Определение российского происхождения товара | Загранник

Определение российского происхождения товара

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. (ст. 58 ТК ТС)

Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза. (ст. 109 Закона)

При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих из государств – членов Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенные органы стран-участниц ТС, (далее – таможенные органы), на основании статей 53 – 56 ТК ТС принимают предварительное решение о стране происхождения товара (далее – предварительное решение).

Также, ст.111 закона устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заявителя принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Заявителем может являться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта а также иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта.

Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).

К запросу прилагаются протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, калькуляция стоимости производимого товара, подробное описание технологического процесса изготовления товара, сертификаты о происхождении товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения товара. К запросу могут прилагаться пробы и образцы товара.

Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса о принятии предварительного решения. Дополнительная информация должна быть предоставлена в течение 60 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, таможенный орган отказывает в рассмотрении запроса о принятии предварительного решения.

Предварительное решение принимается не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе.

В случае необходимости предоставления дополнительной информации в соответствии с частью 4 статьи 111 закона течение срока, указанного в части 5 статьи 111 закона, приостанавливается со дня регистрации письменного уведомления заявителя и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

Форма и порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товара определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (см. Приказ ФТС РФ от 30.09.2011 N 1978 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара")

Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации.

Таможенный орган может принять решение о прекращении действия, об изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы и (или) сообщил недостоверные и (или) неполные сведения.

Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.

Изменение предварительного решения производится в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения. Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения. Предварительное решение отзывается в случаях, если международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

Решение об отзыве предварительного решения принимается таможенным органом в течение 30 календарных дней после дня опубликования международных договоров Российской Федерации или нормативных правовых актов Российской Федерации, указанных в части 13 статьи 111 закона, и вступает в силу одновременно с ними.

Решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения.

Определен порядок принятия предварительных решений о стране происхождения в отношении конкретных товаров, производимых в течение определенного времени одним и тем же изготовителем в одной и той же организации с использованием одной и той же технологии производства.

Предварительное решение о стране происхождения принимается на основании информации о том, был ли товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в конкретной стране в соответствии с критериями, установленными международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров.

Заявитель, получивший предварительное решение, представляет его оригинал и копию в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией (далее – ГТД) для таможенного оформления.

Регистрационный номер и дату принятия предварительного решения декларант указывает в графе 44 ГТД.

Должностное лицо таможенного органа после сверки копии предварительного решения с оригиналом возвращает оригинал заявителю, копия предварительного решения остается в таможенном органе.

Критерии достаточной переработки

1. Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.

Читать дальше  Перевод денежных средств без согласия клиента

2. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, особо не оговариваются в соответствии с пунктом 4, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Независимо от положений, указанных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому государственными органами ТС.

4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров. Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом государственными органами ТС, следующие критерии достаточной переработки:

1)выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Подтверждение страны происхождения товаров

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 62 ТК ТС. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, является декларация о происхождении товара (статья 60 ТК ТС) или в случаях, Сертификат о происхождении товара (статья 61 ТК ТС).

Сертификат о происхождении товара (Ст. 61 ТК ТС)

Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств-членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров (Ст. 62 ТК ТС)

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Вне зависимости от положений пункта 1 статьи 62ТК ТС предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 ТК ТС;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

Дополнительные условия выпуска товаров при определении страны их происхождения (ст. 63 ТК ТС) При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее – режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 статьи 62 ТК ТС.

В иных случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений:

1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

Читать дальше  Обналичить материнский капитал в севастополе

2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины производится в порядке, предусмотренном ТК ТС для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин;

3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

В отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1) пункта 2 ст. 63 ТК ТС, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 ТК ТС.

Образец
Начальнику (заместителю начальника) таможенного органа

Запрос о принятии предварительного решения о стране происхождения товара

Фамилия, имя, отчество заявителя (для физических лиц)
Полный почтовый адрес (для физических лиц)
Название организации, фамилия, имя, отчество руководителя (для юридических лиц)
Местонахождение юридического лица и его почтовый адрес
Номер, серия паспорта, где и когда выдан (для физических лиц)
Код ОКПО (для юридических лиц)
ИНН (для юридических и физических лиц)
Прошу выдать предварительное решение о стране происхождения указанного ниже товара.

Подробное описание товара

Полное коммерческое наименование, фирменное наименование; основные технические и коммерческие характеристики, например, назначение, стандарт, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, упаковка (описание упаковки, ее вес и размеры), протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных организаций, сертификаты соответствия, качества, справки или свидетельства экспертных организаций, пробы (образцы) товара, другие характеристики, которые позволяют однозначно классифицировать данный товар в определенной подсубпозиции ТН ВЭД. Дата
(подпись заявителя)
Приложение

Запрос должен содержать все сведения и документы, необходимые для принятия предварительного решения, и, в случае наличия, сертификат о происхождении товара.
К запросу прилагаются пробы (образец) товара, его описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, содержащие необходимые сведения о товаре, например, технический паспорт, технологические схемы изготовления, протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны – производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования данных проб (образца) товара, другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения.
Подлинность прилагаемых к запросу сертификатов о происхождении товара по форме "А" для товаров из развивающихся и наименее развитых стран может быть удостоверена в соответствии с нормами международного права.
Дата
(подпись заявителя)

О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли см приказ ГТК России РФ от 31 декабря 2003 г. N 1587 (ред. от 11.01.2010) "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств – участников Соглашения о создании зоны свободной торговли"

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля не менее значимой категорией является определение страны происхождения товара не только в России, но и во всем мире. Политика предоставления преференций по признаку’ торгующей страны в России имеет вековую практику. Вопрос определения страны происхождения товара остается актуальным и при формировании современной таможенной политики Российской Федерации.

В соответствии с гл. 6 ТК РФ под страной происхождения товара понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. В качестве страны происхождения может приниматься группа стран, таможенный союз, регион или часть страны.

Необходимость определения страны происхождения товаров вызвана осуществлением тарифных и иных мер регулирования ввоза товаров с определенной территории исходя из принципа возмездности в таможенных преференциях стран — участниц двусторонних соглашений, одной из которых является РФ, и выполнения международных обязательств, принятых РФ на себя.

На практике принцип страны происхождения играет важную роль при:

а) предоставлении тарифных преференций для товаров, происходящих из определенных стран и территорий;

  • б) регулировании количественного ввоза товаров из данной страны или территории (установлением квот или иных ограничений);
  • в) принятии мер по защите окружающей среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов страны;
  • г) признании товаров, происходящих с территории особых экономических зон РФ, а также стран—участниц Таможенного союза, в том числе России, для применения механизмов, предусмотренных для этих зон и стран;
  • д) идентификации продукции морского промысла, произведенной российскими судами, для целей тарифных преференций и налоговых льгот.

В соответствии со ст. 31 ТК РФ полностью произведенными в данной стране товарами считаются:

  • • полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на морском дне;
  • • продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
  • •животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
  • • продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
  • • продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
  • • продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из перечисленной выше продукции;
  • • продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
  • • отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в этой стране и пригодные только для переработки в сырье;
  • • продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующих космических объектов;

•товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеперечисленной продукции.

В отношении критериев достаточности переработки действует следующее правило: если в производстве товаров участвуют две и более страны, то страной происхождения считается та, в которой были произведены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающих условиям достаточной переработки.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров специально не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим изданной страны или территории, если в результате осуществления операций по переработке и изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне четырех знаков. Одновременно может применяться принцип доли в стоимости в готовой продукции, полученной в результате переработки или изготовления ее в данной стране.

Читать дальше  Сколько нужно проработать чтобы взять кредит

Порядок критериев достаточности переработки в Российской Федерации определяется Правительством РФ и состоит в следующем. Вначале выполняются определенные производственные или технологические операции, предусмотренные соответствующими документами. Затем изменяется стоимость товаров, если процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Кроме того, имеет место ряд действий над товарами, производство которых не обеспечивает степень достаточности переработки:

  • • операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
  • • операции по подготовке к продаже или транспортировке (деление партий, формирование отправок, переупаковка, сортировка);
  • • простые сборочные и другие операции, осуществление которых в основном не изменяет состояние товара (определяется перечнем, установленным Правительством РФ);
  • •смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Следует учитывать также, что отдельные специфические товары имеют свои особенности. Товары, поставляемые в разобранном или несобранном виде либо несколькими партиями по причине невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько частей в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Запасные части и инструменты, предназначенные для использования транспортными средствами и технологическим оборудованием, считаются происходящими из той же страны, что и основной товар (транспортные средства, оборудование, механизмы, аппараты). При применении указанного правила действует условие, что эти запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с основным товаром в комплектации и количестве согласно обычной комплектации.

Упаковка, в которой перемешается товар через таможенную границу РФ, считается также происходящей из страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит отдельному декларированию. В этом случае страна происхождения для упаковки определяется отдельно от товара.

По общему правилу документами, подтверждающими страну происхождения товаров, служат декларации происхождения товара и сертификат его происхождения. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие и другие документы, имеющие отношение к товарам. При предъявлении таких документов импортер или экспортер делает заявление о стране происхождения. Сертификат происхождения выдастся специальным органом, уполномоченным для этих целей. В Российской Федерации таким органом является Торгово-промышленная палата.

Однако в основном при предоставлении тарифных преференций, наличии количественных ограничений, сомнений у таможенных органов о стране происхождения и ряде других случаев сертификат происхождения предъявляется в обязательном порядке.

Возможны случаи, когда документы, подтверждающие страну происхождения товара, нс требуются к предъявлению в таможенные органы. Эти случаи отражены в п. 2 ст. 37 ТК РФ.

  • 1. Если ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ.
  • 2. Если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом, одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20000 руб.
  • 3. Если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами для личных целей (не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности).
  • 4. В иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ.

Принципы определения страны происхождения на современном этапе широко применяются при использовании таможенных, налоговых и иных механизмов, предусмотренных правовым положением особых экономических зон в РФ, оформленные соответствующими постановлениями Правительства РФ, для товаров, происходящих из этих зон, и производственных операций в этих зонах.

Правила определения страны происхождения товаров

Закон о контрактной системе требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в конкурсную или аукционную документацию.

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так описание объекта закупки не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Чтобы заявку не отклонили в процессе рассмотрения, следует правильно указать территорию возникновения. Правила, по которым определяется наименование той или иной страны (в том числе сокращенное), изложены в Постановлении Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст.

Требуется всегда приводить название места происхождения и указывать его полностью. Например, ошибкой будет указать «РФ» вместо «Российская Федерация» либо привести город без указания государства, в котором он находится. Следует четко соблюдать положения, которые содержит классификатор страны происхождения товара и называть место так, как в нем указано. Например, допустимо написать «Россия» или «Российская Федерация».

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый национальный режим (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении заявки на участие в конкурсе или аукционе необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector