Повторные торги в исполнительном производстве | Загранник

Повторные торги в исполнительном производстве

О суде

Нарушение судебным приставом-исполнителем законодательства об исполнительном производстве как основание для признания публичных торгов недействительными

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (ст. 449 Гражданского кодекса РФ, далее – Кодекс). Законодатель не определяет, какие именно обстоятельства являются нарушением правил проведения торгов и какие из них могут служить основанием для признания торгов недействительными.

Анализ судебной практики показывает, что основаниями для оспаривания торгов являются нарушения, допущенные непосредственно при проведении торгов либо при их подготовке. Однако суды очень часто в качестве оснований для признания торгов недействительными указывают нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем до проведения торгов и мероприятий по их подготовке.

Существует несколько позиций по поводу того, могут ли такие нарушения являться основанием для признания торгов недействительными.

Согласно одной из точек зрения необходимо четко разделять основания для признания торгов недействительными (нарушения процедуры торгов) и основания для обжалования действий или бездействий судебного пристава в порядке ст. 90 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве).

"По смыслу данной нормы по истечении 10 дней действие считается надлежащим и по этой причине не может служить основанием для признания торгов недействительными. Арест и принудительная реализация объектов недвижимости на торгах есть сложный процесс, в котором задействованы как минимум шесть лиц: судебный пристав-исполнитель, должник, специализированная организация, два покупателя, взыскатель. Законодательством предусмотрен и соответствующий судебный порядок рассмотрения вопросов, касающихся этого процесса. Все, что связано с действиями судебного пристава-исполнителя, регулируется Законом об исполнительном производстве и обжалуется в течение 10 дней с момента совершения действия. Все, что связано с последующими торгами, регулируется нормами Кодекса о торгах и подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Своевременное обжалование может приостановить движение к торгам или исключить их. Признание торгов недействительными не может учитывать действий судебного пристава-исполнителя, совершенных до процедуры торгов и в свое время не обжалованных.

Действия судебного пристава-исполнителя опять же никак не связаны с результатами торгов, поскольку опосредуются новым субъектом – специализированной организацией, осуществляющей торги. Иначе говоря, отсутствует причинно-следственная связь между действиями судебного пристава-исполнителя и последствием – состоявшимися торгами (их причиной являются действия специализированной организации по возбуждению торгов – публикация извещения в газете и т.д.), что говорит об отсутствии состава гражданского правонарушения"*(1).

Аналогичную позицию со схожей аргументацией высказала О. Орышкова в упомянутой статье "Исполняя – не нарушай!": "Признание торгов недействительными не может учитывать действия судебного пристава-исполнителя, совершенные до проведения торгов и не обжалованные в срок, предусмотренный статьей 90"*(2).

На наш взгляд, нельзя полностью согласиться с названными мнениями. Конечно, по смыслу п. 1 ст. 449 Кодекса основанием для признания торгов недействительными является нарушение правил проведения торгов. Однако при толковании этого положения следует принять во внимание то, что ст. 447-449 Кодекса регулируют отношения по организации и проведению всех видов торгов и потому не учитывают специфику торгов, проводимых в порядке исполнительного производства. Их особенность состоит в том, что они неразрывно связаны с иными этапами обращения взыскания на имущество как мерой принудительного исполнения.

Действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на имущество (арест, опись, хранение, оценка, направление уведомлений и заявок) предшествуют непосредственной реализации имущества – торгам и являются по существу подготовительными мероприятиями. От соблюдения судебным приставом норм Закона об исполнительном производстве при выполнении этих мероприятий прямо зависит действительность заключенных впоследствии сделок.

Поэтому, думается, что под "правилами, установленными законом" следует понимать нормы, регламентирующие исполнительное производство на стадии описи, ареста, оценки и выставления имущества на торги. Эти нормы непосредственно не регулируют порядок проведения торгов. Однако, как отмечено в тематическом обобщении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа "Практика рассмотрения в 2000-2003 годах судами округа споров о признании недействительными торгов и заключенных по их результатам сделок", "в результате их нарушения покупателям предлагается имущество, которое предметом продажи не могло быть" (например, было продано имущество третьей очереди при наличии имущества первой).

Данный вывод был поддержан и Высшим Арбитражным Судом РФ. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.2000 г. N 9003/99 указывалось, что "вывод о возможности признания торгов недействительными только в случае нарушения правил (т.е. процедуры) их проведения следует признать ошибочным. Торги могут быть признаны судом недействительными в случае нарушения правил, установленных законом"*(3).

Последнее положение также, на наш взгляд, необходимо толковать расширительно, поскольку ни Закон об исполнительном производстве, ни Кодекс в полной мере не регулируют процедуру обращения взыскания на имущество должника. Указанные правоотношения регламентированы на уровне подзаконных актов, нарушение норм которых может быть рассмотрено судом в качестве основания для оспаривания торгов и признания их недействительными.

Следует отметить, что не только судебная практика идет по такому пути определения оснований для признания торгов недействительными. В научной литературе также было высказано подобное мнение. Так, заместитель начальника отдела организации исполнения судебных приставов Московской области Ендовин С.Ю. прямо указывает на то, что если "торги проведены с соблюдением всех установленных законом правил, у заинтересованных лиц остается возможность признать их недействительными. Для достижения этой цели необходимо найти нарушения в самом процессе обращения взыскания на имущество, реализованное с торгов".

Наиболее уязвимой с этой точки зрения представляется стадия ареста имущества. Любое нарушение требований законодательства об исполнительном производстве, допущенное при составлении акта описи и ареста имущества, может стать основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке, предусмотренном ст. 90 Закона об исполнительном производстве.

Вынесенное по результатам рассмотрения жалобы решение суда о признании действий судебного пристава-исполнителя неправомерными, а акта описи и ареста имущества – незаконными закономерно приводит к признанию результатов торгов недействительными"*(4).

Думается, что нельзя признать полностью обоснованной позицию автора относительно порядка предъявления требований о признании торгов недействительными. Более важной здесь представляется точка зрения Ендовина С.Ю. во-первых, на взаимосвязь ареста и описи имущества с последующей его реализацией и во-вторых, признание торгов недействительными как следствие незаконности ареста и описи.

Иную позицию высказал А. Митин: "На законность реализации влияют действия судебного пристава-исполнителя, совершенные в течение всего исполнительного производства"*(5).

На наш взгляд, с такой точкой зрения нельзя безоговорочно согласиться. Думается, что на законность торгов должны влиять только те действия судебного пристава-исполнителя, которые направлены на подготовку к последующей реализации имущества*(6) либо непосредственно связаны с проведением торгов (на этом этапе будут оцениваться уже не действия пристава, а специализированной организации).

Иное решение вопроса, по нашему мнению, необоснованно расширило бы число оснований для оспаривания. Тем более, что все действия (бездействие), решения судебного пристава могут быть обжалованы в порядке ст. 90 Закона об исполнительном производстве, причем 10-дневный срок, установленный данной нормой, не является пресекательным.

Таким образом, судебная практика показывает, что суды уверенно идут по пути оценки и признания в качестве оснований для оспаривания торгов как действий судебного пристава-исполнителя (специализированной организации), прямо направленных на реализацию имущества, так и иных действий, ранее совершенных в процессе исполнительного производства. При неясности вопроса критерии отнесения нарушений к основаниям для признания торгов недействительными, на наш взгляд, могут быть следующими:

Читать дальше  Чем план закупок отличается от плана графика

– могли ли привести нарушения к неправильному определению победителя (это такие нарушений как: занижение цены имущества, необоснованное отстранение от участия в аукционе, нарушение правил извещения о предстоящих торгах и т.д.)?

– привели или могли привести нарушения к выставлению на торги имущества, которое предметом торгов быть не могло (например, на торги выставлено чужое имущество, отсутствовали (либо отпали) основания обращения взыскания, взыскание обращено на имущество третьей очереди при наличии имущества первой и т.д.)?

С.М. Илюшников,
председатель 5-го судебного состава

А.Н. Лаукарт,
помощник судьи

"Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.

*(1) Козлов П. Признание торгов по продаже недвижимости недействительными // Российская юстиция. 2001. N 7. С. 25-26.

*(2) ЭЖ-Юрист. 2003. N 37. С. 10.

*(3) Вестник ВАС РФ. 2000. N 9.

*(4) Ендовин С.Ю. К вопросу о публичных торгах // ЭЖ-Юрист. 2000. N 51. С. 10.

*(5) Митин А. Нюансы практики // ЭЖ-Юрист. 2003. N 11. С. 8.

*(6) Например, арест имущества. Он важен не сам по себе, а постольку, поскольку имеет своей целью не допустить отчуждения должником имущества, которое может стать предметом торгов.

На современном этапе развития общественных отношений имущественные споры между людьми или организациями разрешаются судами. Однако просто отстоять свои законные интересы, получив судебный акт, недостаточно, судебное решение еще должно быть исполнено.

Осуществляется это путем выдачи судом взыскателю особых исполнительных документов. К таким документам, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» относятся исполнительный лист и судебный приказ. Принудительное исполнение исполнительных документов возложено на специально уполномоченный государственный орган – Федеральную службу судебных приставов (ФССП России). Именно ее должностные лица – судебные приставы-исполнители обязаны реализовать требования судебного акта, изложенные в исполнительном документе. Для этого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, в рамках которого осуществляет комплекс предусмотренных законом мероприятий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.

После получения на руки исполнительного документа, взыскатель вправе поступить несколькими способами. Первый из них – подать его в отдел судебных приставов, к юрисдикции которого относится территория места регистрации или нахождения должника, а также места нахождения его имущества. Но кроме этого, закон предусматривает возможность самостоятельного осуществления взыскателем действий, направленных на исполнение судебного решения. Например, взыскатель, при наличии у него достоверных сведений об открытом в каком-либо банке счёте на имя должника, может самостоятельно обратиться в данный банк с заявлением о списании суммы долга со счёта должника или, если предъявляемая к взысканию сумма не более 25 тысяч рублей, то исполнительный документ может быть передан по месту работы должника, либо месту получения им другого дохода (пенсии или пособия).

Исполнительный лист или судебный приказ выдаётся тем судом, который непосредственно рассматривал дело и выносил решение по нему. Получить его можно в день вступления указанного решения в законную силу. Он может быть, как выдан на руки взыскателю, так и, при наличии заявления взыскателя, направлен судом, вынесшим решение, в подразделение ФССП России для исполнения.

Участниками исполнительного производства являются судебный пристав, стороны, в лице взыскателя и должника, а также эксперты, специалисты, переводчики. Участие юридических лиц в исполнительном производстве обеспечиваются их руководителями либо представителями, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законом, или выданной в установленном порядке доверенностью.

Исполнительное производство возбуждается в течение трёх дней с момента поступления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, либо им выносится мотивированный отказ в его возбуждении. Копии соответствующих постановлений направляются взыскателю и должнику. Если исполнительный документ впервые поступил в подразделение ФССП России, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Если в указанный срок должник самостоятельно не исполняет требования исполнительного документа, судебный пристав приступает к непосредственному исполнению – устанавливает наличие открытых на имя должника банковских счетов, зарегистрированного имущества и т.д.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для погашения долга, пристав-исполнитель описывает, арестовывает и отправляет на реализацию принадлежащее должнику имущество, обращает взыскание на его доходы (заработная плата, пенсия, пособие и т.д.), совершает другие исполнительные действия, предусмотренные законом.

Торги в рамках исполнительного производства. Что это такое?

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для погашения долга, судебный пристав-исполнитель вправе наложить арест и отправить на реализацию принадлежащее ему имущество, которое будет реализовано на торгах, а денежные средства, вырученные от этой реализации, направлены на погашение задолженности.

Реализация имущества должника, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, – также в печатных средствах массовой информации.

Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя – также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.

Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, либо, если данное имущество является предметом залога, на который обращено взыскание по решению суда, не меньше стоимости, указанной в судебном решении.

Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.

Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Читать дальше  Сооружения вспомогательного назначения перечень

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

Закон об исполнительном производстве предусматривает определенный порядок проведения торгов. Так, реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (организатор торгов). Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.

