Что делать если ребенка обижает другой ребенок | Загранник

Что делать если ребенка обижает другой ребенок

Метки

Рубрики

  • от 3 до 5 (17)
  • 1 – 3 года (17)
  • Пора в школу (13)
  • Уголок здоровья (11)
  • от 0 до 1 года (10)
  • Воспитательный процесс (6)
  • Развивалки (4)
  • Груднички (3)

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Среда, 24 Февраля 2010 г. 23:33 + в цитатник


Всех родителей беспокоит вопрос отношения сверстников к их ребенку, особенно если их ребенка обижают.
Этому посвящено много статей.
А вот что делать, если твой ребенок начал обижать чужих детей? Как на это реагировать?

Мы невольно столкнулись с такой ситуацией. Слава Богу не наш малыш это делает, а сын нашей подруги с которым мы постоянно гуляем. Он не дает свои игрушки, отбирает чужие, без повода может толкнуть, ударить или что-то бросить. Его мама в полной растерянности.
Что же делать в этом случае?
В сети написана масса статей о том, как защитить своего ребенка от агрессии других. А вот что делать если агрессором стал твой любимый и замечательный малыш?

В общении детей всегда возникают конфликты. Таким образом дети познают нормы поведения и со временем все становится на свои места.
А вот наличие агрессивного поведения обычно объясняют семейным примером, если в семье есть проявления агрессии. Но это не наш вариант.
Уровень агрессии у разных детей разный. И зачастую в одной семье вырастают дети с разным уровнем агрессивности. Самое неприятное то, что агрессивность сложившаяся в детстве обычно остается стойкой чертой на всю жизнь!

Агрессия бывает разной направленности. Дети дерутся из-за игрушки, из-за роли в игре или просто обзываются. Но бывает такая форма агрессии которая направлена на причинение вреда другому, как самоцель. То есть эта агрессия не имеет цели как таковой (отнять игрушку), а является самоцелью.
Вот похоже, что это наш вариант. Эта форма агрессии вызывает наибольшую тревогу у психологов.

Такие дети не отличаются от сверстников по интеллектуальному уровню, уровню общения, изобретательности или в игровой деятельности.
Отличие только в отношении к сверстникам. Они воспринимают других детей, как препятствие, которое пытаются устранить.

Главная проблема таких детей – невозможность понять потребности другого, невнимание к чувствам и желаниям других детей.
Это может проявляться в неприятии и протесте против чужих успехов, злорадстве чужим неудачам, не способности бескорыстно помочь другому или поделиться.

Причина этого – фиксированность ребенка на себе, внутренняя изоляция его от других.

Исследований на эту тему очень мало, восновном они относятся к механизмам и проявлениям. А практических работ очень мало.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
– полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
– выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно. ");
– переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
– позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Читать дальше  Фссп35 банк данных исполнительных производств

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

– констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
– констатирующий вопрос ("ты злишься?");
– раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать
силу?");
– обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
– апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

– повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
– демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
– крик, негодование;
– агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
– сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
– негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
– использование физической силы;
– втягивание в конфликт посторонних людей;
– непреклонное настаивание на своей правоте;
– нотации, проповеди, "чтение морали",
– наказания или угрозы наказания;
– обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
– сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
– команды, жесткие требования, давление;
– оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:
– публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
– не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
– предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Читать дальше  Порядок получения разрешения на перепланировку

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
– нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
– пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
– внушение спокойствия невербальными средствами;
– прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
– использование юмора;
– признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Рубрики: 1 – 3 года
от 3 до 5
Пора в школу
Воспитательный процесс

Метки: дети агрессия агрессивное поведение

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

Что делать, если ребёнка обижают.

Поводом для написания этой статьи стала дискуссия, которую я увидел на одном из известных форумов по воспитанию детей. Ребёнка обидели. Как быть в этой ситуации? Ребёнка обижают в песочнице, ребёнка обижают в детском саду, ребёнка обижают в школе…Что делать, если ребёнка обижают?

Мнения родителей разошлись: большая половина аудитории советует научить ребёнка давать сдачи, остальная часть сходятся во мнениях, что необходимо научить ребёнка постоять за себя, т.е. научить его защищаться.

2. Постоять за себя.

3. Научиться защищаться.

На мой взгляд, это совершенно разные понятия. Дать сдачи – это ответить ударом на удар. Делать это нужно сразу, либо не делать вообще (как говорится, после драки кулаками не машут). Цель – дать обидчику понять, что "ко мне лучше не лезть". Но дети не всегда правильно понимают значение этого выражения. Иногда непросто отличить агрессию от случайности. Дети, особенно в школе, постоянно в движении, они суетятся, толкаются, наступают друг другу на ноги. И что же, на каждый случайный толчок или на ногу наступили, в ответ должен быть удар? Что получится в итоге? Ребёнок, неправильно понявший значение слов "дать сдачи" будет пинать всех подряд. Да, многие его будут бояться, его будут сторониться, принимать за ненормального, но, как ни странно, он всё равно будет постоянно ходить в синяках. Парадокс? Примеров – масса!

Постоять за себя – это значит не дать себя обидеть. Здесь важно выйти из конфликта и при этом сохранить "физическую целостность" и достоинство. Умеющий постоять за себя – как правило, миролюбивый, дружелюбный человек, уверенный в себе, сильный духом и физически, который не начнёт первым, не скатится до оскорблений, адекватно оценит ситуацию. Таких всегда уважают, и на таких нападают редко, т.к. конфликт разрешается ими иногда с помощью нескольких фраз. Я думаю это то, к чему надо стремиться.

Женщин (девочек) бить нельзя! Это должен накрепко усвоить ваш сын. А если девочки нападают? Ведь такое сейчас, увы, не редкость. Уклоняйся, закрывайся руками, постарайся уйти, но не бей! Мужчина, ударивший женщину, разрушает некий психологический шлагбаум. Его природная задача – защищать женщину!

Всё, что я написал, больше относится к случаям, если ребёнка обижают в школе. Что касается взаимоотношений в песочнице, то в возрасте до 3 лет дети ещё не совсем осознают себя, как личность и действуют больше на подсознательном уровне. Здесь родителям важно разглядеть эту подсознательную агрессию, как в своём ребёнке, так и в детях, с которыми он играет, и стараться поменьше контактировать с агрессивными детьми. Учить давать сдачи в этом возрасте – большая ошибка. Нужно постараться объяснить ребёнку, что дети ведут себя по разному, что это плохое поведение, и так вести себя не стоит.
Родителям необходимо как пресекать агрессию своего ребёнка, так и становиться на защиту, если обижают его. Достаточно просто развести детей в стороны, твёрдо сказать агрессору "прекрати" и пожалеть пострадавшую сторону. Нельзя в этом возрасте пускать дело на самотёк.

Если ребёнка обижают в детском саду, то, конечно, вы не сможете сами контролировать ситуацию. Если ребёнок жалуется, что его бьют, необходимо поговорить с воспитателями, но не с претензиями (они не воспитывали «забияку»), а с желанием выяснить причины происходящего. Воспитатели с позиции незаинтересованной стороны могут понаблюдать и понять эти причины. Поговорите так же с родителями «забияки», обратитесь к детскому психологу. Если вы уверены в том, что ваш ребёнок не провоцирует агрессию и не находите понимания ни со стороны воспитателей, ни со стороны родителей «агрессора», есть смысл подумать о смене садика.

А ещё есть смысл подумать о том, как научить ребёнка постоять за себя. Я лично не вижу иного пути, кроме как через спорт. Это то, что помогло мне в школьные годы и помогло многим моим друзьям. Вначале лучше попробовать командные виды спорта, они хорошо сплачивают и воспитывают уверенность в себе, а потом можно переходить на единоборства. Но, как я уже говорил выше, не стоит забывать о духовном развитии. Именно такие качества, как отсутствие подсознательной агрессии и доброжелательность способны чудесным образом «уводить» человека (ребёнка) от опасных ситуаций.

В завершение статьи предлагаю вам посмотреть видео – мнение педагога-психолога о том как научить ребёнка постоять за себя и как нам, родителям, правильно реагировать на случаи, если ребёнка обижают.

А вот что думает об этом папа – тренер по боксу:

Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы можете почитать другие статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.

Клинический психолог, педагог-психолог, детский нейропсихолог.

Закончила Московский городской психолого-педагогический университет. Прошла профессиональную переподготовку в ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации по программе «Клиническая психология»

Консультирует как возрастной психолог по вопросам протекания кризиса 7 лет, особенностей психического развития старших дошкольников и младших школьников, детско-родительских отношений, а также по вопросам готовности к школе и мотивации к учебной деятельности.

Консультирует взрослых по темам: партнёрские и супружеские отношения, чувство опустошенности, ненужности, сомнения в выбранной профессии, тревожные состояния, фобии, неврозы, истерики, неуверенность в себе, раздражительность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector