Письмо о введении второго иностранного языка | Загранник

Письмо о введении второго иностранного языка

Какой иностранный язык выбрать

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос.

Обратите внимание, школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык

Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.

В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Как ввести второй иностранный язык

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик. Предложите учителям основного иностранного языка (например, английского) пройти обучение по программам повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

В лингвистической школе BUSINESS LINGUA SCHOOL педагоги могут без отрыва от работы пройти дистанционное обучение по программам:

В BUSINESS LINGUA SCHOOL Вы можете найти список программ и выбрать любой иностранный язык для изучения в удобной и современной форме по низкой стоимости!

Все программы являются интерактивными и направлены на развитие навыков аудирования, чтения и говорения на иностранном языке. Собственная уникальная методика и новейшие технологии обучения позволят вам начать разговаривать на иностранном языке уже после 3-го занятия!

Желающие могут посмотреть уроки по иностранным языкам на YouTube-канале школы (колледжа) Анны Муратовой, а также подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ».

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Читать дальше  Объединение ванны и туалета в кирпичном доме

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
  • в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Внимание: в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

Сколько указать часов в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы).

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

Обратите внимание, для изучения второго иностранного языка можно разделить класс на группы.

Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН школы), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).

В помощь педагогам, школьникам и их родителям в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой есть электронные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, уроки по иностранным языкам, дополнительному образованию, бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ», тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , курсы развивающих занятий. Для школьников, студентов и педагогов предусмотрены международные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

© Материал из Справочной системы «Образование»

С 1.01 2019 года вводят второй иностранный язык.

В соответствии с графиком обязательного введения ФГОС основного общего образования с 2015 года учебный предмет «Второй иностранный язык» (немецкий/английский/французский/итальянский/испанский) в реализации основной образовательной программы нашего учреждения вводится поэтапно:

  • с января 2019 учебного года в 8 кл. [1] .;
  • с 2019/2020 учебного года в 7 – 9 кл. [2] .;
  • с 2019/2020 учебного года в 5 – 9 кл. [3]

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Читать дальше  Призывной возраст до 27 включительно или нет

За счет использования часов части, формируемой участниками образовательных отношений, вводится изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» [4] (немецкий/английский/французский/итальянский/испанский) на основании решения коллегиальных органов управления образовательной организации в соответствии с их полномочиями (протокол Педагогического совета/Совета школы №___ от ______20____) по рабочим программам (нужный вариант выберите из списка):

  • с 2018/2019 учебного года (для обучающихся, осваивающих ООП основного общего образования с 2015/2016 учебного года) 8 кл. – 0,5 часа; 9 кл. – 1 час. На уровень основного общего образования – 1,5 часа (Варианты №№ 1, 2);
  • с 2019/2020 учебного года (для обучающихся, осваивающих ООП основного общего образования с 2016/2017 учебного года) 7 кл. – 1 час; 8 кл. – 1 час; 9 кл. – 1 час. На уровень основного общего образования – 3 часа (Варианты №№ 3, 4);
  • с 2019/2020 учебного года (для обучающихся, осваивающих ООП основного общего образования с 2019/2020 учебного года) 5 кл. – 2 часа; 6 кл. – 2 часа; 7 кл. – 2 часа; 8 кл. – 2 часа; 9 кл. – 2 часа. На уровень основного общего образования – 10 часов (Варианты № № 5, 6).

Данное количество часов на изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» (немецкий/английский/французский/итальянский/испанский) определено следующими условиями (нужный вариант выберите из перечня): кадровыми возможностями образовательной организации, на основании социального заказа родителей (законных представителей), учебных возможностей детей.

Исходя из специфики образовательной организации и кадровых возможностей обучение по предмету организовано (выберите вариант) в рамках сетевой формы реализации ООП основного общего образования/с использованием дистанционных образовательных организаций4.

[1] Обязательно для всех образовательных организаций, в ООП ООО которых отсутствует предмет «Второй иностранный язык» (график введения школа определяет самостоятельно)

[2] Обязательно для всех образовательных организаций, в ООП ООО которых отсутствует предмет «Второй иностранный язык» (график введения школа определяет самостоятельно)

[3] Для образовательных организаций, имеющих необходимые ресурсы для изучения предмета «Второй иностранный язык» в объеме, предусмотренном примерной ООП ООО

4Для образовательных организаций, не имеющих собственных ресурсов для изучения предмета «Второй иностранный язык»

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, предметных областей, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность – 30%, от общего объема основной образовательной программы основного общего образования .

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к структуре ООП ООО в рамках ФГОС ООО.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

В «новых» ФГОСах предпринята попытка полностью исключить обучение/изучение вторых иностранных языков из школьных программ.

В 2015 году, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения все школы России активно включились в изучение французского, испанского, немецкого и китайского языков в качестве вторых иностранных языков, что позволилосохранить как педагогические компетентные кадры, так и удовлетворить потребности подрастающего поколения в желании изучать как языки, так и культуру других стран.

Приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 мая 2018 г. № 08–1214 было введено обязательное обучение в школе вторых иностранных языков (5-9 классы). Таким образом, вторые иностранные языки получилиофициальный статус предмета, зафиксированного в основномгосударственном образовательном документе страны.

Изучению иностранных языков в России уделялось очень большое внимание со стороны государства во все времена. В каждой эпохе были свои приоритеты в изучении того или иного иностранного языка: французского, немецкого, английского и испанского.

К сожалению, последнее время доля немецкого, французского и испанского языков, которые изучаются как первые иностранные языки в российских школах, существенно сокращается.

Многие страны мира придерживаются политики языкового плюрализма: изучаются не только традиционные европейские языки, но учащимся предлагается на выбор изучение как региональных языков, так восточных (арабского, турецкого, китайского, японского).

Открытость и многополярность мира, не только политическая, но в основном, экономическая и культурная, приводит к тому, что люди, которые думают о своём будущем, воспринимают знание нескольких иностранных языков как абсолютную необходимость.

Проект нового ФГОСа в области его содержания по сути перечёркивает ранее провозглашенную идею мультикультурализма, отечественный опыт обучения /изучения иностранных языков.

Новый проект, в своем разделе 2.Требования к результатам освоения ООО отсылает к сноске 2, содержание которой практически исключает из сетки часов преподавание второго иностранного языка. «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, по выбору родителей (законных представителей) обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной «организацией «

Изучение второго иностранного языка в школе должно быть обязательным.

Введение второго ИЯимеетположительные моменты. Методисты, педагоги и просто состоявшиеся профессионалы, работающие с иностранными компаниями, в числе основных плюсов отмечают следующее:

  • в последнее время в России отмечается резкий спад количества классов, в которых изучаются какие-либо иностранные языки, кроме английского. Опытные педагоги считают, что внедрение второго языка может спасти российскую лингводидактическую школу особенно романистику.Раньше она была одной из самых сильных в мире, но в последнее время почти перестала существовать;
  • мировая практика показывает, что моноязычная образовательная модель практически не существует в развитых странах мира. Да и государства Центральной и Восточной Европы все больше склоняются к необходимости преподавания хотя бы двух языков, помимо родного. Во многих европейских школах, второй иностранный языкизучается в обязательном порядке, к нему постепенно добавляетсяи третий (в старших классах).
  • изучение второго иностранного языка существенно расширит будущие возможности даже тех школьников, которые специализируются на других науках. Это существенно повышает ценность изучения испанского, немецкого или французского языка. Многие регионы успешно практикуют изучение«экзотических» для России языков – больше 2 тысяч дальневосточных школьников изучают китайский, казанские ученики могут выбратьтурецкий, а татарские старшеклассники – арабский. Специалисты со знанием таких языков в дополнение к английскому всегда востребованы;
  • изучение языков – это отличный инструмент для активизации работы мозга. Такая практика не только стимулирует память и интеллектуальную активность в целом, но и расширяет кругозор, способствуя максимальному использованию познавательной функции;
  • учить второй язык гораздо проще, чем первый, поэтому многие учителя и лингвисты полагают, что родители рано бьют тревогу. Данное мнение подтверждается и научными изысканиями — исследования показали, что даже переводчики-синхронисты, которые одновременно переводят с одного иностранного языка на другой, не испытывают при этом перегрузок. Главное – подобрать эффективную методику преподавания.

Проект мультиязычияподразумевает максимум самостоятельности школ не только в выборе дисциплины и включение в программу школы изучение и неродных языков. Сами школы должнызадавать преподаваемый объем уроков и саму годовую «расчасовку».

Реализация ПриказаМП о преподавании второго иностранного языка в школестолкнулась с рядомпроблем, в числе которых:

  • отсутствие свободных часов в расписании;
  • нехватка педагогических кадров;
  • неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Мнение, что современное поколение даже государственный (русский)язык знает плохо, а иностранный идаже один, многим не удается освоить, является политически некорректным. Такое мнение подчеркивает, что российские детив отличие от европейских страдают «дебилизмом», если не могут освоить 2 -3 иностранных языка.

Необходимо освободить учителей от необходимости заполнять огромное количество бумаг, рейтингов, участия в различных не относящихся непосредственно к преподавательской деятельности мероприятиях и пр., а заниматься своими прямыми обязанностями: УЧИТЬ, повышать квалификацию, проходить лингвистические стажировки.

Зарубежная практика

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни.

При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector