Ответственность водителя за перевозимый груз | Загранник

Ответственность водителя за перевозимый груз

Содержание

Обязанности и ответственность водителя экспедитора

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

С другой стороны, если каждый из участников конкретных трудовых отношений, а именно работодатель и водитель – экспедитор, честно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям, катастрофических последствий, в результате различных происшествий в большинстве случаев удастся избежать.

Должностная инструкция водителя-экспедитора

1. Общие положения
1.1. Главной задачей водителя-экспедитора ( далее водитель) является управление одиночными транспортными средствами, принадлежащими компании, подача их под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов, сопровождение грузов к месту назначения.
1.2. Водитель непосредственно подчиняется начальнику Отдела логистики.
1.3. Водитель назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора.
1.4. В своей деятельности водитель-экспедитор руководствуется законодательством РФ, приказами, распоряжениями, указаниями Генерального директора, Уставом фирмы, Политикой в области качества, правилами, инструкциями и др. документами, регулирующими работу водителя.
1.5. В соответствии со ст. 138 ТК РФ, ст. 11 Положения о материальной ответственности, Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, водитель-экспедитор является материально ответственным лицом, с которым заключается письменный договор о полной материальной ответственности.
1.6. Во время отсутствия водителя-экспедитора его обязанности выполняет другой водитель-экспедитор, назначенный начальником отдела логистики, который наделяется соответствующими правами, обязанностями и ответственностью за надлежащее выполнение функциональных обязанностей отсутствующего водителя – экспедитора.

2. Функциональные обязанности

Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности:
2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок.
2.2. Заполнение путевого листа
2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5. Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса.
2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.7. Проверка целостности упаковки (тары).
2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке.
2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации.
2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п.
2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
2.14. Содержание закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте.
2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.

Водитель-экспедитор имеет право:
3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.).
3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора.
3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.

Водитель-экспедитор несет ответственность:
Водитель-экспедитор несет полную (100%) материальную ответственность:
4.1. За необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей.
4.2. За некачественное и несвоевременное выполнение задач и обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
4.3. За не использование и / или неправомерное использование предоставленных настоящей Инструкцией прав.
4.4. За несоблюдение законодательства РФ, Инструкций, приказов, распоряжений, Правил и др. документов, регулирующих работу водителя-экспедитора.
4.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.6. За порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества фирмы, причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.7. За грубое, нетактичное отношение (поведение) при общении с персоналом и посетителями фирмы.
4.8. За сохранность документации и несоблюдение интересов фирмы, выдачу конфиденциальной информации, документации (коммерческой тайны) о фирме и ее клиентах третьим лицам.
4.9. За предоставление непосредственному руководству ложной или искаженной документации (информации).

Читать дальше  Почему полотенцесушитель не полностью горячий

5. Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами

Водитель-экспедитор взаимодействует со всеми функциональными подразделениями(отделами) и должностными лицами компании в пределах своей компетенции.

С инструкцией ознакомлен, согласен, экземпляр на руки получил

____________________________(___________________________)
подпись Ф.И.О.
"________"________________200___г.

Работа водителя связана с большой ответственностью. И в странах СНГ, и в Западной Европе дальнобойщики рискуют стать жертвой мошенников.

Недавно порта AUTO.TUT.BY писал о дальнобойщике из Витебска Александре Кузьмине, который чуть не угодил на 12 лет в тюрьму из-за того, что в его полуприцепе среди груза из Ирана обнаружили 500 кг героина. Парень о нем даже не догадывался. Водителя в итоге оправдали, но до этого ему пришлось провести 22 месяца за решеткой в Азербайджане. Специалисты говорят: «В похожую ситуацию может попасть любой водитель-международник». Как этого избежать, кто отвечает за перевозимый груз и на что должен обращать внимание водитель объяснили юрист Arzinger & Partners Алексей Михайлов и консультант в сфере транспортной логистики, преподаватель учебного центра «БАМЭ-Экспедитор» Александр Комаров.

Кто несет ответственность за груз: перевозчик, отправитель или получатель?

Все определяется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), участником которой являются Россия, Беларусь и другие страны СНГ и Европы. По этому документу, перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает, чтобы осуществить перевозку.

Отправитель и получатель груза оговаривают переход права собственности на него и ответственность за него в договорах между собой. Перевозчик же несет полную ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение с момента принятия груза к перевозке и до сдачи его получателю, а также за просрочку установленного срока доставки груза.

Может ли перевозчик не оплачивать ущерб, если с грузом что-то случится?

Только если докажет, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие:

– наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства: землетрясение, наводнение, гражданская война, революция);

– действия и упущения отправителя или получателя;

– особых естественных свойств груза;

– недостатков тары, незаметных при наружном осмотре.

Должен ли водитель присутствовать при загрузке автомобиля и подписывать какие-то документы?

Да, перевозчик обязан присутствовать при загрузке автомобиля, пересчитать принимаемый груз, проконтролировать его укладку и крепление. Нарушения укладки и крепления должны быть устранены по указанию перевозчика. Но водитель не может требовать вскрыть упаковку, чтобы посмотреть, что находится внутри.

Подтверждением принятия груза к перевозке является подписание водителем международной товарно-транспортной накладной CMR. Если этот документ не содержит каких-либо оговорок в отношении груза и его упаковки, считается, что в момент принятия он был в надлежащем состоянии, а число и маркировка грузовых мест соответствовали указанным.

Но если у водителя есть сомнения относительно правильности размещения или закрепления груза, будут обнаружены повреждения тары, то он должен сделать об этом отметки в 18-й графе CMR-накладной (делать запись надо, начиная с первого экземпляра, который остается у отправителя).

Какие ошибки допускают водители при загрузке?

Самая распространенная ошибка — отсутствие при загрузке и невнимательность при приемке груза.

— Бывает, что мошенники отвлекают внимание водителя, убеждают, что сами произведут загрузку. На такие уловки чаще попадаются молодые и неопытные перевозчики, — отметил Александр Комаров. — Необходимо помнить: водитель всегда должен быть на загрузке, потому что с того момента, как он принимает груз, он несет полную ответственность за него до того момента, пока он не сдал его получателю. Но надо не просто стоять и издалека наблюдать, как загружают автомобиль, а осматривать груз на каждой паллете.

Но и здесь есть исключения: в некоторых случаях дальнобойщика на загрузку просто не пустят, например, если она происходит на особо опасном производстве, где по технике безопасности присутствие водителя запрещено.

Правда ли, что, работая в крупной фирме, имеешь меньше шансов нарваться на «плохой» груз?

— От мошеннических схем не застрахован никто, с этим могут столкнуться как большие и опытные компании, так и маленькие. Но очевидно, что брать груз только у одних и тех же фирм перевозчик не будет, — в перевозках все время заключаются договоры с новыми предприятиями. При этом, добропорядочный ли будет отправитель, неизвестно, это лотерея. Конечно, в Сети есть специальные базы с отзывами на предприятия, при заключении договоров можно ориентироваться на них, но полной гарантии и безопасности это тоже не даст, — говорит консультант.

Читать дальше  Образец дарственной на автомобиль родственнику

Из каких стран безопаснее всего возить груз?

Считается, что безопаснее всего осуществлять перевозки в страны Западной Европы. Но и там вы можете встретиться с мошенниками и ворами, причем не только на загрузке, но и на обычной стоянке. Страны азиатского региона — зона риска, где водителям надо быть более внимательными. Но это не значит, что надо полностью отказываться от обратной загрузки и ехать порожняком.

Если груз вызывает подозрение, что делать водителю?

Сообщите об этом своему диспетчеру, экспедитору или менеджеру и обязательно отправьте письменное уведомление любым способом: электронная почта, СМС или мессенджер. Отправляйтесь в рейс только после того, как вы получите письменное распоряжение об этом от вашего работодателя. В случае возникновения спорных ситуаций эта переписка вам пригодится.

Если на таможне среди груза обнаружили что-то подозрительное, что делать водителю?

В таких случаях, скорее всего, фуру отправят на углубленный досмотр, при котором груз из полуприцепа будет выгружен. Такой досмотр должен производиться на складе временного хранения (СВХ). На нем обязаны присутствовать три человека: представитель таможни, владелец СВХ и сам водитель. Водитель должен внимательно смотреть за тем, как происходит выгрузка и досмотр товара. Если необходимо вскрытие тары, то дальнобойщик должен наблюдать за этим процессом.

— Если в упаковках груза найдут что-то постороннее, то с водителя возьмут письменное объяснение. В нем стоит отметить, что содержимое груза, находящееся в таре — не входит в зону ответственности водителя. В объяснении дальнобойщик должен подробно описать, как происходил процесс загрузки товара, как он его принимал.

При порче груза в автоперевозках действует так называемая презумпция вины перевозчика. Это означает, что перевозчик должен доказывать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5 ст.34 УАТиГНЭТ). Совокупность доказательств для каждого конкретного случая различается и зависит от ситуации и обстоятельств, при которых произошло повреждение перевозимого груза. Так, при механическом повреждении коробов или паллет с грузом, можно ссылаться на пункты 50 и 51 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 15.04.2011 № 272), при внутритарном повреждении груза (например, если из неплотно закрытых бутылей разлилось растительное масло) следует особое внимание уделить состоянию пломб и целостности кузова транспортного средства. Запись о состоянии пломб и кузова автомобиля необходимо сделать во всех экземплярах акта о порче груза, а также во всех экземплярах транспортных и (или) товарно-транспортных накладных.

В любом случае, при обнаружении боя или порчи груза получатель обязан составить соответствующий акт (часть “в”, пункт 79 Правил перевозки грузов). Требования к содержанию акта устанавливаются пунктом 82 Правил перевозки грузов. Акт о порче или бое груза должен содержать:

а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) описание и фактический размер испорченного или разбитого груза;

Кроме того, в соответствии с пунктом 83 ППГАТ, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя, а в транспортной накладной (или в заказ-наряде, если заключался договор фрахтования), путевом листе и сопроводительной ведомости должны быть сделаны отметки о составлении акта.

Повреждение груза в результате ДТП.

В случае, если бой (повреждение) груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, ответственность за несохранность перевозимого груза несёт перевозчик, даже если вина водителя транспортного средства — участника ДТП — отсутствовала. Это утверждение часто становится предметом дискуссий перевозчиков.

Между тем, чтобы понять почему за повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия отвечает перевозчик, независимо от наличия или отсутствие его вины в ДТП, стоит принять сторону грузовладельца, который доверил перевозчику произвести доставку груза. Логично предположить, что если грузовладелец понёс определённые убытки, связанные с повреждением или боем груза, в которых он не виноват, так как надлежащим образом подготовил груз к перевозке и разместил его в транспортном средстве таким образом, чтобы исключить его повреждение в ходе перевозки, то он захочет причинённые убытки возместить за счёт другой стороны договора перевозки.

Читать дальше  Примером естественной монополии может служить

Суды исходят из того, что вина перевозчика за повреждение, бой и недостачу груза презюмируется (является заранее установленной) и что бремя доказывания отсутствия вины в порче груза целиком и полностью ложится на перевозчика. При этом ДТП, внезапные возгорания автомобиля в ходе перевозки и прочее не являются обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности. Подробнее об этом можно прочитать в Определении Верховного суда РФ от 2 апреля 2015 г. по делу № А40-80408/2013 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14316/11 от 20 марта 2012 года.

Договорная ответственность перевозчика.

Многие перевозчики не уделяют должного внимания условиям подписываемых договоров. К примеру, во многих договорах устанавливается обязанность перевозчика контролировать качество упаковки и состояние принимаемого к перевозке груза, его размещение и крепление в кузове транспортного средства на предмет соблюдения требований безопасности перевозимого груза.

Хотелось бы отметить, что в большинстве случаев суды принимают сторону грузовладельца или диспетчера, если в договоре имеются подобные пункты, несмотря на то, что положения пунктов 50, 51 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 являются по сути императивными. Судьи в этом случае опираются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 "О свободе договора и её пределах", в частности, на выводы, сделанные в пункте 4: "Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная. В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ."

Из этого можно сделать важный вывод: перевозчику следует внимательно читать предлагаемый ему договор, а в идеале — работать на условиях своего договора, составленного таким образом, чтобы его положения были паритетными для обеих сторон.

Право грузовладельца передать перевозчику поврежденный груз.

В случае возмещения перевозчиком стоимости поврежденного или испорченного груза возникает вопрос: должны ли ему передать этот груз, за который он заплатил? Логика перевозчика в этом случае такова — я заплатил за эту вещь, следовательно, могу забрать ее себе. Однако, такие размышления неверны в своей основе.

Возместить стоимость поврежденного груза перевозчик обязан, так как возмещение ущерба есть мера гражданско-правовой ответственности. Обязанность перевозчика возместить причиненный ущерб установлена законодательством (ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ); при этом никаких прав на поврежденный груз он не получает. Одновременно с этом законодательство РФ не предусматривает обязанность грузополучателя передать перевозчику поврежденный груз, стоимость которого он возместил.

Переход вещи (вещей) во владение другого лица допускается в результате исполнения сделки — купли-продажи, поставки, дарения и т. п., поэтому о том, что перевозчику будет передан поврежденный или испорченный груз, можно договориться и закрепить достигнутую договоренность в письменном виде. Договориться можно в любой момент — как до перевозки (самый логичный вариант — урегулировать этот вопрос в договоре перевозки), так и после выявления факта повреждения груза.

Что делать если произошло повреждение груза при перевозке?

При обнаружении порчи или боя груза при перевозке лучше всего будет посоветоваться с юристом. Крайне важно, чтобы размер ответственности перевозчика за порчу груза был установлен правильно, ведь не секрет, что часто грузовладельцы пытаются “повесить” на перевозчика не только фактически причинённые убытки, вызванные повреждением груза при перевозке, но и необоснованно, искусственно завысить размер этих убытков. К примеру, при повреждении упаковки перевозчику предъявляют к возмещению стоимость груза, находящегося в этой упаковке, что, конечно же, не правильно.

Не стоит откладывать консультацию до того момента, когда в ваш адрес будет направлена претензия или судебный иск по поводу возмещения ущерба за повреждение или порчу груза. Чем раньше Вы обратитесь за консультацией, тем меньше шансов, что вы понесёте лишние затраты. Оптимальное время для обращения за консультацией — сразу после обнаружения порчи, боя или повреждения груза, до составления акта . Если дело дойдёт до суда, то вы можете смело обращаться за защитой своих прав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector