Платят ли военные подоходный налог с зарплаты | Загранник

Платят ли военные подоходный налог с зарплаты

Законодатель внес изменения в порядок уплаты НДФЛ с выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 399-ФЗ, далее – Закон № 399-ФЗ).

В настоящее время при осуществлении указанных выплат налоговым агентом является Минобороны РФ. При этом выплату денежного довольствия, а также функции налогового агента по НДФЛ осуществляет уполномоченный представитель Минобороны РФ – ФКУ "ЕРЦ МО РФ" (ЕРЦ). Однако такой порядок уплаты НДФЛ не был закреплен законодательно, в связи с чем возникали вопросы, кто является налоговым агентом и следует ли платить налог по месту нахождения воинских частей (см. письма Минфина России от 16.11.2012 № 03-04-08/8-408, от 18.08.2016 № 03-04-09/48562).

Законом № 399-ФЗ данный пробел устранен.

Теперь налоговыми агентами по НДФЛ будут выступать российские организации, которые перечисляют денежное довольствие (содержание, зарплату, иные вознаграждения) военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, то есть ЕРЦ. Удержанную сумму НДФЛ эта организация будет перечислять в бюджет по месту своего учета в налоговых органах.

Причем ЕРЦ может встать на учет, соответственно, перечислять НДФЛ по месту нахождения воинских частей, военным и сотрудникам которых производятся выплаты (п. 1 ст. 1 Закона № 399). Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • вы подписываетесь только на те категории новостей, которые хотите получать;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;

/"Право в Вооруженных Силах", N 11, 2000/

А.И. Землин, полковник юстиции, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (см.: Российская газета. 2000. 10 августа), вводимая в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, предусматривает кардинальные изменения порядка налогообложения доходов военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Если ранее в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г.; 6 марта, 11 декабря 1993 г.; 27 октября, 11 ноября, 23 декабря 1994 г.; 27 января, 26 июня, 4 августа, 27 декабря 1995 г.; 5 марта, 21 июня 1996 г.; 10 января, 28 июня, 31 декабря 1997 г.; 21 июля 1998 г.; 9 февраля, 31 марта, 4 мая, 25 ноября 1999 г.; 2 января 2000 г.) от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 в перечень доходов, полученных физическими лицами в налогооблагаемый период, не подлежащих налогообложению, включались все без исключения суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы, то в настоящее время соответствующая статья гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, такового положения не содержит.
Таким образом, если ранее военнослужащий, получавший доходы исключительно в связи с исполнением им обязанностей военной службы, фактически не являлся участником налоговых правоотношений, то с 1 января 2001 г. значительная часть военнослужащих приобретает обязанность по уплате налога на доходы, получаемые в том числе и в связи с исполнением обязанностей военной службы. В связи с этим очевидно, что военнослужащий должен быть заинтересован в получении знаний о порядке исчисления и уплаты налога, системе налоговых вычетов и льгот, позволяющими оптимизировать налогообложение получаемых им доходов. Рассмотрению указанных вопросов и будет посвящен краткий анализ вводимого в действие с 1 января 2001 г. налогового законодательства.
Основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Современное российское налоговое законодательство трактует понятия "налог", "пошлина", "сбор", "другие платежи" исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Толкование налога лишь с позиций формы предопределяет расширительное, а нередко и вольное установление границ налоговых правоотношений.
Сущность же налога проявляется в том, что в нем заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей, что обеспечивает наиболее рациональное налоговое воздействие на темпы и уровень развития производительных сил, создает условия для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования рыночной экономики – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
С данных позиций налог на доходы военнослужащих (за исключением доходов от деятельности, не связанной с исполнением обязанностей военной службы) не может быть классифицирован как собственно налог. Военнослужащие, получая не заработную плату, а денежное довольствие (жалованье) от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Действительно, "солдат производит защиту, а не хлеб". Жалованье по своей экономической сущности не относится к категории "заработная плата" объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основой, при распределении которой возникают финансовые отношения, только в составе которых и могут складываться налоговые отношения.
Но в таком случае налог теряет свое сущностное содержание, т.е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в процессе производства. Взимание такого якобы налога представляет собой искусственный перераспределительный процесс. Тем более что налогооблагаемой базой по налогу с доходов военнослужащих является денежное довольствие, выплачиваемое из бюджета, в котором эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий.
В истории России жалованье военнослужащих безадресными налогами не облагалось, правда, имели место своего рода целевые налоги. Так, Н.И. Тургенев в "Опыте теории налогов" писал: "Против податей, взимаемых с жалованья как гражданских, так и военных чиновников, возражают, что правительство берет одною рукою то, что дает другою; но обстоятельства делают иногда сию подать извинительною. Случается, что правительство, имея мгновенную нужду в деньгах и не желая уменьшить жалованье чиновников непосредственным образом, уменьшает оное посредством налога. Заметим, к чести нашего правительства, что в России вычет из жалованья делается для госпиталей, а не для театров" (цит. по: У истоков финансового права. М: Статут (в серии "Золотые страницы российского финансового права"), 1998).
Очевидно, если признать, что рыночная экономика в Российской Федерации не является неким отвлеченным идеалом, не имеющим ничего общего с реальной действительностью, а объективные законы, закономерности и категории налоговедения и налогового права все же распространяют свое действие на российское экономико – правовое поле, законодателю следовало бы вернуть ранее существовавший порядок вещей в сфере налогообложения военнослужащих, установив изъятие из налоговой базы суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений, выплат и компенсаций, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Внесение подобного изменения в налоговое законодательство полностью исключило бы необходимость дальнейшего анализа налогового законодательства в целях освещения вопроса о порядке и правилах обложения военнослужащих налогом на доходы физических лиц. Однако часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает иной порядок обложения доходов военнослужащих.
Как уже было сказано ранее, гл. 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно ст. 207 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статья 209 НК РФ гласит, что объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, к числу которых, несомненно, относятся и военнослужащие, признается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации.
В частности, ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации отнесены:
1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
4) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
5) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим российским законодательством или выплачиваемые иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
8) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико – волоконной и (или) беспроводной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в Российской Федерации, владельцами (пользователями) которых являются налоговые резиденты Российской Федерации, включая доходы от предоставления их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока, в том числе при выполнении погрузочно – разгрузочных работ;
9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Российской Федерации.
Важнейшим элементом налога на доходы физических лиц является налоговая база, т.е. та совокупность доходов, исходя из которой исчисляется сумма налога.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Следует иметь в виду, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Согласно ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Так, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму предусмотренных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. ст. 218 – 221 НК РФ. При этом предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, которые подлежат налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13% и которые подлежат налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты не применяются.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. ст. 218 – 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленная исходя из их цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, при этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию горюче – смазочных материалов и налога с продаж.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, ст. 211 НК РФ, в частности, отнесены:
1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
3) оплата труда в натуральной форме.
Как и ранее, налоговым периодом, т.е. сроком, по окончании которого обязанность по уплате налога на доходы физических лиц считается наступившей, является календарный год.
Особое значение для оптимизации налогообложения военнослужащего имеет ст. 217 НК РФ, которая содержит перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Ранее уже говорилось о том, что существенное изменение, внесенное указанной статьей в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, по сравнению с ранее действовавшими порядком и правилами, привело, в частности, к тому, что в число военнослужащих, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц, включены такие категории, как офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, а также офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом

Читать дальше  Соседи затопили квартиру как возместить ущерб

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3

С 1 января 2001 г. в связи с вступлением в силу гл. 23 НК РФ значительная часть военнослужащих приобрела обязанность по уплате налога на доходы, получаемые вследствие исполнения обязанностей военной службы. Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, связанные с начислением НДФЛ военнослужащим.

Уплата НДФЛ с некоторых выплат военнослужащим

Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости. ФНС и Минфин рассмотрели вопрос налогообложения при осуществлении этих выплат и сообщили в Письмах от 17.05.2005 N ГИ-13-04/66 и от 27.02.2006 N 03-05-01-07/6 следующее.

По мнению ФНС, выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ. Такой вывод налоговая служба сделала из следующих норм. Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Так как выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости предусмотрены п. 7 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), они подпадают под норму п. 1 ст. 217 НК РФ: иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Минфин также считает, что эти выплаты не облагаются НДФЛ, но на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, так как они связаны с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Финансисты рассуждали следующим образом. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах определенных норм), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Читать дальше  Разница между оливковым и подсолнечным маслом

Статьей 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, а время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Таким образом, единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости, выплачиваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть отнесено к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством РФ, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Следовательно, и финансовый, и налоговый органы пришли к единому мнению: выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости НДФЛ не облагаются.

Ежегодная денежная компенсация вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом. ФНС рассмотрела вопрос по обложению НДФЛ указанной компенсации и сообщила следующее в Письме от 27.01.2009 N 03-04-08-01/09.

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых им также оказываются услуги этими организациями, предоставляемые за счет средств:

  • организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • бюджетов бюджетной системы РФ;
  • получаемых от деятельности, в отношении которой организации применяют специальные налоговые режимы.

Положения п. 9 ст. 217 НК РФ применяются только в случае, когда военнослужащему, супруге военнослужащего и его несовершеннолетним детям компенсируются (оплачиваются) расходы по приобретению вышеуказанных путевок.

Кроме того, в п. 3 ст. 217 НК РФ установлен перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ.

Денежные компенсации вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащим, выплачиваемые при убытии в основной отпуск, в вышеупомянутый перечень не включены.

Таким образом, ежегодная денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и в размере 300 руб. на супруга военнослужащего – гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка, установленная п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не подпадает под действие положений ст. 217 НК РФ и подлежит включению в налоговую базу налогоплательщика для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Одновременно ФНС сообщает, что денежные выплаты в виде материальной помощи, оказываемой военнослужащим, не подлежат налогообложению в сумме, не превышающей 4000 руб. за налоговый период, в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ.

Такая же позиция выражена в Письме Минфина России от 28.07.2008 N 3-5-03/314@.

Выплаты, производимые лицам во время прохождения военных сборов. В соответствии с п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", финансовое обеспечение предусматривает, в частности, выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Пунктом 29 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.

Таким образом, выплаты минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения во время прохождения военных сборов, получаемые по месту прохождения военных сборов, не облагаются налогом на доходы физических лиц на основании п. 29 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина России от 22.06.2007 N 04-1-02/000994@).

Обложение НДФЛ доходов военнослужащих, проходящих военную службу за границей. Минфин в Письме от 18.12.2008 N 03-04-05-01/461 рассмотрел такую ситуацию. Военнослужащий с ноября 2006 г. по ноябрь 2007 г. находился в командировке за пределами РФ. С денежного довольствия, начисленного по месту службы и по месту командировки, был удержан НДФЛ. Полагая, что он не является налоговым резидентом, а суммы довольствия являются доходами, полученными от источников за пределами РФ, военнослужащий обратился с заявлением о возврате налога. Правомерны ли его действия? Финансисты дали следующие разъяснения.

В соответствии со ст. 207 НК РФ физические лица – налоговые резиденты признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими от источников в РФ и иностранных государствах, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, – только по доходам, полученным от источников в РФ.

Налоговыми резидентами считаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С 1 января 2007 г. вступили в силу положения п. 3 ст. 207 НК РФ, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", предусматривающие, что налоговыми резидентами, независимо от фактического времени нахождения в РФ, признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Поскольку военнослужащие, проходящие военную службу за границей, с 1 января 2007 г. отнесены к налоговым резидентам, налогообложению в РФ подлежат их доходы, полученные как от источников в РФ, так и от источников в иностранных государствах.

Таким образом, с 1 января 2007 г. доходы военнослужащих, проходящих воинскую службу в иностранных государствах, подлежат налогообложению в РФ по ставке 13%.

Читать дальше  Перевод в нежилое без согласия собственников

Что касается вознаграждения (денежного довольствия) за службу на территории иностранного государства, полученного в 2006 г., то поскольку (как следует из вопроса) за пределами РФ военнослужащий находился только с ноября 2006 г., то есть менее 183 дней, в 2006 г. он также являлся налоговым резидентом и указанные доходы подлежали налогообложению по ставке 13%.

Надо ли сдавать отчетность по НДФЛ?

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц налогового периода и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По данному вопросу сложились две точки зрения.

  1. Сведения о доходах физических лиц сдавать необходимо.

Не сдавая сведения в налоговую инспекцию, многие учреждения силовых министерств и ведомств ссылаются на то, что сведения о доходах военнослужащих, численности войск являются государственной тайной. Но налоговые инспекции не согласны с такой позицией и начисляют штраф за непредставление сведений. Некоторые суды поддерживают налоговиков.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 20.10.2003 N А42-2112/03-17 судьи разъяснили следующее. Согласно ст. 207 НК РФ военнослужащие войсковой части являются плательщиками НДФЛ, следовательно, войсковая часть как налоговый агент, удерживающий у своих сотрудников названный налог, обязана в соответствии с действующим налоговым законодательством представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах своих сотрудников.

Кроме того, суд указал на то, что Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее – Закон "О государственной тайне") не содержит положений, позволяющих воинским частям не представлять в налоговые органы по месту учета сведения о доходах физических лиц – налогоплательщиков. Сведения, составляющие государственную тайну, представляются в налоговые органы в особом порядке, обеспечивающем сохранность этой тайны.

Аналогичную позицию занимает ФАС ЦО в Постановлении от 15.06.2004 N А14-9099-03/249/33.

ФАС ВВО в Постановлении от 04.03.2003 N 1930/5/2145/5 по этому же вопросу отметил, что согласно ст. 2 Закона "О государственной тайне" государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В перечень сведений, составляющих государственную тайну, входят сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности РФ. Налогоплательщик (ОВД УВД) не представил суду доказательств того, что данные о доходах его работников имеют отношение к военной тайне. Поэтому он был правомерно оштрафован за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Рассмотрим еще одно судебное дело, связанное с тем, что ОВД УВД не представлял сведения о доходах физических лиц на основании полученных им указаний от вышестоящей организации (МВД) о том, чтобы не сдавать такие сведения (Постановление ФАС СЗО от 02.10.2003 N А66-3244-03). Суд заметил, что МВД не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а также давать какие-либо разъяснения по вопросам применения этого законодательства, поэтому его запрет на представление сведений о доходах физических лиц является незаконным. Налоговая инспекция правомерно привлекла учреждение к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ, так как указание вышестоящего органа не является обстоятельством, исключающим вину учреждения.

  1. Сведения представлять не надо.

Есть ряд судебных постановлений, в которых высказана противоположная точка зрения. ФАС УО в Постановлении от 30.09.2003 N Ф09-3157/03-АК сделал вывод, что сведения о доходах военнослужащих, проходящих военную службу, составляют государственную тайну, поскольку раскрывают количественный состав и организационную структуру войск. Судьи рассуждали следующим образом. Согласно Указу Президента РФ от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" и ст. 5 Закона "О государственной тайне" сведения о дислокации, организационной структуре, численности войск относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии со ст. 16 Закона "О государственной тайне" взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. В случае, который рассмотрел суд, орган исполнительной власти (вышестоящая организация по отношению к налогоплательщику) не дал разрешения на передачу сведений, составляющих гостайну, налоговому органу. Поэтому суд пришел к заключению, что материалы дела не содержат доказательств вины войсковой части, поскольку непредставление сведений обусловлено тем, что существует законодательно установленный порядок распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Подобную ситуацию рассмотрел ФАС ПО в Постановлении от 15.03.2005 N А57-8300/04-16. Судом было установлено, что налогоплательщику письмом от вышестоящей организации (МВД) предписано: сведения о доходах с аттестованных сотрудников в налоговые органы не направлять до особого распоряжения, поскольку данные сведения позволяют определить расходы на содержание органов внутренних дел, а также средства, выделяемые на оперативно-разыскную деятельность, что отнесено в перечень сведений, относящихся к государственной тайне.

В соответствии с Распоряжением Президента РФ от 17.01.2000 N 6-рп должностным лицом органов государственной власти, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, является в том числе и министр внутренних дел.

Примечание. В настоящее время Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден Распоряжением Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп.

В силу специфики уставной деятельности налогоплательщик (ответчик) обязан исполнять предписание министра внутренних дел.

Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций за непредставление налогоплательщиком справок о доходах физических лиц, поскольку запрашиваемые налоговым органом сведения были отнесены к государственной тайне, поэтому в действиях налогоплательщика отсутствует вина, следовательно, нет оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС МО от 09.06.2005 N КА-А41/4960-05.

Бухгалтерский учет расчетов по НДФЛ

Учет операций по выплате денежного довольствия военнослужащим, удержанию НДФЛ из него производится в соответствии с Инструкцией N 148н . Аналитический учет расчетов по денежному довольствию ведется в журнале операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям.

Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Пример. Военнослужащему начислено денежное довольствие за февраль 2009 г. в сумме 15 000 руб. Он имеет двух детей в возрасте до 18 лет, поэтому у него есть право на стандартный налоговый вычет в сумме 2000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Вычет будет производиться до того месяца, в котором доход военнослужащего, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысит 280 000 руб.

Силовое ведомство обслуживается в ОФК.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составит 1690 руб. ((15 000 – 2000) руб. x 13%). Соответственно, военнослужащий получит на руки 13 310 руб. (15 000 – 1690).

В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector