Сооружение как единое целое состоит из многих объектов (сооружений), каждый из которых неотъемлемая часть целого: входящие объекты могут выполнять различные функции, но исключение их из состава основного сооружения невозможно, так как будет нарушена основная функция.
Точного определения капитального строения в градостроительном кодексе нет. К ним обычно относят:
Часто термин «строение» употребляют как синоним слову «здание». Далеко не все вспомогательные строения относятся к капитальным объектам строительства: целесообразно в этом случае использовать слово «постройка».
Объекты незавершенного строительства
Так называют ОКС, строительство которых приостановлено, главным образом из-за недостатка средств. И хотя такой «ярлык» объектам дается на время, и их планируют вводить в оборот, чтобы завершить начатое, иногда они «замораживаются» на десятилетия. Примером могут служить дома, которые начали строить по ДДУ обанкротившиеся застройщики.
К ним относятся временные постройки и сооружения
Временные постройки возводят или переделывают из других зданий и сооружений для проведения строительно-монтажных работ:
На первый взгляд такие постройки могут ничем не отличаться от капитальных: у них может быть прочный фундамент, каменные стены, железобетонные перекрытия. Понять, к чему относится объект (капитальному или некапитальному строению), можно по его временном назначении (срок эксплуатации временной потройки обычно до 5 лет, порой — до 15), и когда строительство прекращается, его должны демонтировать. Впрочем, это происходит не всегда, и некоторые временные постройки фактически превращаются в постоянные.
Также возводятся временные постройки в лесных хозяйствах и на землях сельхозназначения: складские помещения, улья, навесы, постройки для животных, хранения инвентаря
Это сооружения из легких конструкций, без фундамента (либо устанавливаемые на наземном неглубоком фундаменте), без подземных помещений, подведенных инженерных коммуникаций: киоски, павильоны, игровые и смотровые площадки, фонтаны, уличные туалеты и пр.
Правовой центр ДВА М готов оказать юридические услуги, связанные с размещением некапитальных объектов в Москве и Московской области.
Наличие титула собственности на земельный участок – наиболее благоприятная предпосылка для размещения некапитальных построек. Даже в случае, если земельный участок был предоставлен в соответствии с законодательством г. Москвы в льготном порядке с наложением запрета на строительство, размещение некапитальных объектов на таком участке становится тем более актуальным, поскольку такое использование данной территории не является строительством.
По общему правилу, размещение некапитальных построек возможно на любом земельном участке. Однако, следует оговориться, что как и любое другое использование земельного участка, размещение некапитальных построек на нём должно соответствовать земельному законодательству, т.е., в первую очередь – разрешённому использованию земельного участка и его градостроительному регламенту. Размещение некапитальных объектов, не предусмотренных двумя данными параметрами режима земельного участка, может повлечь претензии со стороны органов, полномочных на осуществление земельного надзора. Кроме того, некапитальные объекты должны соответствовать общим требованиям пожарных и санитарных нормативов.
Федеральным законодательством не урегулированы условия и порядок размещения движимых построек на земельных участках, уже находящихся в собственности физических лиц или коммерческих организаций.
Порядок размещения некапитальных объектов, утвержденный Правительством Москвы, ориентирован на случаи возведения некапитальных построек лицами, которым ранее участки в собственность не предоставлялись, на землях, находящихся в государственной собственности. В силу прямого указания сферы его действия на земельные участки в частной собственности он не распространяется. Иные процедуры строительства некапитальных объектов также относятся лишь к непредоставленным участкам, государственным землям. Из данных предпосылок можно сделать вывод о том, что московский законодатель не стал вводить специальный порядок получения разрешения на размещение некапитального объекта на земельных участках в собственности частных лиц, из чего следует возможность строительства разрешения на строительство и проведения иных предварительных согласований.
В законах Московской области, напротив, закреплена норма о том, что все некапитальные объекты размещаются с разрешения органов местного самоуправления, порядок получения такого разрешения должен быть установлен ими же. Следует отметить, что не все муниципалитеты на настоящий момент приняли документы, содержащие подробные правила о порядке возведения нестационарных построек в связи с чем в ряде случаев их строительство так же возможно без разрешений и согласований.
This jQuery slider was created with the free EasyRotator for WordPress plugin from DWUser.com.
Ситуация, в которой арендатор земельного участка из государственной или муниципальной собственности возводит некапитальные объекты на уже предоставленном ему в аренду земельном участке, не урегулирована в законодательстве г. Москвы.
Установленный порядок размещения некапитальных объектов распространяется только на те случаи, когда участок предоставляется специально для размещения такого объекта. В то же время и запрет на размещение некапитальных объектов на таких участках законом не установлен.
При этом, исходя из норм федерального законодательства, арендатор может использовать участок, любым способом, прямо не запрещенным законом или договором.
Таким образом, арендатор земельного участка вправе возводить объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, без предварительного получения каких-либо разрешений на размещение таких объектов, если иное не установлено договором аренды.
В Московской области отсутствуют специальные правила относительно возможности возведения некапитальных объектов на земельных участках, уже предоставленных в аренду, потому подлежит применению общий порядок размещения некапитальных объектов, описанный в нормативных актах органов местного самоуправления. Как правило, такой порядок включает получение разрешения на размещение некапитального объекта от одного из исполнительных органов местного самоуправления.
Таким образом, возведение некапитальных объектов безусловно возможно на земельных участках, предоставленных на праве аренды, в случае, если в договоре аренды отсутствует запрет на размещение таких объектов. В случае, если договор был заключен с внесением в него подобного запрета, правомерность данной нормы требует отдельного рассмотрения.
При этом возводимый некапитальный объект должен соответствовать разрешенному использованию и цели предоставления участка по договору арены. Так на участке, предоставленном для размещения промышленных объектов, могут устанавливаться некапитальные объекты производственного назначения, склады, иные объекты, вспомогательные по отношению к деятельности предприятия. Размещение же на таком участке объектов торгового и т.д. назначения будет неправомерно.
This jQuery slider was created with the free EasyRotator for WordPress plugin from DWUser.com.
Размещение нестационарного объекта на землях г. Москвы возможно лишь в случае, если размещающее такой объект лицо обладает правами на земельный участок, на котором размещается объект. В случае, если участок в собственности или в аренде отсутствует, возможно получить земельный участок из государственной или муниципальной собственности специально для размещения некапитального объекта.
Предоставление земельного участка из государственной или муниципальной собственности под размещение некапитального объекта в г. Москве возможно в ходе многоступенчатой процедуры, включающей в себя:
Следует отметить, что в таком порядке размещаются не все некапитальные объекты, а лишь прямо поименованные в законодательстве г. Москвы. Для нестационарных торговых объектов, объектов комплексного благоустройства территории, объектов, размещаемых на время проведения строительства, земляных и иных видов работ (временных объектов), произведений монументально-декоративного искусства, информационных конструкций, сезонных кафе существуют специализированные правила размещения, отличающиеся от общей процедуры как в сторону увеличения числа административных рычагов влияния на решения о размещении (более сложная процедура размещения – например, для нестационарных торговых объектов, объектов комплексного благоустройства природных и озеленённых территорий), так и в сторону их уменьшения (временные объекты, информационные конструкции и т.д.).
В Московской области возведение некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления. Поэтому для каждого муниципального образования (муниципального района) установлен собственный порядок размещения некапитальных объектов. При этом отсутствуют оговорки о том, каковы полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка размещения некапитальных объектов на землях различных форм собственности. Как правило, разрешение на размещение некапитальных объектов оформляется в виде постановления администрации муниципального образования (например, г.о.Красноармейск, г.п.Малаховка), в виде акта должностного лица администрации (например, г.о.Долгопрудный, г.п.Ступино, г.Лобня, г.о. Котельники) или в виде акта специализированного органа, подотчётного администрации (Химкинский район).
Кроме того, в соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, размещение некапитальных объектов возможно на землях из государственной или муниципальной собственности без предоставления земельного участка и без установления сервитута. Однако, на таких условиях можно размещать лишь два вида некапитальных объектов: нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции.
В соответствии с законодательством г. Москвы нестационарные торговые объекты могут устанавливаться исключительно на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и в порядке аукциона. При этом с хозяйствующим субъектом-победителем аукциона заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Местоположение рекламных конструкций г. Москвы также определяется при утверждении схемы размещения рекламных конструкций. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с победителем аукциона, ему выдается разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В Московской области, в свою очередь, нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции размещаются в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.
Компания или физическое лицо вправе возвести некапитальное строение. Чтобы строительство такого объекта не было нарушением, получите согласие собственника участка, согласуйте проект и соблюдайте требования закона. С какими сложностями сталкиваются владельцы постройки?
Возведение объектов некапитального строительства вызывает споры. Недобросовестная сторона может получить разрешение на временную постройку и возвести объект недвижимости. Или компания может построить сооружение, но нарушить правила эксплуатации (например, организовать в нестационарных объектах торговлю спиртным). Рассмотрим:
Что такое некапитальные строения, сказано в пункте 10.2 статьи 1 ГрК РФ. Это пункт, который действует с 4 августа 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ. Отличительные черты некапитальных строений:
Также в Градостроительном кодексе понятие некапитального строения использовали при определении элементов благоустройства (п. 38 ст. 1 ГрК РФ).
В частности, к некапитальным строениям относятся:
Правительство Москвы указывает на конкретные характеристики подобных строений, которые предназначаются для хранения инвентаря для уборки и содержания дворовых территорий. Это сборно-разборные конструкции:
На таких объектах некапитального строительства указывается информация о наименовании эксплуатирующей организации и назначении объекта (п. «г» ч. 3.1 приложения № 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП).
Гражданское законодательство и суды вместе с понятием объекта капитального строительства используют также понятие «объект недвижимости» (п. 10 ст. 1 ГрК РФ, ст. 130 ГК РФ, п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
Скачайте документы по теме:
Отличия некапитального строения от капитального в том, что оно:
На некапитальный характер постройки могут указывать:
Чтобы установить характер объекта, может понадобиться экспертиза. Например, по спору о признании отсутствующим права на самовольную постройку суд назначил экспертизу. Специалисты указали в заключении, что спорный объект не попадает под признаки капитального строения. Здание:
В другом деле по результатам строительно-технической экспертизы суд признал спорное строение четырехэтажным капитальным объектом недвижимости (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
Ввод объектов недвижимости в эксплуатацию происходит согласно соответствующим СНиП. Для некапитальных строений правила проще. Понадобится согласие правообладателя земельного участка и заключение о соответствии проекту строительства. Подобные постройки:
Некапитальное строение на собственном участке не подлежит госрегистрации, если оно не отвечают признакам объекта недвижимости. Минфин относит к таким сооружениям теплицы, дровники, заборы, навесы, иные некапитальные строения (письмо Минфина от 23.03.2018 № 03-05-06-01/18440). Ведомство не считает их объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Когда стороны согласовывают возведение сооружения, они стремятся обеспечить его безопасную эксплуатацию. Если речь идет о навесе, палатке и других объектах с несложной конструкцией и коротким периодом эксплуатации, участники правоотношений могут не указывать на специальные нормы. Но когда некапитальное строение имеет сложную конструкцию, стороны вправе прописать обязанность выполнять требования санитарных норм.
О соответствии нормам пожарной безопасности, охраны окружающей среды стороны могут договориться на этапе составления проектно документации. Контролирует соблюдение правил при строительстве приемочная комиссия (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.07.2009 № Ф03-3165/2009 по делу № А73-1167/2009). Применение таких норм не свидетельствует о том, что стороны согласовали возведение капитальной постройки.
Например, лицо обратилось с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации (далее – КУМИ). Заявитель потребовал изменить существенные условия соглашения об аренде земли, которые противоречили друг другу. В первом условии арендодатель разрешал возводить на автодроме капитальное сооружение не выше одного этажа и требовал соблюдать СНиПы. В другом пункте установил запрет на капитальное строительство. Однако суд не нашел нарушений. Требование «проектирование выполнить с учетом СНиП санитарных, противопожарных, технологических норм» не свидетельствовало о том, что арендодатель имел в виду объект капитального строительства (апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 14.04.2015 по делу № 33-1736/2015).
Недобросовестный владелец может возвести некапитальное строение и попытаться зарегистрировать право как на капитальный. Такие ситуации встречаются, если планировочные решения приводят к сходству строения с объектом недвижимости.
Например, администрация города (истец, арендодатель) потребовала признать недействительным право собственности, которое зарегистрировал ответчик (арендатор). Ответчик получил от истца по договору аренды участок и возвел на торговый павильон. Объект стал предметом спора. Стороны согласовали его установку и составили подробное описание. Конструктивные решения подразумевали устройство в павильоне системы отопления, водопровода и канализации. Соответствие проекту, который согласовал арендодатель, арендатор подтвердил актом технической готовности. Ответчик получил на сооружение документы от инспекции государственного архитектурно-строительного надзора. Административный орган подтвердил соответствие павильона нормам и правилам. Арендатор обратился в центр инвентаризации и оценки недвижимости, получил описание объекта и оформил на него право собственности.
Администрация не смогла оспорить запись в реестре прав на недвижимое имущество в первой инстанции. Суд сослался на наличие у объекта фундамента, систем канализации и водоснабжения. Апелляция изучила проектную документацию на спорный объект. Суд установил, что стороны договаривались о постройке быстровозводимого павильона. Ответчик возводил сооружение по проекту строительства некапитального объекта. Он сдавал сооружение в эксплуатацию не по акту приемки в эксплуатацию законченной капитальной постройки. В такой ситуации вне зависимости от материалов и технологий, соединения с землей и других признаков объект не считается недвижимостью в юридическом смысле (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2016 № Ф09-10734/15 по делу № А47-5091/2015).
В другом деле суд также указал, что наличие отдельных признаков объекта недвижимости не доказывает его капитальный характер (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2015 № Ф05-4278/2014 по делу № А40-94681/13- 28-864).
При сдаче некапитального строения в аренду необходимо учитывать требования закона. Владелец вправе сдавать такой объект в аренду. Поскольку речь идет о временном сооружении, важно четко определить предмет договора. Если стороны не достигнут соглашения о передаваемом имуществе, возникнут споры.
Например, арендодателю удалось взыскать плату за объект, хотя арендатор собирался арендовать другой. Истец предлагал ответчику выбрать подходящий объект и вписать характеристики в соглашение. Арендодатель полагал, что речь о некапитальном жилом строении (это вагон-бытовка, полуприцеп). Ответчик намеревался получить транспортное средство в виде вагона (прицепа), поскольку планировал перемещаться, бытовка для этого не подходила. Суд взыскал арендную плату, и ответчик не смог оспорить решение. Он присутствовал при передаче имущества, а позже отказался его вернуть (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.12.2017 № 33-24850/2017 по делу № 2-2684/2017).
Прежде чем сдавать сооружение в аренду, убедитесь, что условия эксплуатации не нарушат закон. Цели, для которых предназначается сооружение, не должны попадать под специальное регулирование. Например, нельзя продавать спиртные напитки в нестационарном объекте. Нарушителю грозит административная ответственность (ст. 14.16 КоАП РФ). Арендодатель вправе отказать в предоставлении участка, если арендатор нарушает условия договора.
Например, ИП не оспорил отказ Департамента градостроительства администрации города исполнять договор аренды. Суд посчитал, что Департамент правомерно отказался предоставлять землю. ИП возвел на участке павильон и сдал его в аренду третьему лицу. Предприниматель не обеспечил соблюдение требований законодательства об обороте алкогольной продукции. Третье лицо организовало розничную продажу спиртного в нестационарном торговом объекте. Таким образом, ИП не выполнил надлежащим образом условия договора аренды участка. Он допустил нарушение. Такая ситуация позволила департаменту отказаться от договора (определение ВС РФ от 25.04.2017 № 302-ЭС17- 4085 по делу № А33- 6747/2016).