Об основах охраны труда в российской федерации | Загранник

Об основах охраны труда в российской федерации

widget->show(‘ya_share’)."

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спец-одежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;

проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;

проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государ-ственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 № 1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

Читать дальше  Оплата за третье лицо кто выгодоприобретатель

В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Она аналогично регулировалась:

1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12.

2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 № 10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная и газовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино- и фотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами, витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т. д.).

Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Заказать написание уникльной работы

">Законодательство по безопасности (охране) труда включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются ">Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» "> и "> Трудовой кодекс РФ. "> Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в области охраны труда.

">Согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право:

  1. ">на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
  2. ">возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
  3. ">получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопасных производственных факторов;
  4. ">отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
  5. ">обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

">Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных и (или) опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.

">В разделе «Общие положения» констатируется, что работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых; обязательное социальное страхование; возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; судебную защиту своих трудовых прав и др.

Читать дальше  Соседские собаки мешают спать куда обращаться

">При поступлении на работу следует помнить основные положения раздела «Трудовой договор», согласно которым в указанном документе должны быть представлены характеристики ожидающих вас условий труда, компенсации (в случае тяжелых, вредных и (или) опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общих принятых в организации), виды и условия социального страхования, связанные с вашей трудовой деятельностью.

">Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Если вы поступаете на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель обязан обеспечить ваше обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение вашего периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

">В этом же разделе зафиксированы обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Каждый должен знать, что работник обязан:

">- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

">- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

">- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;

">- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния

">своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

">- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (если эго предусмотрено приказом Минздравсоцразвития России ввиду того что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной)’ Следует иметь ввиду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

">В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора вплоть до увольнения с работы.

">Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на содержание главы «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» раздела «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для данной возрастной категории.

">Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

">Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

">Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.

">В условиях рыночных отношений значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Федеральный закон « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно федеральному законодательству обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может розниться более чем в 40 раз. В соответствии с законодательством вы должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия (организации), где вы работаете и, таким образом, имеете право на возмещение ущерба, причиненного вашему здоровью, при исполнении вами трудовых обязанностей.

">Нормативные подзаконные акты по охране труда включают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 19.3). Наиболее информативно емким видом указанной нормативной документации является система стандартов безопасности труда (ССБТ).

">ССБТ — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГС С — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике. Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление.

">Виды нормативных подзаконных актов, содержащие государственные требования по охране труда

">ССБТ включает в себя несколько подсистем, которые представлены ниже:

">Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, а также Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Подразделения по охране труда есть во всех органах исполнительной власти. Органы местного самоуправления согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г, № 1550-1 «О местном гамоуправле- нии в Российской Федерации» обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

">Межведомственная комиссия по охране труда координирует работу по охране труда министерств и ведомств, определяет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные специалисты по охране труда.

">Важнейшей функцией системы управления является контроль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная служба по труду и занятости В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

">Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением, источников ионизирующих излучений, обеспечением безопасности строительных сооружений, электрических и теплоиспользующих установок и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральную службу по экологическому. технологическому и атомному надзору.

">Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

">Надзорные функции выполняет также прокуратура. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу.

">Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Читать дальше  Публичная карта росреестра кемеровской области

">Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и в области охраны труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа.

Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Статьи по теме

Закон об основах охраны труда в Российской Федерации: основные положения, анализ, текст на скачивание.

Из этой статьи вы узнаете:

ФЗ-181 об основах охраны труда в Российской Федерации – статус на 2018 год

Скачайте документы из статьи:

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

181-ФЗ более 7 лет устанавливал государственные требования в сфере охраны труда. Если проанализировать его положения, бросается в глаза их универсальность. В рамках одного нормативного акта устанавливались не только требования по ведению охраны труда в организации. Закон ссылался на конкретные рекомендации, чего нет сейчас в ТК РФ.

В ФЗ об основах охраны труда были размещены статьи о привлечении к ответственности за нарушения требований ОТ. Таким образом, он подменял собой не только целый раздел нынешнего Трудового кодекса РФ, но и Кодекса об административных правонарушениях в части нынешней статьи 5.27.1, а также Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ.

К преимуществам федерального закона по охране труда можно отнести требования к работодателю в части взаимодействия с профсоюзными органами. Также жестким было требование по формированию комиссии по охране труда, которая должна была создаваться при наличии лишь 10 человек в организации и участвовать в планировании финансирования и обосновании затрат на ОТ, и т.п.

Сейчас же в ст. 218 ТК РФ указано, что комиссия создается только по инициативе или работников, или администрации, при этом – на паритетной основе. Нынешний Трудовой Кодекс не так категоричен к работодателю. Комиссию можно не создавать вообще, если нет обращений от сторон трудового партнерства.

Федеральный закон 181-ФЗ был принят Госдумой 23 июня 1999 года и утратил силу 5 октября 2006 года.

Перечень действующих законодательных актов, регулирующих сферу охраны труда, смотрите в статье>>>

Сфера применения ФЗ по охране труда

Федеральный закон об охране труда распространялся на все организации, с любой формой собственности – государственной, коммерческой или некоммерческой. Все предприятия, будь то производственный кооператив, бюро по оказанию услуг или магазин, независимо от направления деятельности и численности работающих, обязаны были его соблюдать.

Как и Трудовой Кодекс РФ, закон № 181-ФЗ не разделял своё действие на государственные и негосударственные формы собственности, но при этом в нем не были отражены особенности работы медиков, спортсменов и госслужащих.

Татьяна Чиркина – Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Основные положения закона по охране труда и технике безопасности и ТК РФ

В ст. 15 закона были установлены требования к работнику по обеспечению охраны труда. 214 статья Трудового кодекса, на первый взгляд, полностью идентична 15 статье 181-ФЗ, но при внимательном просмотре обнаруживается, что в ТК расширено понятие обязательного медосмотра, предоставлено право на внеочередное обследование, а также регламентировано проведение предрейсового, предсменного, послерейсового, послесменного обследований и обязательного психиатрического освидетельствования.

В 12 ст. 181-ФЗ указано, что в организациях со штатом 100 и менее работников решение о том, нужен или нет специалист по ОТ, принимается администрацией с учетом условий труда и специфики деятельности работодателя. Если же такого специалиста нет, то работодатель должен заключить договор «со специалистами, или организациями, оказывающими услуги в области ОТ». Следовательно, не исключался и договор с физлицом на оказание услуг по ОТ гражданско-правового характера.

В 1999 году не было аккредитации в реестре организаций, оказывающих услуги по ОТ, поэтому предоставлять их могли те организации, которые вписывали в свой ОКВЭД код 74.14 – консультационные услуги в сфере бизнеса.

На сегодняшний день в ТК РФ четко прописаны требования к организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 217 на предприятии должен быть назначен специалист или создана служба по ОТ, а не группа или отдел. При этом, по статье 195.3 ТК РФ, наименование служб и должностей должны соответствовать указаниям ст. 217 и профстандарта.

Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, допускаются наименования должности – «Специалист по охране труда» или «Специалист в области охраны труда». Никакие другие вариации не допускаются.

В справочной Системе "Охрана труда" читайте рекомендации директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа

В ст. 1 федерального закона об основах охраны труда упоминается незнакомый ныне термин «сертификат безопасности». Очевидно, что имеется в виду не сертификация оборудования или машин. Видимо, в 1999 году шла речь о сертификации производственного процесса. Некоторые инспекторы гострудинспекции запрашивают у работодателя данный сертификат, однако это требование незаконно.

В 215 статье ТК РФ, как и в статье 16 181-ФЗ указано, что «на технологические процессы должны быть получены сертификаты соответствия или декларации о соответствии». Такая формулировка некорректна. В законе "О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено следующее: «Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ». Технологические процессы продукцией не являются. Поэтому сертификата безопасности по ОТ в организации нет, но должен иметься сертификат пожарной безопасности. Это указано в ст. 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Многие организации имеют сертификат по OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012), и это относится к добровольной сертификации. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», обязательными являются технические регламенты, а стандарты носят характер добровольного применения (ст.11 Закона РФ «О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статью 20 федерального закона по охране труда заменил нынешний Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ. В этой статье были установлены требования к проведению проверок, права и обязанности инспектора ГИТ. В частности, инспектор имел право подать ходатайство в следственные органы о привлечении работодателя к уголовной ответственности. Теперь такое право имеет только суд, и то только при наличии тяжких последствий.

В статье 21 ФЗ указано, что задачами госэкспертизы УТ является подготовка предложений по отнесению предприятия к классу профриска. Как известно, даже сейчас, в феврале 2018 года, организации не знают, к какому классу они отнесены, и где могут получить информацию об этом. Методика оценки профессионального риска все еще находится в стадии разработки.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Ответственность за нарушение требований охраны труда

181-ФЗ предусматривал такую меру ответственности работодателя, как прекращение деятельности. В нынешнем законодательстве такая мера отсутствует, самое большое, чем рискует сегодня организация – это приостановление ее деятельности на 90 суток. По 181-ФЗ решение о ликвидации организации или ее структурного подразделения принимал суд по требованию руководителя ГИТ. Для этого ему нужно было заручиться результатами госэкспертизы условий труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector