Ответственность за самовольное занятие земель | Загранник

Ответственность за самовольное занятие земель

Содержание

Право частной собственности считается одним из ключевых моментов рыночной экономики. Поэтому вряд ли кто-то упустит возможность заполучить что-то задарма себе в собственность, а тем более, если это участок земли. Но, как известно, у всего есть своя цена. Получение земли возможно только в установленном законом порядке, а все остальные способы все тот же закон трактует как самовольное занятие земельного участка. Это самое распространённое нарушение в земельном праве, а предусмотренная ответственность не так уж и мала – и может влететь «захватчику» в копеечку.

Любое правонарушение имеет свои последствия, в зависимости от типа проступка. Самовольное занятие земли предполагает административную ответственность.

Понятие самовольного занятия земельного участка

Право использовать землю закон предоставляет не только собственнику, но и арендатору, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования и другим лицам при других основаниях. Это значит, что каждый конкретный случай определяется действующим законодательством.

Правовые нормы также устанавливают противоправность такого деяния как самовольное занятие земельного надела – и оно имеет правовые последствия.

Даже само понятие предусматривает факт использования земли при отсутствии соответствующего права. К главным признакам такого типа правонарушения относят:

  1. отсутствие соответствующей документации, в том числе разрешения. Например, договор аренды даёт право на временное использование, купля-продажа предоставляет права для постоянного использования на основании права собственности и так далее. А вот отсутствие какого-либо документа вызывает сомнения в правомерности использования объекта;
  2. окончание срока действия документов. Например, период аренды закончился;
  3. использование надела не по назначению, например, строительство многоэтажного дома на участке, который предназначен для ведения сельского хозяйства;
  4. незаконное расширение земельного надела, в таком случае захваченной считается часть земли;
  5. ведение деятельности, противоречащей закону.

Незаконное использование земли будет иметь последствия, а вот конкретная мера будет принята судом на основании закона.

Ответственность за самовольное занятие

КоАП РФ, в статье 7.1 определяет наказание за незаконное использование земельного надела. Так, статья указывает, что самовольное занятие, а также использование надела при отсутствии прав, может повлечь за собой:

  • штраф в размере от 1 до 1.5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее пяти тысяч рублей — если нарушителями являются физлица, от 1.5 до 2 процентов, но не менее двадцати тысяч, если норму нарушают должностные лица, от 2 до 3, но не менее ста тысяч, если закон нарушают организации;
  • штраф в размере от пяти до десяти тысяч на граждан, от двадцати до пятидесяти на должностных лиц и от ста до двухсот на организации, если кадастровая стоимость не определена.

Если лицо ведёт предпринимательскую деятельность, но при этом не регистрирует соответствующий статус, то налог будет платить, как юридическое лицо.

Ответственность не ограничивается только применением административных норм. Если занятие чужой земли привело к финансовым потерям, то убытки могут быть возмещены через суд. Так, статья 76 Земельного кодекса гласит, что ущерб, причинённый земельными нарушениями, возмещается в полном объёме.

Что делать при захвате земли

В ситуации, когда участок незаконно занимается иными лицами, собственнику рекомендуется осуществить ряд последовательных действий, направленных на возврат своих прав и возмещение ущерба:

  1. попытаться мирно урегулировать ситуацию. В некоторых случаях нарушитель земельных границ может просто не знать о том, что чьи-то права ущемлены. Например, когда участки не имеют видимых ориентиров. В таких случаях имеется высокий шанс для решения проблемы без суда и обращения в иные органы;
  2. подготовить официальную претензию с требованием об освобождении занятого надела с указанием действительных границ земли;
  3. зафиксировать факт нарушения. В зависимости от ситуации, это может быть Росприроднадзор или Росреестр;
  4. подготовить заявление в суд;
  5. подать заявление и принять участие в судебном процессе.

После вынесения судебного акта остаётся дождаться его вступления в силу. Затем нужно получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов, которые будут содействовать принудительному исполнению решения.

Если ранее границы участка не были определены или не был произведён вынос точек на местность, рекомендуется сделать это до обращения в суд. В противном случае доказать свою позицию будет сложнее.

Если прекращение нарушения (самовольного занятия надела) будет невозможно, суд может принять решение о его выкупе. Цена рассчитывается в таком случае по сложившимся в регионе рыночным показателям.

Возмещение вреда за самовольное занятие

Возмещение ущерба за самовольное занятие земли производится только в гражданско-правовом порядке.

Собственник может подать заявление с требованием о возмещении вреда сразу с иском об освобождении территории или отдельно. В каждом случае нужно правильно рассчитать сумму иска.

Ущерб может включать в себя не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Однако рассчитать и доказать её сложнее. Необходимо собрать документальное подтверждение того, что прибыль не получена именно из-за того, что надел был незаконно захвачен, а также тот факт, что при иных обстоятельствах имелись все факторы для её получения, например, имеется договор поставки зерна, но из-за невозможности его выращивания соглашение не было исполнено.

Взыскание средств производится через суд. Если и после этого должник не отдаёт землю и не возмещает ущерб добровольно, необходимо обратиться в службу приставов для начала процедуры принудительного взыскания.

Принудительное изъятие

Участок, который был незаконно захвачен, все равно будет изъят у захватившего его лица. При этом добровольное его освобождение позволит избежать не только участия в деле судебных приставов, но и дополнительных затрат.

Для реализации своих полномочий сотрудники ФССП могут привлечь сторонних специалистов, например, сотрудников Росреестра для определения границ на местности. Нарушителю будет сначала предложено добровольно освободить территорию, а потом уже последуют принудительные действия.

Можно ли узаконить самозахват

Возможность оформить на себя участок, захваченный ранее, не освобождает лицо от несения административной ответственности. При фиксации уполномоченными органами такого нарушения штраф будет наложен в любом случае.

В первую очередь нужно определить, кому принадлежат незаконно захваченные земли. Чаще всего собственником земель, которые на первый взгляд кажутся ничейными, является администрация муниципального образования. Но не всегда. Это может быть и частное лицо, и Лесной фонд и так далее. Узнать о собственнике можно, обратившись за выпиской из ЕГРН.

Вариантов узаконить захваченный надел несколько:

  • заключить соглашение о перераспределении земли;
  • расширить границы не более чем на 10 процентов, при условии, что соседи согласны на такое перераспределение;
  • подать заявление о предоставлении бесхозного участка в пользование. Это возможно, если собственником является государство, муниципалитет или СНТ. Если надел формально никому не принадлежит, то он будет поставлен на учёт муниципалитета, а с пользователем будет заключен договор о предоставлении участка на условиях аренды.

Если срок действия договора, который предоставлял право на использование надела, завершился, но фактически такое использование было продолжено, лицо может попытаться оформить его в свою собственность. Для этого используется такое понятие, как приобретательная давность (статья 234 ГК РФ).

Предусматривается, в этом случае, что лицо должно владеть объектом сроком от 15 лет и относиться к нему, как к своему, то есть полностью нести бремя его содержания. В таком случае надел может быть оформлен в собственность, но только в судебном порядке.

Самовольное занятие земельного надела влечёт за собой административную ответственность, а в некоторых случаях ещё и гражданско-правовую. Использование чужого надела без законных на то оснований не допускается. При этом правовые нормы определяют возможность оформить в собственность или иное владение наделы или части земель, которые фактически лицам не принадлежат. Для этого необходимы веские основания и соблюдение установленного порядка действий.

Читать дальше  Обязанности администратора интернет магазина

Каждый земельный участок на территории РФ принадлежит конкретному собственнику, который не только пользуется землей, но и отвечает за сохранность земельного надела и эксплуатацию его по целевому назначению. Если земля не находится в собственности у граждан или организаций, то владельцем территории является государство или муниципальные органы власти. Попытка юридических или физических лиц использовать в своих целях чужой земельный участок без приобретения официального права на владение или временное пользование — самовольный захват от земли, который является административным преступлением. Существует несколько эффективных законных способов, которыми собственник самозанятой территории может восстановить свои права и получить компенсацию за понесенный ущерб.

Самовольный захват: определение в законодательстве

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет самовольное занятие земельного участка, как неправомерный захват и использование этой недвижимости лицами, не имеющими на нее законных прав (статья 7.1 КоАП РФ). К самозахвату отнесены следующие действия:

  • нарушение границ собственного участка земли, установленных межевым планом: вынос построенного здания или ограждения на территорию прилегающего соседнего;
  • постройка на участке любых зданий или установка конструкций, а также применение земли под хранение (складирование) имущества без предварительного оформления правоустанавливающей документации;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей (садоводство, огород, дачное хозяйство) или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока его действия;
  • иные незаконные действия, из-за которых собственник участка не может полноправно пользоваться своей недвижимостью.

Случается, что человек, использующий не принадлежащую ему землю, даже не подозревает, что совершает административное преступление. Особенно это касается «стихийных» огородов и дачных наделов, которые возникли на неэксплуатируемой территории сельхозназначения или арендаторов, своевременно не продливших договор с собственником земли. Рассмотрим, какие последствия могут ожидать «захватчика», вольно или невольно нарушающего чужое право собственности.

Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная

Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:

  1. Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
  2. Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
  3. Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.

Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).

Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:

  • граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
  • должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, штраф налагается в сумме, равной определенному проценту от кадастровой стоимости нелегально занятой земли:

  • для рядовых граждан — штраф в размере от 1 до 1,5%, но в сумме не менее 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц или предпринимателей — от 2 до 3%, но не менее 100 тысяч рублей.

Для ситуации, когда кадастровую стоимость занятой территории определить невозможно, законом указаны следующие размеры штрафных взысканий:

  • для физического лица — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для должностного лица — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для предпринимателя или юридического лица — от 100 до 200 тысяч рублей.

Если нарушителю удалось доказать, что нелегально эксплуатировалась только часть участка, штраф при расчете от кадастровой стоимости занятой земли будет меньше. В такой ситуации сумма, на которую его могут штрафовать, высчитывается пропорционально площади самовольно захваченной части.

Особо тяжелые последствия наступают, если в процессе проверки выяснится, что самозанятие участка было связано с преступлением. Факты мошенничества и незаконных операций по обороту недвижимости станут основанием для уголовного дела и привлечению нарушителя к ответственности.

Законные способы восстановить право на недвижимость

Всех собственников земельных участков закон наделяет полномочиями по восстановлению и защите прав, нарушенных при самозахвате (статьи 59, 60 ЗК РФ). На свое усмотрение законный владелец может предпринять действия по выдворению «захватчика» со своей территории самостоятельно или с привлечением контролирующих и судебных органов:

  1. Самозащита (статья 14 ГК РФ). Под этим термином понимаются самостоятельные активные действия собственника недвижимости, в том числе применение физической силы. Например, демонтаж или перенос ограждения, установленного с нарушением границ соседних участков (подробнее о том, как определить границы земельного участка). Важно, чтобы при этом действия пострадавшего владельца недвижимости не выходили за рамки законов.
  2. Жалоба в надзорные органы. Обращаться потребуется в отдел Росреестра, который обязан контролировать законность регистрации и использования подведомственных ему земельных участков. По заявлению инспектора Росреестра проведут проверку и составят протокол, на основании которого будет начато административное разбирательство. Помимо этого, контроль могут осуществлять органы Россельхознадзора и Росприроднадзора.
  3. Направление требования правонарушителю. Передача официального письма с требованиями прекратить совершение незаконных действий по использованию земли обязательно должна быть зафиксирована и иметь подтверждение. Например, требование может быть отправлено по почте заказным письмом. Одновременно собственник земли может дополнить письмо претензией о возмещении ему ущерба, полученного в результате самовольного занятия участка.
  4. Обращение в суд (статьи 301, 304 ГК РФ). Следующий шаг после отказа или игнорирования требования собственника участка к правонарушителю — подача искового заявления в суд. Вместе с восстановлением нарушенного права на участок земли, в иск могут быть включены требования о компенсации ущерба и выгоды, упущенной из-за невозможности пользоваться участком.

Важное условие для рассмотрения гражданского иска — владелец участка должен представить документы, подтверждающие его права на данную недвижимость.

В пакет документов собственника должны входить:

  • правоустанавливающая документация — основание для получения прав на недвижимость (свидетельство о вступление в наследство, решение муниципалитета о передаче участка земли или договор, подтверждающий приобретение собственности);
  • правоподтверждающие документы: свидетельство Росреестра о госрегистрации прав на землю, выписка, кадастровый паспорт.

Если в процессе подготовки к судебному разбирательству выяснилось, что одного из указанных документов не хватает, необходимо оформить всю недостающую документацию до того, как начнут рассматривать иск.

Пример из судебной практики о возвращении захваченного участка

Наиболее ярким примером судебных разбирательств, связанных с самовольными захватами земли, могут служить многочисленные иски между участниками садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), пытающимися легализовать свое право собственности на участки. Сложность подобных дел в том, что документы на садовые участки, полученные много десятилетий назад, не всегда оформлены в соответствии с действующими нормами закона или отсутствует межевой паспорт, позволяющий отделить границы участка от земель соседа по даче или от общих территорий товарищества.

Пример из судебной практики

Соседние участки СНТ, находящиеся в муниципальной собственности, были получены гражданами А. и В. в конце 80-х годов при вступлении в товарищество. По состоянию здоровья А. несколько лет не мог посещать садовый участок, при этом являлся членом СНТ и регулярно оплачивал все взносы. В этот период А. воспользовался правом, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 39.5 171-ФЗ от 23.06.2014, и обратился в органы исполнительной власти, чтобы получить и узаконить право собственности на полученный участок.

Читать дальше  Условия досрочного погашения кредита в втб 24

После смерти А., его сын Б. вступил в наследство на участок, но обнаружил, что часть его территории самовольно захвачена В. и отделена забором. Гражданин В. сообщил, что считает свои действия законными, так как документы СНТ, определяющие границы участков, были утрачены во время пожара и при установке ограждения В. был вынужден приблизительно определить границы своей территории. После направления требования и предъявления правоустанавливающих документов, гражданин В. согласился на перенос ограждения в соответствии с границами участков, но при условии, что ему компенсируют затраты на общий забор и стоимость сарая, построенного на занятой территории.

Собственник самозанятого участка счел поставленные условия незаконными и обратился в районный суд с исковым заявлением с просьбой обязать гражданина В. освободить участок и демонтировать незаконную постройку. В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ, суд вынес решение о восстановлении нарушенного права собственности на земельный участок и в полном объеме удовлетворить исковые требования. Гражданин В. воспользовался правом оспорить решение суда, подав апелляционную жалобу. После рассмотрения апелляции, суд вынес определение сохранить решение суда 1-й инстанции без изменения.

Приведенный пример явно доказывает, что любые действия правильно начинать только после согласования с собственником земли. Отсутствие документов на земельный участок не является основанием для эксплуатации чужой недвижимости в своих интересах.

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 2858 раз

Библиографическое описание:

Чмыхало Е. Ю., Бобкова Ю. Д., Токарева А. А. Ответственность за самовольное занятие земельного участка [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 145-148. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8001/ (дата обращения: 02.09.2019).

Главным условием пресечения земельных правонарушений является юридическая ответственность. Вопросы применения юридической ответственности регламентируются как материальным, так и процессуальным правом, можно выделить Земельный Кодекс Российской Федерации [1] (далее — ЗК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП), Уголовный кодекс Российской Федерации [3] т.д.

Нормы материального права закрепляют различные составы земельных правонарушений, которые влекут тот или иной вид ответственности, процессуальные в свою очередь определяют порядок привлечения к соответствующему виду ответственности.

В юридической литературе обращается внимание низкую эффективность ответственности за правонарушения. Одна из причин наличие пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в данной сфере. В данной работе проанализирована эффективность административной ответственности, предусмотренной за самовольное занятие земельного участка.

Понятия самовольного занятия земельного участка в законодательстве отсутствует, однако его можно вывести из нормы ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно указанной статьи самовольное занятие земельного участка предполагает действие лиц, выражающиеся в фактическом его пользовании, то есть его использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Какие же документы устанавливают права на землю? Документы о правах на земельные участки согласно в ст.26 ЗК РФ определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [4], это свидетельство о государственной регистрации права, также это могут быть и договоры аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее одного года, когда не требуется их государственная регистрация. Так в ст. 14 данного Закона указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя, это может быть либо свидетельство о государственной регистрации, либо выписка из Единого государственного реестра прав.

Следует отметить, что кроме документов, удостоверяющих право на земельные участки, существуют и документы, устанавливающие право на них: гражданско-правовые договоры, акты органов управления о предоставлении земельных участков, вступившие в законную силу судебные решения и др. Именно использование земельного участка без документов, устанавливающих право, квалифицируется как самовольное его занятие.

В судебной практике возникают некоторые вопросы, связанных с реализацией норм ЗК РФ и КоАП. Например, ФАС Московского округа от 9.03.2005 года по делу № КА-А40/1062–05 в кассационной инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Москомзема о привлечении ООО «Эльтана» к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ [5]. Поскольку в п.1ст.652 ГК РФ установлено, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования. При том данное право передается на срок аренды недвижимости право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования по назначению [6].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арендатор здания, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем арендодателю на праве собственности, приобретает право пользования соответствующим земельным участком в силу прямого указания закона. Договор аренды здания, сооружения рассматривается как правоустанавливающий юридический факт, влекущий возникновение отношений по использованию земельным участка, а, следовательно, такое занятие земельным участком не может являться административным правонарушением. Таким образом, в данном случае право на земельный участок возникает вследствие реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.

Правонарушение самовольное занятие земельного участка имеет формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем сооружений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователе, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т. п.

Мониторинг судебной практики применения земельного законодательства выявил проблемы в правовом регулировании данных отношений, разрешение которых должно способствовать повышению эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения. С марта 2015 года ст. 7.1. КоАП РФ дополнена примечанием, в котором законодатель устанавливает особенности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение. [7].

Во-первых, законодатель установил, что при самовольном занятии земельного участка индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с юридическими лицами. До внесения изменений в КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие данное правонарушение, несли административную ответственность по общим основаниям, т. е. как физические лица. Почему же законодатель решил ужесточить ответственность для этой категории лиц? Рассмотрим на примере из правоприменительной практики: Хорошевский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Юго-Западного транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Ермолову А. О. об освобождении самовольно занятого земельного участка. Ранее прокуратурой в ходе проведения проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель для оказания услуг шиномонтажная незаконно использовал часть земельного участка общей площадью 125 кв.м., расположенного в полосе отвода железной дороги в районе железнодорожной станции Серебряный Бор. По результатам прокурорской проверки предприниматель привлекался к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Кроме того, в соответствии с предписанием Управления Росреестра по городу Москве он обязан был освободить указанный земельный участок в срок до 16 июня 2014 г. Однако, несмотря на принятые прокуратурой и контролирующими органами меры, индивидуальный предприниматель продолжал незаконно использовать земельный участок, в связи, с чем прокуратура обратилась в суд с требованием освободить незаконно занятый земельный участок. [8].

Анализирую судебную практику, можно сделать вывод, что подобные случаи встречаются довольно часто. А, следовательно, именно, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наиболее часто совершают данное правонарушение. Поэтому, на наш взгляд, с целью предотвращения самовольного занятия земельных участков законодатель усилил ответственность для этих лиц.

Во-вторых, в соответствии с примечанием к ст.7.1. КоАП РФ административный штраф исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка и рассчитывается из размера кадастровой стоимости земли. Ранее при наложении штрафов индивидуальные характеристики земельного участка, такие как категории земель, вид разрешенного использования, а также площадь земель не учитывались. На наш взгляд, нерационально было назначать одинаковое наказание за самовольное занятие земельного участка площадью 0,06 гектара и земельного участка площадью 10 гектаров. В настоящее время при привлечении к административной ответственности за данное правонарушение граждан будет взиматься штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. Кроме того, законодатель предусмотрел случаи, если кадастровая стоимость земельного участка не определена: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Читать дальше  Сумма налога при дарении квартиры родственнику

В-третьих, надо заметить, что законодатель с целью оптимизации и усиления ответственности за нарушения земельного законодательства значительно увеличил размер штрафа как для граждан, так и юридических лиц. Как отмечает С. Н. Братусь, ответственность должна стимулировать соблюдение требований закона, служить средством предупреждения правонарушений и укрепления правосознания [9]. Ранее административные штрафы были настолько низкие, что некоторым юридическим и физическим лицам было проще платить штрафы и продолжать неправомерно пользоваться занятым земельным участком. Так, по данным Росреестра, в 2013 году выявлено 178 тыс. нарушений положений о самовольном занятии земельных участков, начислено 300 млн руб. штрафов, устранено при этом лишь 68 тыс. нарушений. [10] Возможно, указанная выше мера поспособствует снижению количества нарушений земельного законодательства и интенсификации использования земельных участков, что позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц.

Отношения, возникающие при самовольном занятии земельных участков, помимо КоАП, регулируются и земельным законодательством. В ст. 60 ЗК РФ предусматривается, что нарушенное право подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия земельного участка, а это значит, что земельный участок должен быть приведен в состояние, которое существовало до совершения правонарушения.

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Нормы, имеющие целью предупреждение данного правонарушения, содержится в ст..222 ГК РФ [11], в которой до 30 июня 2006 года было положение, в соответствии с которым судом могло быть признано права собственности на самовольно возведенную постройку, и в случае отсутствия права земельный участок, при условии, что он будет в установленном порядке будет предоставлен собственнику здания. В настоящее время право собственности на самовольно возведенную постройку может быть признано только за правообладателем земельного участка.

Для того, чтобы выявить какие именно проблемы существуют в регулировании данных отношений и предложить пути их разрешения проведем сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и республики Беларусь.

В ст. 72 Закон о земле Республики Беларусь [12] содержится определение самовольного занятия земельного участка — это его использование без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 года для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, либо по постановлению суда. Легальное определение самовольного занятия земельного участка исключает неоднозначное толкование этого правонарушения.

Однако есть и такие положения, которые схожи с положения законодательством РФ, так устанавливается, что самовольно занятый земельный участок должен быть возвращен по его принадлежности, причем без возмещения лицу затрат, которые были им произведены за время незаконного использования. За счет средств лица, самовольного занявшего земельный участок, производится приведение данного участка в пригодное для использования состояние, а также снос возведенных строений.

Благодаря такой регламентации отношений возникает намного меньше вопросов о том, какая именно ответственность может быть применена за самовольное занятие земельного участка, какие последствия возникают, если нарушитель отказывается восстановить прежнее состоянии, какие взыскания на него могут быть наложены. Большое значение имеет то, что в соответствии Кодексом Республики Беларусь о Земле властные органы могут оказать воздействие на правонарушителей, произведя снос сооружений за их счет. На наш взгляд, это положения необходимо учесть российскому законодателю для того чтобы обеспечить единообразное толкование норм.

1. Земельный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26 (часть I), ст. 3377

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ,1996, N25, ст. 2954, 2014, N 48, ст. 6651.

4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 1997, N 30, ст. 3594; 2015, N 14, ст. 2022

5. Постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2005 по делу N КА-А40/1062–05.

6. Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ», 2005, N 5,

7. Федеральный закон «О внесении изменений в правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1416.

8. Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 августа 2014 г. по делу № 2–4962/2014

9. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М.1976.С.6.

10. Ежедневный мониторинг законодательства. URL: http://www.agr-city.ru/ru/news/2579 (дата обращения: 17.04.2015)

11. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329

12. Кодекс Республики Беларусь о Земле (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544) 2008, № 425-З; 2012 г. № 432-З. URL: http://www.etalonline.by (дата обращения: 17.04.2015)

Похожие статьи

Привлечение к административной ответственности за.

земельный участок, самовольное занятие, участок, Крым, земельное законодательство, Российская Федерация, административная ответственность, хозяйственная деятельность, правонарушение, рациональное использование.

Проблема передачи в аренду части земельного участка

земельный участок, самовольное занятие, РФ, административная ответственность, земельное законодательство, государственная регистрация, занятый земельный участок, лицо, Российская Федерация.

Земельное право. Новые возможности в оформлении «прирезок».

земельный участок, местное самоуправление, Земельный кодекс РФ, государственная власть, кадастровый учет, участок, кадастровый паспорт, Земельный кодекс, государственный кадастр.

Самовольное строительство как неправомерное действие

земельный участок, самовольное занятие, РФ, административная ответственность, земельное законодательство, государственная регистрация, занятый земельный участок, лицо, Российская Федерация.

Порядок образования земельных участков: изменения.

. земельный участок, земельных участков, ГК РФ, судьбы земельных участков, земельного участка, единства судьбы земельных.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка. Особенности формирования земельного участка на землях лесного.

Дальневосточный гектар или местные проблемы Федерального.

земельное законодательство, государственный земельный контроль, самовольное занятие, нарушение, участок, тысяча, охрана земель, использование земель, местное самоуправление, Российская Федерация.

Особенности установления границ земельных участков.

. участка, земельного участка», «образование земельного участка», предоставления земельных участков, схемы расположения земельного. Особенности установления границ земельных участков и государственная регистрация прав на спорные земельные участки.

Проблемы использования института кадастровой стоимости.

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное самоуправление, оценочная деятельность.

Проблемы приватизации земельных участков собственниками.

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность, Российская Федерация, состав земель запаса, находившееся

Самовольное строительство как неправомерное действие. самовольная постройка, недвижимое имущество, земельный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector