Отсутствие аттестации рабочих мест чем грозит | Загранник

Отсутствие аттестации рабочих мест чем грозит

Статья раскрывает меры наказания за невыполнение ФЗ № 462 — из нее вы узнаете, какой положен штраф за отсутствие СОУТ (специальная оценка условий труда).

В 2019 году штрафы за непроведение СОУТ не увеличились. Действующее законодательство (КоАП) осталось прежним. Окончился переходный, подготовительный период. С выхода в свет закона, требующего от работодателей инспектирования трудовых объектов на их предприятиях, прошло пять лет. Ответственные работники из Минтруда объяснили, что до января 2019 года было дано время на подготовку. Сейчас закон вступит в полную силу.

Определение СОУТ

Вспомним, что такое СОУТ? Понятие спецоценка условий труда пришло на смену аттестации рабочих мест, бывшей ранее. Нормативной базой нововведения стал закон Российской Федерации № 462, подкрепивший соответствующую статью ТК об обязанности работодателя обеспечить своим работникам безвредные условия, технику безопасности.

Специальной оценкой условий труда называют исполнение ряда мер по изучению производственной среды на отдельных местах работы, вида трудовой деятельности для определения вреда психофизическому состоянию человека. Ревизии подлежат условия производства и свойства труда: тяжесть, напряженность. Критерий — соответствие санитарно-гигиеническим правилам.

Санкции за нарушения

После появления ФЗ № 462 появились соответствующие статьи в КоАП и УК. Какие штрафы и санкции по СОУТ (специальная оценка условий труда) ожидают виновных — вот что волнует владельцев индивидуальных, акционерных иных предприятий. Под действие закона подпадают собственники, имеющие в штате более одного работника. Если на предприятии один директор, он же работник и трудится вне дома, место подлежит декларированию — п.3 ст. 3 ФЗ № 426.

Штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2018 года такой же, как сейчас. За первое нарушение платят:

Второе нарушение обойдется дороже:

  • руководитель — 5000–10 000 рублей;
  • владелец малого бизнеса — 5000–10 000 рублей;
  • организация — 60 000–80 000 рублей.
  • испытатель — 30 000–40 000 рублей или отстранение от работы на 1–3 года.
  • собственник — 30 000–40 000 рублей или временное прекращение деятельности до 90 дней.
  • организация — 100 000–200 000 рублей или запрет на деятельность до 90 дней.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Штрафы за непроведение СОУТ после 1 января 2019 года остались прежними. Окончился подготовительный период (4 года). Подзаконные предприятия обязаны были отчитаться в выполнении ФЗ № 462 до начала нового года. Предупреждения, отправленные ГИТ, следует расценивать как меру наказания номер один. По закону теперь могут вступить в силу следующие санкции.

Альтернатива денежным платежам — временное прекращение производственной деятельности. Время простоя — до 90 суток. Новшеством называют введение автоматической проверки. Она будет проводиться автоматически, по базе данных ФНС, ПФ, ФГИС. Предприятия, в которых будут выявлены нарушения, получат предупреждение и отсрочку в 6 месяцев на проведение СОУТ. Внеочередная инспекция может нагрянуть, если обнаружится наличие рабочих мест, существующих более одного года, не вошедших в последний отчет.

Штрафы за непроведение СОУТ

Аттестация, бывшая ранее, обходилась работодателям дороже, чем штрафы за ее неисполнение. Если до введения ФЗ № 462 собственники могли не особенно задумываться о соблюдении санитарно-гигиенических норм на производстве, могли экономить на предоставлении защитных, охранных средств, то сейчас под давлением закона они будут вынуждены выполнять оценку как следует.

Вывод: ответственность за непроведение СОУТ ожидает всех, кто опоздает с ее выполнением, проведет с ошибками, подаст неточные сведения в декларации.

Административная ответственность

О нарушениях в сфере охраны труда говорит п. 27 ст. 5 КоАп РФ. Пункты 1 и 2 рассказывает о мерах взыскания за нарушение охранных норм в первый раз и второй раз соответственно. 3 пункт называет методы воздействия за допуск на работу неподготовленных людей. В абзаце 4 сказано о наказании при неоформлении трудового договора с работником или заключение ГПД. 5 пункт перечисляет суммы штрафов и мер наказания за повторное правонарушение пунктов 3 и 4. Абзац 6 называет денежные взыскания с должностных лиц за полную или частичную невыплату зарплаты, а последний пункт указывает штрафы за повторное нарушение по несвоевременной выдаче оплаты труда.

Уголовная ответственность

В УК говорится, чем грозит руководителю несчастный случай, авария, из-за которой погибли люди: один или более человек. Вред здоровью, получение травмы работником из-за упущений в технике безопасности обойдется виновному в колоссальный штраф — 400 000 рублей. Если он не может сразу выплатить эту сумму, с него будут взимать зарплату, любой другой доход в течение полутора лет. (18 месяцев). Или он будет осужден на отбывание наказания в режимном учреждении один год. На год его могут отстранить от занятия руководящих постов. Если человек погибнет, руководитель заплатит четырьмя годами свободы. Если число погибших более одного, виновника осудят на пять лет. Три года он не сможет занимать ответственные должности.

Читать дальше  Президиум верховного суда по гражданским делам

Повторное нарушение СОУТ

Первое нарушение расценивается как ошибка, вызванная незнанием закона, непониманием методики, неопытностью в ведении бизнеса. К рецидиву отношение другое. Он считается проявлением безалаберности, пренебрежением к закону. Инспектирующие инстанции вправе забраковать результаты СОУТ, если найдут недочеты в проведении.

Уместно спросить, как избежать штрафа по СОУТ. Ответ прост: внимательное отношение к процедуре, скрупулезное составление документации, отчетности, соблюдение сроков помогут избежать неприятностей. А кто штрафует за отсутствие специальной оценки условий труда? Контроль над исполнением ФЗ № 462 лежит на Министерстве труда. В региональное подразделение этого ведомства сдают декларацию и отчет. Орган уполномочен штрафовать за отсутствие СОУТ.

Рассмотрим, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. На первом этапе отправляется письмо-предупреждение. В нем говорится, что нельзя нарушать законы государства. Администрации дается время на исполнение СОУТ. Для недавно созданного ИП дается 6–12 месяцев. Денежные взыскания и другие санкции вступают в действие после неисполнения СОУТ в течение этого времени.

Ответственность инспектирующих организаций

Наказание последует, если выяснится, что исследование проведено халатно. Если окажется, что проверяющие лица выдали неверную информацию, им тоже придется платить.

Меры призваны упорядочить трудовые отношения, обеспечить права работников, избавить всех от страха за увечья, болезни, смерти, аварии, происходящих из-за неблагоприятных обстоятельств на производстве.

Видео на тему штрафов за непроведение СОУТ.

Добрый день! У нас ИП. Спец. оценку рабочих мест не проходили. Какие последствия влечет за собой несоблюдение закона?

Вопрос относится к городу Омск

Ответы:

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Читать дальше  Сроки предоставления больничного листа в фсс

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов .

Рекомендация эксперта
Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно — статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб.. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Читать дальше  Определение об объединении в одно производство

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки – выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации

Ст. 212 ТК РФ прописывает необходимость проведения специальной оценки условий труда. Регламент аттестации закреплен в ст. 8 гл. 2 Закона 426-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 8. 426-ФЗ, расходы по организации и проведению мероприятий в рамках оценки условий труда берет на себя работодатель.

В п. 2 ст. 8 указано, что аттестация проводится совместно представителями отдела охраны труда работодателя, и сертифицированными экспертами из сторонней уполномоченной организации, привлеченной на основании ГПД.

Процедура проводится по утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н методике.

Согласно п. 4 ст. 8, такая оценка должна проводиться с периодичностью в пять лет.

Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

По результатам проверки, все рабочие места по условиям труда классифицируют по степени вредности и (или) опасности на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 426-ФЗ).

По факту проверки составляется отчет по установленной форме. Форму и инструкцию по заполнению отчета можно скачать здесь.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

Ответственность работодателя, если места рабочих не аттестованы, определяется ст. 5.27.1 КоАП РФ. Согласно п. 2 ст. 5.27.1, штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году, а также за нарушение порядка аттестации, установленного законом, составит:

для должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей;

для ИП – от 5000 до 10 000 рублей;

для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда. Если вследствие отсутствия проведения оценки условий труда пострадает сотрудник/сотрудники, и причинно-следственная связь несчастного случая с данным нарушением будет доказана, лицо, отвечающее за соблюдение условий труда, понесет соответствующее наказание.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью – штраф до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти человека – принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти двух и более лиц – принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.

Незнание регламента аттестации рабочих мест не освобождает от ответственности за ее непроведение или некорректную организацию. Обратитесь за помощью к юристу, твердо знающему трудовой кодекс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector