Перевыставление электроэнергии арендатору ндс | Загранник

Перевыставление электроэнергии арендатору ндс

Арендатор несет ответственность не только за саму недвижимость, но и за ее содержание на основании статьи 616 ГК РФ. Содержание имущества включает в себя оплату услуг ЖКХ, связи и охраны. Обычно арендатор не контактирует с хозяйствующими организациями, предоставляющими коммунальные услуги, напрямую. Фактически расходы оплачиваются арендодателем, а затем он предоставляет арендатору расчет или копии квитанций по услугам ЖКХ. Арендатор, в свою очередь, вместе с арендной платы должен возместить коммунальные расходы арендодателя. То есть происходит перевыставление. Эту операцию нужно правильно отразить в учете.

Учет перевыставления коммунальных услуг

В законах ничего не говорится о том, что арендная плата должна включать в себя расходы на коммунальные услуги и содержание помещения. Отсутствуют нормативные акты, касающиеся порядка обеспечения арендатора услугами ЖКХ и связи. Однако в законе присутствует принцип свободы договора. Он содержится в статье 421 ГК РФ. Принцип этот заключается в том, что участники соглашения могут сами определить метод реализации оплаты коммунальных услуг.

Как правило, в договоре прописана обязанность арендатора возмещать услуги арендодателя. То есть лицо должно отчислять средства сверх установленной арендной платы.

Налог на прибыль

Прибыль субъекта, признающаяся объектом налогообложения, устанавливается плательщиком на основании полученных доходов, сокращенных на размер произведенных расходов на основании статьи 247 НК РФ. В целях определения налога на прибыль доходы от реализации и внереализационные доходы устанавливаются в порядке, указанном в статьях 248, 249, 250 НК РФ.

Услуги ЖКХ и связи используются непосредственно арендаторами, их стоимость не включаются в арендную плату, а потому оплату услуг можно отнести к возмещению расходов. Однако Минфин и налоговые структуры считают по-другому. В частности, есть письмо УФНС по городу Москва №19-11/58877 от 28 июня 2006 года. В нем сделаны эти выводы:

  • Затраты, возмещаемые арендатором, арендодатель учитывает в структуре доходов.
  • Суммы, направляемые в хозяйствующие организации ЖКХ, арендодатель учитывает в структуре доходов.

Аналогичную позицию разделяет Минфин всей страны. То есть эти нормы касаются каждого региона.

В пункте 1 статьи 146 НК РФ указано, что объектом обложения НДС считаются операции по продаже товаров и услуг. При реализации услуг продавцом выставляются счета-фактуры. Сделано это должно быть не позже 5 дней. Основание – пункт 3 статьи 168 НК РФ. Официальные структуры считают, что счета-фактуры арендодатель арендатору не выставляет. Связано это с тем, что перевыставление не предполагает реализацию услуг. То есть при получении средств в качестве возмещения расходов арендодателя объекта обложения НДС не образуется. Основание – многочисленные письма Минфина. К примеру, письмо Минфина №03-03-06/2/51 от 14 мая 2008 года.

Представители Минфина считают, что суммы НДС по счетам за коммунальные услуги не возмещаются и не учитываются в составе расходов при установлении базы по налогу на прибыль. Основание – письмо Минфина №03-03-06/1/895 от 27 декабря 2007 года.

Однако суды занимают другую позицию. В частности, есть постановление Президиума №12664/08 от 25 февраля 2009 года. В нем прописано, что без обеспечения коммерческих помещений водой, электроэнергией и прочими коммунальными услугами невозможна реализация права пользования арендуемым имуществом. То есть услуги ЖКХ непосредственно связаны с услугами по аренде помещения. Порядок расчетов, в свою очередь, неважен. Вычет НДС со стоимости услуг ЖКХ правомерен в том случае, если соблюдаются все условия реализации вычетов.

То есть вопрос с вычетом и налогообложением является неоднозначным. Разные официальные органы имеют разное мнение на этот счет. Предпочтительной является эта позиция: компания может не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые услуги ЖКХ. По счету предъявляется вся сумма компенсации трат без выделения НДС.

Бухучет

Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.

Однако здесь есть важный нюанс. Если фирма в рамках налогового учета включила суммы возмещения в доходы и расходы, в бухучете нужно зафиксировать постоянное налоговое обязательство (ПНО), а также постоянный налоговый актив (ПНА). Это подтверждается ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПНА и ПНО образуются из-за постоянных разниц между бухучетом и налоговым учетом.

В рамках ПБУ 18/02 под постоянными разницами подразумеваются доходы и траты, учитываемые при установлении базы по налогу на прибыль, которые не признаются для целей бухучета доходами и тратами отчетного и следующего периодов (пункт 4 ПБУ 18/02).

ПНО и ПНА признаются фирмой в том отчетном периоде, в котором они образуются. Постоянные обязательства равны величине, составляющей произведение постоянной разницы отчетного периода на ставку налога на прибыль. Подразумевается ставка, установленная законом и актуальная на отчетную дату (пункт 7 ПБУ 18/02).

Если фирма использует ПБУ 18/02, применяются эти проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг ЖКХ и связи включая НДС.
  • ДТ26 КТ60. Учет собственных трат на коммуналку и услуги связи.
  • ДТ19 КТ60. Частичное принятие к зачету НДС.
  • ДТ76 КТ60. Выставление актов без выделения НДС.
  • ДТ51 КТ76. Получение выплат от арендаторов.
  • ДТ99 КТ68. Постоянное налоговое обязательство.
  • ДТ68 КТ99. Постоянные налоговые активы.

Все записи в бухучете должны основываться на соответствующих документах.

Пример

Рассмотрим пример перевыставления коммунальных услуг. Организация арендовала помещение. Размер платы составляет 23 600 рублей. НДС равен 3 600 рублей. Договор аренды предполагает компенсацию расходов на услуги ЖКХ. Счета перевыставляются.

За май 2017 года совокупная стоимость услуг ЖКХ равна 11 800 рублей, а НДС – 1 800 рублей. Арендодателем потреблено 8 260 рублей включая НДС на 1 260 рублей, арендатором – 3 540 рублей включая НДС 540 рублей. По итогам месяца арендодатель передает арендатору эти документы:

  • Акт с этими позициями: услуги по непосредственно аренде (23 600 рублей) с НДС (3 600 рублей), компенсация услуг ЖКХ в размере 3 540 рублей. НДС последние выплаты не облагаются.
  • Приложение к акту, представляющее собой расчет распределения услуг ЖКХ.
  • Копии коммунальных квитанций.
  • Счет-фактура на услуги по аренде в размере 23 600 рублей с НДС на 3 600 рублей.
Читать дальше  Сделка с недвижимостью через банковскую ячейку

У арендодателя за май возникают такие расходы и доходы:

  • Входной НДС к вычету в размере 1 260 рублей.
  • Начисление НДС с реализации услуг аренды – 3 600 рублей.
  • Налоговый учет: доходы (20 000 рублей), расходы на потребленным услугам ЖКХ (7 000 рублей).

У арендатора за май образуются эти расходы:

  • Входной НДС к вычету по аренде – 3 600 рублей.
  • Траты в налоговом учете: стоимость арендованного помещения (20 000 рублей), компенсация за услуги ЖКХ (3 000 рублей).

В нормах относительно перевыставления есть противоречия. Поэтому организация должна сама принимать решение о своих действиях.

Э ксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Мягкова Э ксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова

Разногласия в отношениях между юридическими лицами, связанными договором аренды, могут возникать при возмещении арендатором сумм платежей за потребленную электроэнергию. Например, имеет ли значение в такой ситуации, выделен или нет НДС в выставленных арендодателем арендатору документах на компенсацию электроэнергии? Об этом, а также об отражении расчетов с поставщиком электроэнергии и арендатором в бухгалтерском учете арендодателя рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Светлана Мягкова.

Организацией (арендодатель) заключен договор с энергоснабжающей организацией на подачу электроэнергии. В свою очередь, арендатор, согласно договору аренды, возмещает арендодателю стоимость потребленной им электроэнергии на основании показаний электросчетчика. Согласно договору аренды стоимость потребленной арендатором электроэнергии не является переменной частью арендной платы, а компенсируется сверх арендной платы. Арендатор требует выставлять документы на компенсацию электроэнергии без НДС, хотя арендодатель получает документы от энергоснабжающей организации с НДС. Прав ли арендатор? Как правильно в бухгалтерском учете арендодателя отражать расчеты с энергоснабжающей организацией и арендатором?

Отношения сторон по договору аренды регулируются гл. 34 ГК РФ.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Порядок определения цены в договоре регламентируется гражданским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии ( п. 2. ст. 539 ГК РФ).

С учетом определения договора энергоснабжения, данного в ст. 539 ГК РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 N 5905/98, постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 N 7349/99, п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 представители финансовых органов считают, что арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам получает электроэнергию в качестве абонента.

Объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ. Для целей НДС аренда признается услугой, и оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества на территории РФ признается объектом обложения НДС (письма УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162 , ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ ). Налоговая база при реализации налогоплательщиком услуг в общем случае определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ ( п. 1 ст. 154 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), плательщики НДС выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В рассматриваемой ситуации согласно договору аренды арендатор возмещает арендодателю стоимость фактически потребленной электроэнергии.

Отметим, что ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что в том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@ , направленных в установленном порядке налоговым органам для руководства и применения в практической работе, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.

Таким образом, если следовать позиции ФНС России, то в случае, когда договором аренды предусмотрено возмещение сверх арендной платы арендатором сумм за потребленную им электроэнергию, арендодатель не должен выставлять счет-фактуру арендатору. Кроме того, арендодатель не сможет принять к вычету "входной" НДС, предъявленный энергоснабжающей организацией, в части услуг, потребленных арендатором.

Арендодатель может принять к вычету сумму НДС, предъявленную электроснабжающей организацией, только в части, приходящейся на его собственное потребление (на помещения, не сданные в аренду и используемые для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС).

Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-11/232 , от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 , от 24.03.2007 N 03-07-15/39 , от 03.03.2006 N 03-04-15/52 , УФНС РФ по г. Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415 , от 20.04.2007 N 19-11/036483 , от 28.02.2007 N 23-26/0288 .

Читать дальше  Что делать если преподаватель не ставит зачет

По разъяснениям налоговых и финансовых органов, поскольку согласно договору на оказание услуг по предоставлению в аренду помещения расходы арендодателя по оплате электроэнергии не включаются в стоимость арендной платы и перечисляются арендатором в порядке возмещения расходов с НДС, то в данном случае у арендодателя отсутствуют основания для выставления соответствующих счетов-фактур и, соответственно, у арендатора – право на возмещение сумм НДС (письма Минфина России от 21.05.2008 N 19-11/48675 , от 03.03.2006 N 03-04-15/52 , от 06.09.2005 N 07-05-06/234 , ФНС России от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@ ).

Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то она достаточно противоречива.

Существуют судебные решения, которые поддерживают позицию контролирующих органов.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 указано, что арендодатель коммунальные услуги не оказывает, выручки от таких операций не получает и сумма возмещения коммунальных расходов НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, уплаченного организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги, арендодатель не вправе включать в состав налоговых вычетов (смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-62/2008).

В то же время существуют судебные решения, в соответствии с которыми арендодатель имеет право принять к вычету НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором. Согласно Определению ВАС РФ от 22.05.2008 N 4855/08 реальное использование предмета аренды по назначению без потребления электроэнергии не представляется возможным, а расходы арендатора на ее использование для производства товаров, реализация которых облагается НДС, являются составляющей арендной платы (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 N А17-7511/2008 , ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А63-8994/2004-С4-9 , ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-9211/08-С2 , ФАС Центрального округа от 28.03.2007 N А48-4688/06-19 , ФАС Поволжского округа от 28.08.2009 N А65-27772/2008 ). ФАС Уральского округа в постановлении от 29.02.2008 N Ф09-861/08-С2 указал, что перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору (налогоплательщику) не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства .

Таким образом, если придерживаться позиции Минфина России и ФНС России, сумма НДС, предъявленная энергоснабжающей организацией, принимается к вычету организацией-арендодателем, заключившей договор с энергоснабжающей организацией, только в той части, которая приходится на стоимость электроэнергии, потребляемой самой организацией-арендодателем. Сумма НДС, приходящаяся на стоимость электроэнергии, возмещаемой арендатором, организацией-арендодателем вычету из бюджета не подлежит.

Исходя из того, что возмещение арендатором стоимости платежей за электроэнергию не относится к операциям по реализации услуг для целей обложения НДС, счет-фактура на стоимость потребленной им электроэнергии не выставляется.

Также следует отметить, что, по мнению Минфина России, кроме того, что суммы НДС по уплаченным арендатором счетам за потребленную в рамках договора аренды электроэнергию не подлежат возмещению у арендатора, они также не учитываются и в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе, в случае, когда арендодатель не выделяет НДС в сумме компенсации (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 , от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895 ).

Таким образом, финансовое ведомство считает, что арендатор, несмотря на то, что компенсирует расходы, связанные с коммунальными услугами, не может не только зачесть входной НДС по этим расходам на основании того, что взимание компенсационных выплат не является объектом обложения НДС (у арендатора не может быть счета-фактуры по тем расходам, которые он компенсирует арендодателю), но и признать суммы НДС, включенные арендодателем в счет на возмещение оплаченных им коммунальных услуг, в расходах при исчислении налога на прибыль.

Учитывая данную позицию финансового ведомства, у арендатора могут возникнуть налоговые риски по налогу на прибыль при включении суммы НДС в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (при применении им общей системы налогообложения), в том числе и в случае, если в выставляемых арендодателем документах сумма компенсации будет указана без выделения НДС.

С учетом изложенного мы полагаем, что при выставлении арендодателем документов арендатору на возмещение расходов на электроэнергию не имеет значения, выделен в них или нет в суммах компенсации НДС. При компенсации арендатором стоимости потребленной им электроэнергии последствия для арендодателя и арендатора будут одинаковы – ни принять к вычету учтенный в ее стоимости НДС, ни учесть его в расходах в целях налогообложения прибыли ни тот ни другой не могут.

В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее – ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, приводящее к увеличению капитала этой организации. В случае получения арендодателем от арендатора возмещаемых последним сумм платежей за потребленную электроэнергию (перечисленных арендодателем за арендатора энергоснабжающей организации) указанных экономических выгод или дохода не возникает.

Суммы, поступившие от других юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п., не признаются доходами организации ( п. 3 ПБУ 9/99).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) отражение в бухгалтерском учете арендодателя расходов на аренду и возмещаемых платежей за потребленную арендатором электроэнергию может быть следующим:

Дебет 60 Кредит 51

– оплачен арендодателем счет энергоснабжающей организации;

Дебет 62 Кредит 90 ( 91 ) (применение счета 90 или 91 зависит от того, является ли для арендодателя предоставление имущества в аренду одним из видов деятельности организации ( п. 5 ПБУ 9/99), или не является видом деятельности организации ( п. 7 ПБУ 9/99))

– отражена выручка по арендной плате за текущий месяц;

Дебет 90 ( 91 ) Кредит 68 , субсчет "Расчеты по НДС"

– начислен НДС по арендной плате;

Дебет 20 ( 26 ) Кредит 60

– учтены затраты на потребленную арендодателем электроэнергию;

Дебет 19 Кредит 60

– учтена сумма НДС, приходящаяся на стоимость потребленной арендодателем электроэнергии;

Дебет 68 , субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

– принята к вычету сумма НДС по потребленной арендодателем электроэнергии;

Дебет 76 Кредит 60

– отражена задолженность арендатора по электроэнергии (с НДС);

Дебет 51 Кредит 62

– оплачена арендатором арендная плата;

Дебет 51 Кредит 76

– возмещена арендатором стоимость потребленной им электроэнергии.

арендодатель находится на УСН возможно ли и какие последствия? Желательно со ссылкой на нормы права.

Читать дальше  Сроки давности по оплате коммунальных платежей

Обязанность по "перевыставлению" коммунальных услуг с НДС возникает только в случае, если организация-арендодатель является агентом по их приобретению.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Законодательство не содержит такого понятия, как "коммунальные услуги". На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Очевидно, что расходы на обеспечение собственной деятельности арендатора также должны осуществляться за его собственный счет.

В то же время заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров бывает часто технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора.

На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами в случае, когда арендатор самостоятельно не заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиком услуг, например:

– арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;

– арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы;

– арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).

В п. 2 ст. 614 ГК РФ перечислено несколько форм арендной платы. При этом указывается, что стороны могут предусматривать в договоре аренды и иные формы оплаты.

Соответственно, деление арендной платы на постоянную и переменную части, последняя из которых представляет собой оплату затрат арендодателя на оплату коммунальных расходов, удовлетворяет вышеназванным нормам гражданского законодательства. В таком случае вся сумма арендной платы (как постоянная, так и переменная части) является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 и от 10.03.2009 N 6219/08).

На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), не признаются плательщиками НДС. Исключением является НДС, подлежащий уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемый в соответствии со ст. 161 и ст. 174.1 НК РФ.

В связи с чем организация, применяющая УСН и реализующая товары, работы, услуги, не должна дополнительно к цене реализуемых товаров, работ, услуг предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС, не должна выставлять счета-фактуры при реализации и не должна в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах выделять сумму НДС отдельной строкой, что входит в обязанности плательщика НДС (п.п. 1, 3, 4 ст. 168 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 16.05.2011 N 03-07-11/126.

Но отсутствие обязанности по уплате НДС при возмещении коммунальных платежей возникает также и в общем случае у арендодателя (организации, являющейся плательщиком НДС) в силу следующих обстоятельств.

Объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ.

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ обязанность выставления счета-фактуры возникает в случае реализации (работ, услуг), передачи имущественных прав.

Как было указано Президиумом ВАС РФ, заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на коммунальные услуги, не может квалифицироваться как договор на поставку коммунальных услуг, поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

Поскольку возмещение коммунальных платежей не является операцией реализации в рамках обычного договора купли-продажи, то счета-фактуры арендодателями (балансодержателями) арендаторам не выставляются и, соответственно, при получении денежных средств, в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает (письма Минфина России от 10.10.2014 N 03-11-06/2/51025, от 07.07.2014 N 03-07-11/32826, от 10.02.2011 N 03-03-06/1/86, от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма ФНС России от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).

При этом организация-арендодатель, не являющаяся непосредственным поставщиком ресурсов или агентом по их приобретению и получающая компенсацию расходов на коммунальные услуги, не вправе предъявлять к уплате НДС и выставлять арендатору счета-фактуры (письма Минфина РФ от 31.12.2008 N 03-07-11/392, от 06.09.2005 N 07-05-06/234).

Вместе с тем если между арендодателем и арендатором будет заключён агентский договор, то поставщики коммунальных услуг будут оказывать услуги потребителям-арендаторам при посредничестве агента-арендодателя.

В этом случае с учётом п. 1 ст. 1005 ГК РФ арендодатель как агент, приобретающий коммунальные услуги от своего имени в интересах принципала – арендодателя, будет обязан выписать на его имя счет-фактуру на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков коммунальных услуг. Тот факт, что агент применяет УСН, в данном случае при определении обязанности по составлению счетов-фактур в адрес арендаторов в расчёт приниматься не будет. На это также указывается в письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-06/2/12.

Подобное высказывалось и ранее: посредник (комиссионер, агент), приобретающий товары (работы, услуги) не для себя, а для заказчика, находящегося на общей системе налогообложения, для которого основанием при применении права на вычет может являться счет-фактура, оформленный на его имя, от своего имени формирует на принципала счет-фактуру с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику (письмо УМНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 24-11/55682).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector