Обучение детей инвалидов на дому предусматривает | Загранник

Обучение детей инвалидов на дому предусматривает

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят малыши с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь 79-й параграф закона 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции записаны в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех ребят с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них бесплатного и доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения удобной инфраструктуры в учреждениях образования;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Скачать для просмотра и печати:

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • дистанционно;
  • в домашних условиях, если малыш не в состоянии ходить в школу.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

Звено обучения Создаваемые условия
Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек)
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников
Обеспечение ДОУ специалистами:

  • массажистами;
  • логопедами;
  • психологами;
  • тренерами и другими.
Консультирование родителей по вопросам воспитания
Создание инфраструктурной доступности:

  • пандусов;
  • расширенных коридоров и тому подобное
Среднее Разработка специализированных программ
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения
Предоставление качественного медобслуживания
Повышение инфраструктурной доступности зданий
Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс
Обеспечение дистанционной формой получения знаний

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о малышах с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях:
  • для удобного посещения занятий инвалидами;
  • для их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с ребятами:
    • медиков;
    • педагогического состава.
    • Несовершеннолетним инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

      • в домашних условиях;
      • дистанционно.

      Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

      Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

      • отдельные уроки;
      • кружки и дополнительные занятия;
      • массовые увеселительные мероприятия.

      Домашнее образование

      Малышу, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

      • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
      • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
      • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.
      Читать дальше  Причины заключения срочного трудового договора

      Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

      • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
      • зачисляет ребенка в число учеников;
      • оформляет необходимую документацию;
      • составляет учебный план;
      • назначает учителей для его реализации.

      Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам несовершеннолетнего аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

      Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

      Дистанционное обучение

      Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

      • веб, чат-занятия;
      • телеконференции;
      • телеприсутствие;
      • интернет-уроки.

      Внимание: если власти приняли решение о дистанционном получении образовательных услуг, то несовершеннолетний ученик обеспечивается за бюджетные средства:

      • компьютерной техникой;
      • средствами связи.

      Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

      1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
        • материального положения семейства;
        • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
        • получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
        • получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
        • прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
        • развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
        • принять участие в исследовательской деятельности;
        • получать консультативную помощь специалистов:
          • психологов;
          • медиков;
          • педагогов и других.

          Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

          Перечень привилегий для инвалидов

          В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

          Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

          В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

          • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
          • в зданиях отсутствуют пандусы;
          • дверные проемы слишком узки для колясочников;
          • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.

          Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.

          • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с нарушениями организма. Нездоровье вызывает неприятие у детей и подростков. Часто малолетние инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
          • неуверенности в себе;
          • низкой самооценки;
          • депрессивного состояния.

          Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

          • садики;
          • группы в дошкольных учреждениях;
          • школы.

          Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

          • готовятся специалисты;
          • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
          • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности.

          Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих отпрысков уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

          Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

          Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

          Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

          Последние изменения

          Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

          Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

          Читать дальше  Оформление заказ наряда на ремонт автомобиля

          Добрый день! Оформила для ребенка индивиуальное обучение по мед. показаниям (ДЦП, колясочник). По федеральному стандарту нам положено 21 учебный час, по факту предлагают 8, потому что таково финансирование школы на уровне субъекта РФ. Насколько мне удалось узнать, финансирование действительно такое. Что можно сделать с такой ситуацией? Местные ведомства ссылаются друг на друга, городской департамент образования говорит, что это в ведении областного министерства, а в областном министерстве говорят, что проблема давно решена и всё хорошо, а что там нам говорят в муниципальной школе — они не знают и не отвечают за это. Подскажите, пожалуйста, как грамотно действовать. Спасибо.

          Категория:

          Комментарии

          Отвечает юрист Анна Басова:

          В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 07-818 “О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ”, объём часов, который отражается в индивидуальном плане, должен соответствовать требованиям ФГОС того уровня образования, который осваивает обучающийся и учебной нагрузке, установленной СаНПиН (например, 21 час в 1 классе).

          Полагаю, что под «индивидуальным обучением» Вы говорите об обучении Вашего ребенка на дому, в соответствии с ч 5 ст. 41 Федерального закона “Об образовании в РФ” и Приказом Министерства здравоохранения от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным образовательным программам на дому».

          Как пояснил Департамент государственной политики в сфере общего образования, учебная нагрузка для детей с инвалидностью, по медицинским показаниям обучающихся на дому, должна составлять не менее 21 часа в неделю, а установление учебной нагрузки в размере 8 учебных часов в неделю является неправомерным (письмо от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002).

          При это на практике при обучении на дому количество учебных часов, как правило, заметно меньше урочной нагрузки при обучении в классе. Во многом это связано с тем, что выделить педагогов на то же количество часов для обучения одного ребенка зачастую затруднительно для государства.

          Как вариант можно попробовать обратиться с жалобой в Министерство просвещения РФ, заполнив электронную форму по ссылке https://open.edu.gov.ru/letters/send/, указав все детали Вашего общения со школой, городским департаментом образования и областным министерством.

          Если Ваш ребенок может посещать школу хотя бы несколько дней в неделю, рациональным компромиссом может стать сочетание занятий дома и в школе. В этом случае школа составляет индивидуальный учебный план и индивидуальное расписание посещений групповых занятий. В случае отказа школы от перехода на такое обучение целесообразно получать заключение врача, в котором имеется рекомендация об обучении на дому, но с возможностью посещения групповых занятий в определенном режиме. Также рекомендации по организации обучения можно получить и в ПМПК.

          Вполне возможно, что при посещении школы Вашему ребенку необходима помощь ассистента или тьютора – в данном случае, при включении этих условий в ПМПК, Вы в праве настаивать на выполнении этих условий школой.

          Как альтернатива для детей, не могущих посещать школы в обычных условиях, являются школы надомного обучения (создаются в каждом регионе страны).

          В таких школах создаются возможности сочетания различных форм организации образовательного процесса — обучаться частично дома и частично посещать как индивидуальные занятия в школе, так и групповые, гибко моделировать учебный план, увеличивать сроки освоения образовательных программ. Такую вариативность не всегда может обеспечить обычная школа — опять-таки, в связи с недостаточностью финансирования.

          Образование детей-инвалидов имеет свою специфику в силу заболеваний, которыми страдают такие дети и которые ограничивают многие их возможности. Поэтому на законодательном уровне предусмотрено особое регулирование процесса обучения несовершеннолетних инвалидов.

          Условия организации обучения детей-инвалидов

          В соответствии со статьей 43 Конституции каждый гражданин государства имеет право на образование. Статья 39 основного закона, в свою очередь, устанавливает, что каждому гарантируется помощь в случае, если он станет инвалидом. Из этих норм следует, что в России должны быть созданы особые условия для обучения детей-инвалидов. И действительно, такие условия предусматривает статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». В соответствии с ее положениями инвалиды бесплатно получают:

          • дошкольное образование;
          • среднее образование;
          • среднее специальное образование;
          • высшее образование.
          Читать дальше  Положение о претензионной работе в водоканале

          При этом обучение детей-инвалидов в общеобразовательной школе и других учебных заведениях осуществляется с учетом особенностей их организма, вызванных заболеванием, повлекшим инвалидность. Это означает, что для таких детей разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида (в ДОУ, СОШ или других учебных заведениях). Об этом маршруте и других возможностях в области учебы родителей детей-инвалидов обязаны информировать органы социальной защиты населения, а также образовательные организации. Кроме того, он должен строго соблюдаться.

          Имеющиеся программы образования

          Для детей-инвалидов возможны три различных варианта обучения:

          • дистанционное;
          • обучение на дому с посещением образовательного учреждения по индивидуально разработанной программе;
          • стандартное, вместе с остальными учениками.

          Рассмотрим их более подробно.

          Дистанционное обучение

          Дистанционное обучение детей-инвалидов – относительно молодое явление. Его ввели только в 2009 году. Оно имеет одно существенное ограничение: обучающийся не должен иметь противопоказаний к работе за компьютером. Обычно такой тип обучения применяют для детей, которым сложно самостоятельно передвигаться и которые не могут выйти без посторонней помощи из дома. В частности, он подходит детям, страдающим от детского церебрального паралича, иными расстройствами опорно-двигательного аппарата. Однако в последнее время таким образом готовят даже тех, кто имеет психические заболевания (если это позволяет сделать состояние несовершеннолетнего).

          Суть дистанционного обучения заключается в том, что преподаватель и ученики не собираются в одном месте и не контактируют лично, как при традиционной учебе, а общаются посредством видеоконференцсвязи, установленной с помощью сети Интернет. В остальном занятие проходит точно так же, как и все остальные.

          На дому

          Обучение детей-инвалидов на дому предусматривает как посещение преподавателем ученика, так и посещение учеником образовательного учреждения.

          • Посещение преподавателем ученика. В этом случае педагог приходит к инвалиду на дом и там проводит с ним занятия.
          • Посещение учеником образовательного учреждения. Изредка обучающийся тоже посещает учебное заведение для некоторых мероприятий, которые невозможно провести на дому (например, для сдачи экзаменов или на 1 сентября).

          В случае, если инвалид совсем не может передвигаться, от посещения учебного заведения его могут освободить.

          После прохождения годичной программы педагогом подготавливается характеристика на ребенка-инвалида, обучающегося на дому, для руководства образовательного учреждения. В ней отражаются результаты его подготовки.

          Стандартное

          Что касается обучения в общем порядке, то в таком режиме учатся дети, страдающие от расстройств здоровья, которые влекут инвалидность, но, тем не менее, не препятствуют полноценной жизнедеятельности. В число таких заболеваний входит легкая умственная отсталость, сердечные недуги, а также ряд других патологий. Правда, учеников, у которых они имеются, могут освободить от некоторых занятий (например, от уроков труда и физической культуры).

          Перечень льгот и компенсаций

          Помимо возможности обучаться в особом порядке, инвалиды имеют ряд других льгот в области образования.

          • Государственная социальная стипендия в повышенном размере для студентов. Так, стандартная стипендия у обычного студента ВУЗа равна 3 177 рублей, а повышенная у инвалида – 10 000 рублей.
          • Преимущественное право поступления на бюджетные отделения высших и средних специальных учебных заведений.
          • Возможность обучения в платном образовательном учреждении за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципалитета. Правила предоставления этой льготы определяются региональным или местным законодательством.
          • Полное освобождение родителей детей-инвалидов от оплаты детского сада.
          • Компенсация расходов, связанных с домашним обучением (зависит от региона).

          Больше узнать о том, как обучаются дети-инвалиды, можно из этого видеоролика (на примере Тюменской области):

          Таким образом, в Российской Федерации для детей-инвалидов предусмотрены льготы в области образования. Так, дети, которым трудно посещать в школу, могут проходить домашнее или дистанционное обучение. Установлены для них и некоторые другие привилегии.

          Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

          Москва и область: +7 (499) 455-12-46

          Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

          Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

          Москва и область: +7 (499) 455-12-46

          Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

          Добавить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Adblock detector