции. 7. Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности журнала. 7.1. Выпуск журнала может быть прекращен или приостановлен только по решению Учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску Регистрирующего органа Российской Федерации. 7.2. Учредитель вправе прекратить или приостановить деятельность журнала в случае, если:
8. Права на название. 8.1. Право на название журнала принадлежит Учредителю. Логотип журнала может быть зарегистрирован Учредителем в качестве товарного знака в соответствии с законодательством Российской’ Федерации. 9. Последствия смены учредителя, изменения состава учредителей 9.1. В случае смены Учредителя журнал продолжает свою деятельность после перерегистрации в установленном законом порядке. 9.2. В случае реорганизации Учредителя его права и обязанности в полном объеме переходят к правопреемнику. 10. Порядок утверждения и изменения Устава Редакции 10.1.Устав Редакции принимается на собрании журналистского коллектива Редакции – сотрудников Редакции и утверждается Учредителем. 10.2. Изменения и дополнения в Устав Редакции вносятся Учредителем по собственной инициативе и по предложению Редакции и принимаются в соответствии с п. 10.1 настоящего Устава редакции. В этом материале мы рассмотрим порядок принятия устава СМИ, разберем перечень обязательных положений устава и разъясним возможности реализации прав учредителем и редакцией СМИ, расскажем о санкциях за нарушение порядка предоставления устава СМИ в Роскомнадзор. Практика показывает, что учредители отдельных средств массовой информации считают устав редакции СМИ документом скорее формальным и, как следствие, принимают документ на основе шаблона, найденного в интернете, или, того хуже, забывают о нем. Последняя ошибка, не замеченная на этапе запуска СМИ, может сильно осложнить процесс его функционирования в дальнейшем. Помимо того, что за отсутствие устава существуют штрафы, о которых мы поговорим позже, могут возникнуть и другие сложности, например, при перерегистрации СМИ. А может быть и вообще фатальная ситуация, когда отсутствие устава редакции СМИ делает невозможным выпуск СМИ редакцией под тем же названием. Устав редакции СМИ или устав СМИ? Разберемся в терминологииЧасто устав редакции СМИ называют уставом СМИ, что неверно. Закон о СМИ в статье 20 говорит о необходимости принятия устава редакции СМИ, так как именно редакция СМИ осуществляет выпуск СМИ и устав как раз определяет ее статус. Непосредственно у СМИ — газеты, журнала, сайта, телепрограммы и т. д., — устава быть не может и не должно. Когда же может понадобиться устав редакции СМИ?Самое важное — это то, что устав — тот самый документ, который определяет, кто же является редакцией СМИ. Варианты могут быть различны: редакция — юридическое лицо, редакция — структурное подразделение юрлица, редакция — физическое лицо или ИП, редакция — объединение граждан. Напомним, что цель устава редакции СМИ, согласно ст. 20 Закона о СМИ, — урегулировать отношения между хозяйствующим субъектом (учредителем — физическим либо юридическим лицом) и редакцией (сотрудниками, творческими работниками и др. участниками процесса выпуска и распространения СМИ). Рассмотрим наиболее распространенные схемы. 1. Юридическое лицо создается одновременно со СМИ для обеспечения его работы, становится после регистрации СМИ — редакций СМИ. При этом учредителем СМИ может быть физическое лицо либо другое юридическое лицо. Но и в этом случае устав редакции СМИ остается необходим. Устав ЗАО «Московские ведомости» не заменяет устав редакции газеты «Московские ведомости» (если только в Уставе юридическое лица не предусмотрены положения, обязательные для устава редакции СМИ), — это два разных документа. Если все же устав юрлица и редакции СМИ объединен в одном документе, необходимо, чтобы этот документ быть принят на собрании журналистского коллектива и утвержден учредителями СМИ (не путать с учредителями юридического лица, часто это разные субъекты). 2. Уже существующее юридическое лицо учреждает СМИ и само же становится редакцией СМИ и обеспечивает хозяйственную деятельность СМИ. 3. Физическое лицо совмещает функции учредителя, редакции СМИ и главного редактора, то есть редакция СМИ состоит из одного лица. Стоит обратить внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность редакция-физлицо сможет лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Принятие и утверждение такого учредительного документа как устав не наделяет редакцию СМИ статусом юридического лица. Закон определяет СМИ только как форму распространения массовой информации. В случае смены редакции СМИ (например, сначала выпуск СМИ осуществлял ИП, а потом было создано ООО для этой цели) надо будет внести изменения в устав редакции СМИ. А если устава нет? Кажется, ну какие правовые проблемы могут стоять за этим? Расскажу историю из нашей практики.
По закону в случае ликвидации учредителя СМИ — юридического лица — его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции. Или в уставе редакции можно предусмотреть, что права переходят какому-то другому лицу. Но, как вы помните, устава-то нет, а без него доказать, что стороннее юридическое лицо является редакцией СМИ оказалось фактически невозможно. В итоге редакция СМИ решила зарегистрировать новое СМИ.
Думаю, я вас убедила, что устав редакции СМИ — это не простая бумажка, а важный документ. Устав редакции СМИ еще может быть нужен, если: В уставе редакции СМИ должны быть раскрыты существенные условия, а именно: 1) определены взаимные права и обязанности редакции, учредителя, главного редактора, журналистского коллектива; 2) определен круг полномочий коллектива журналистов; 3) установлен порядок формирования органов управления редакцией: редакционной коллегии, главного редактора и других; 4) указаны основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ; 5) определен порядок передачи права на название СМИ; 6) установлен порядок принятия, утверждения и изменения устава редакции и другие положения, предусмотренные Законом о СМИ. После того как устав полностью готов, а именно: вы удостоверились, что в нем отражены все необходимые разделы, прописаны права, обязанности учредителя СМИ и редакции СМИ, оговорены условия их взаимоотношений, — осталось принять устав, оформить его надлежащим образом и направить в Роскомнадзор. Устав редакции СМИ должен быть направлен в РоскомнадзорДля того чтобы выполнить требования законодательства, необходимо не просто принять устав, но и направить его в Роскомнадзор (для сетевых СМИ всегда в центральное подразделение) или его территориальный орган, в зависимости от того, где вы регистрировали свое СМИ. Закон о СМИ говорит, что срок предоставления устава — 3 месяца с момента начала выпуска СМИ. Но если, например, ваш сайт уже действует и в какой-то момент вы решаете, что надо зарегистрировать СМИ, то вы обязаны направить устав не позднее трех месяцев после даты регистрации. Если же вы регистрируете сайт, еще находящийся в процессе разработки или еще не запущенный по разным причинам, то трехмесячный срок на предоставление устава в Роскомнадзор начинает течь с момента, когда сайт начал работу. На начало выпуска СМИ по Закону о СМИ у учредителя есть один год с момента регистрации. Таким образом, в любом случае устав должен быть предоставлен в Роскомнадзор не позднее 1 года 3 месяцев с момента регистрации СМИ. Устав можно предоставить в Роскомнадзор лично, в этом случае не забудьте попросить поставить отметку о получении на втором экземпляре устава редакции СМИ. Или устав редакции СМИ можно направить Почтой России с описью вложения и уведомлением о получении, а также курьерской доставкой. Уплата штрафа не освобождает учредителя СМИ от предоставления копии устава редакции СМИ в Роскомнадзор. А за дальнейшее нарушение сроков предоставления устава регистрация СМИ может быть признана недействительной в судебном порядке. Договор вместо устава, возможно?Законом о СМИ предусмотрена возможность замены устава редакции договором между учредителем и редакцией СМИ. Во время составления и перед принятием устава редакции на общем собрании коллектива журналистов именно на этот случай имеет смысл обратить внимание. Заключить договор между учредителем и редакцией СМИ проще, чем утвердить на общем собрании устав редакции. Заключение такого договора правомерно, если в составе редакции не более 10 человек. На этот факт прямо ссылается статья 20 Закона «О СМИ». Но вы можете выбрать и принятие устава, это ваше право, вы не обязаны заключать договор, даже если у вас очень маленькая редакция. А что делать, если редакция не маленькая, а очень маленькая, где один человек и учредитель СМИ, и редакция, и главный редактор? В случае с интернет-СМИ, по своим клиентам знаем, это не редкость. По Закону о СМИ устав редакции обязателен и в том случае, когда в составе редакции всего один человек, он же главный редактор и учредитель. Это правило касается и сетевых изданий. Возвращаясь к возможностям физического лица в создании устава, отметим, что если учредитель СМИ совмещает функции главного редактора, то устав редакции он утверждает как учредитель и подписывает как главный редактор. Заменяющий договор между учредителем СМИ и редакцией здесь использовать нельзя, т. к. одно и то же лицо не может подписывать договор за каждую сторону, согласно статье 420 ГК РФ. Поэтому если после прочтения этой статьи у вас появились сомнения, а соответствует ли устав вашего СМИ нормам действующего законодательства, то специалисты «Право в сети» могут провести аудит вашего документа. В итоге вы получите перечень конкретных рекомендаций, какие пункты или разделы устава или учредительного договора необходимо изменить или дополнить. Чтобы оставить заявку на услугу или получить более подробную информацию по данному вопросу, заполните форму ниже, мы свяжемся с вами в течение суток.Или вы можете позвонить нам по телефонам 8 800 550 60 39, + 7 (950) 768-52-77, или связаться с нами по электронной почте ledovskikh.m@gmail.com Если же вы счастливый учредитель нового зарегистрированного СМИ и устава у вас еще нет, то вы можете заказать его подготовку «под ключ», т. е. с учетом индивидуальных нюансов вашего СМИ. Если вы на этой страничке оказались случайно и еще только размышляете, а надо ли вам оно, это СМИ, то предлагаю начать с изучения теории в статьях этого раздела. А затем наша команда поможет вам оформить все необходимые документы для регистрации СМИ и получить необходимый статус СМИ для редакции. |
No related posts.