Ценные бумаги, обращающиеся на организованных торгах, подлежат реализации на таких торгах. Ценные бумаги подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.

Ценные бумаги выставляются на организованных торгах по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня.

Заявка на продажу ценных бумаг на организованных торгах может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя.

Если в двухмесячный срок со дня получения брокером или управляющим постановления судебного пристава-исполнителя ценные бумаги не были проданы на торгах, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить ценные бумаги за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги.

Не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети "Интернет", ранее чем через десять дней со дня такого размещения.

Организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

  1. заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
  2. на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
  3. из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
  4. лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на пятнадцать процентов. В случае, если лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме, начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, описанном выше.

Вице-президент Управления качества активов по Северо-Западной региональной дирекции ПАО "БАНК УРАЛСИБ"
Гельмут Александр Юрьевич

Имущество должников, по закону может отчуждаться в пользу кредиторов. Поступая в ведение государства, оно реализуется физическим и юридическим лицам. Полученные от продажи средства идут на покрытие задолженности бывшего собственника вещей и в доход государства. Для осуществления этой процедуры создан специальный федеральный орган – Росимущество. Торги арестованного имущества входят в его сферу деятельности и регламентированы 229 ФЗ.

Конфискацией и арестом движимых и недвижимых объектов занимается служба судебных приставов на основании исполнительных производств. Последние возбуждаются против должников по решению суда. После отчуждения вещи попадают в Росимущество, где и продаются.

Основных вопросов, касающихся реализации государством изъятых у граждан вещей, три: куда направляются объекты после отчуждения у должников, как купить арестованное имущество через Росимущество и что это такое. Росимущество – это краткое название Федерального агентства по управлению госимуществом. Каждый субъект РФ имеет территориальное отделение агентства. Рассмотрим, по каким принципам проходят торги, кто может в них участвовать и на каких условиях.

Условия проведения торгов

Продажа может осуществляться как самим Росимуществом, так и специальными компаниями

Базой для регулирования вопросов реализации арестованных и конфискованных объектов собственности выступают правовые акты, касающиеся исполнительной системы и гражданского законодательства. К ним относятся:

  • 229 ФЗ, касающийся исполнительного производства;
  • 447-449 статьями ГК РФ, определяющими процедуру проведения торгов;
  • соглашением между ФССП и Росимуществом, регулирующим взаимодействие между службами.

Перед тем, как поступить в агентство предметы проходят через ФССП. Имущество допускается к торгам, если:

  • у ФССП имеется постановление на его передачу Росимуществу на реализацию;
  • судебными приставами собраны правоустанавливающие документы на каждый предмет, подлежащий продаже;
  • оно изъято по описи;
  • имеется акт приема-передачи на него.

Продажа может осуществляться как самим Росимуществом, так и специальными компаниями, с которыми у агентства существуют договорные отношения. После оформления постановления приставами агентству:

  • дано 5 дней, чтобы принять решение о самостоятельной продаже вещей, либо о передаче полномочий аккредитованным организациям;
  • необходимо принять объекты по акту в течение 10 дней;
  • в случае поступления на реализацию объектов, которые невозможно передать в натуре, принимаются документы на них;
  • разместить публично информацию о торгах, в утвержденный законом срок, в зависимости от вида объекта/

Последний пункт активно контролируется. С 2017 года за нарушение этого правила введены санкции. Публичность не дает возможности пользоваться служебным положением и информацией, продавая объекты «нужным» людям по заниженной цене. Ни одно лицо, имеющее отношение к организации продажи арестованного имущество, не может стать их участником. Поэтому Росимущество отчитывается о начале проведения торгов перед ФССП в трехдневный срок.

Официальным порталом, где производится продажа, является www.torgi.gov.ru. Информацию также можно узнать на сайте самого Росимущества http://rosim.ru/activities/sales/confiscat

Реализовать имущество допускается на открытых торгах, аукционах и путем комиссионной продажи. Законодательно ограничивается срок, за который агентство обязано продать изъятые вещи. Он равен двум месяцам.

Имущество, реализующееся путем торгов

Законодательство конкретно указывает, какой вид объектов должен реализовываться через продажу на торгах. Открытые торги должны быть организованы для:

Наиболее весомые и дорогие лоты агентство старается продать самостоятельно

Наиболее весомые и дорогие лоты агентство старается продать самостоятельно. Продать имущество агентство обязано за двухмесячный период. Результатом успешной продажи является поступление денег от продажи на счета ФССП. Процесс реализации считается завершенным.

Торги: аукцион или конкурс

448 статья ГК предусматривает продажу имущества на торгах в виде аукциона, либо в виде конкурса. Обе формы организации торгов проводятся с привлечением комиссии, состав которой не может быть меньше 5 человек. Аукцион используется в том случае, когда продаваемые объекты имеют высокую материальную ценность. Задача организаторов – выручить за имущество максимально возможную сумму.

Путем конкурса часто продаются не только предметы, но и услуги, возможности проведения работ и т.д. Получение максимальной прибыли в конкурсах нивелируется, во главу угла ставятся условия. Чем лучше предложение об условиях покупки, тем больше шансов на приобретение лота. Формы отличаются по срокам проведения: аукционы проходят быстро, а конкурсы могут занимать длительное время, пока комиссия не выберет, какое предложение о покупке лучше.

Читать дальше  Средний уровень заработной платы по регионам

Как определяется цена объектов

Поскольку собственность отчуждается у должников по суду, то им и определяется начальная цена арестованного имущества. Если исполнительный лист не имеет информации о цене предметов отчуждения, то пристав обязан направить в суд запрос на её расчет. Исключение составляют предметы, попавшие на реализацию из залога, и вещи, оценка которых должна производиться экспертами.

К последним относятся:

  • ювелирные украшения;
  • картины;
  • произведения искусства;
  • антиквариат;
  • ценные бумаги и т.д.

Судебные приставы обязаны провести экспертную оценку любого предмета, если он дороже 30 тысяч рублей. Назначение цены обычно определяется рыночной стоимостью вещи, с учетом её износа. Цена залоговых вещей прописана в сопутствующих документах: кредитных и ипотечных договорах или договорах купли-продажи. Стоимость имущества отражена в постановлении ФССП.

Первоначально, на торгах предмет не может быть продан ниже установленной стоимости. От неё также зависит сумма задатка за лот, так как рассчитывается как максимум 10% от его цены. Для залогового имущества порог задатка снижен до 5%. В процессе продажи может возникнуть необходимость в снижении стоимости лота. Сделать предмет дешевле приставы самостоятельно не имеют права. Любое удешевление должно осуществляться судом по запросу ФССП.

Отмена торгов

Изъятие имущества должника для проведения торгов основано на судебных приказах. В случае их оспаривания или при наличии судебной ошибки, процесс реализации вещей немедленно приостанавливается. Отмена торгов Росимуществом обязана быть произведена, если из ФССП поступило постановление об отложении или приостановке процесса реализации объектов.

Специалисты агентства обязаны составить протокол об отмене аукциона, и разместить документ на публичной площадке. Отдельно должны быть уведомлены претенденты на участие в аукционе. Их взносы за лоты должны быть возвращены. Если продажа возобновляется, действия комиссии аналогичны.

Процесс проведения торгов

Порядок осуществления торгов подробно прописан в Методических рекомендациях Росимущества 2017 года. Процесс разделяется на несколько этапов:

  1. Подготовка к мероприятию.
  2. Регистрация претендентов.
  3. Проведение торгов.
  4. Оформление окончания торгов.
  5. Повторное выставление лотов на продажу.

На этапе подготовки формируется лот, информация о котором размещается публично. Одновременно следует опубликовать данные об организаторе торгов и условиях участия в них. В СМИ и на портале организатора минимум за 30 дней до проведения аукциона размещаются данные:

  • с наименованием реализуемого объекта, описанием его состояния, техническими характеристиками;
  • о цене имущества, задатке для кандидатов на участие в аукционе и шаге торгов;
  • об организации, которая проводит продажу, включая контактные данные и реквизиты счетов;
  • о месте и времени осуществления аукциона;
  • о порядке приема заявок, сроке и месте их подачи.

Одновременно создается комиссия, которая будет осуществлять реализацию лота, создаются условия для её работы. В период регистрации:

  • принимаются заявки от претендентов;
  • данные об участниках вносятся в регистрационный журнал;
  • каждому кандидату присваивается номер;
  • осуществляется работа с кандидатами (например, предоставляются для ознакомления документы по объекту продажи, обсуждаются спорные вопросы);
  • оформляются договоры на внесение задатков.

Собранная информация направляется в комиссию торгов. После проверки кандидатов, они уведомляются о допуске к аукциону или отказе от него. Роль контролеров процесса отведена комиссии. Она может ограничить количество участников, следит за соблюдением правил аукциона, фиксирует победителя и признает торги несостоявшимися.

Если торги прошли успешно, то победитель обязан перечислить денежные средства за лот на счет компании, которая является организатором аукциона. В противном случае, выигравший лишится задатка, а процесс торгов признается несостоявшимся. По окончании аукциона подписывается договор с его победителем и объект передается.

Если торги не состоялись, Росимущество обязано известить ФССП в течение суток. Если аукцион проводился аккредитованной организацией, то она обязана известить о неудаче как ФССП, так и Росимущество. В этом случае, ФССП предпринимает действия, для снижения стоимости лота на 15%, и повторно направляет постановление в Росимущество. Процесс продажи повторяется.

Что нужно для участия в торгах

Принять участие в торгах может любое физическое или юридическое лицо

Принять участие в торгах может любое физическое или юридическое лицо. Согласно 449.1 статье исключения сделаны для граждан, имеющих непосредственное отношение к администрированию аукционов.

Запрещено участвовать в торгах тем, кто:

  • производил оценку имущества;
  • организовывал проведение торгов;
  • является представителем ФССП или иным должностным лицом, способным повлиять на результат продаж;
  • является помощником или членом семьи перечисленных категорий.

Кроме того до аукциона не допускается бывший собственник имущества. Разрешенным категориям лиц следует подать заявку на участие. Сделать это можно лично, почтой или на порталах, где производятся продажи. В последнем случае обязательно наличие электронной подписи. Процесс для претендентов на имущество следующий:

  1. Определившись с предметом покупки, за него вносится задаток.
  2. Подается заявка на участие в торгах, к которой прилагается квитанция об оплате задатка и комплект требуемых документов.
  3. Заявления рассматриваются комиссией, которая допускает участника до мероприятия, либо, если есть правовые основания, отказывает ему.
  4. Далее проводится аукцион, кто предложит наибольшую сумму за объект реализации, тот и получит его по завершении торгов.
  5. Оплачивается разница между суммой задатка и конечной стоимостью предмета.
  6. Объект передается новому владельцу на основании договора купли-продажи.
  7. Тем, кто не смог победить, возвращают сумму внесенного задатка.

На каждый объект продажи можно один участник имеет право подать только одну заявку. Перечень требуемых документов, а также образец заявки размещены на сайте той организации, которая проводит аукцион. Необходимые документы для физических лиц включают личный паспорт и согласие супруга на распоряжение средствами семьи. Холостым участникам предоставлять его не надо.

Юридические лица обязаны представить не только регистрационные документы фирмы, но и доказать, что они платежеспособны. Для этого к заявке прикладывается результат бухгалтерского баланса. Комиссия проверяет, законно ли участие заявителя в торгах.

Завершение торгов

Денежные средства, вырученные за лоты, переводятся судебным приставам. В дальнейшем средства распределяются в зачет задолженностей владельца. Если средств получено больше, чем величина текущей суммы долга, разница возвращается бывшему хозяину имущества. Торги считаются оконченными в тот момент, когда полная стоимость имущества оказывается на счету ФССП.

Существуют варианты, при которых торги признаются недействительными или несостоявшимися. Недействительным процесс признается на основании решения суда, если:

  • заявку на участие отклонили неправомерно;
  • победителем аукциона без оснований стало лицо, которое предложило не высшую цену;
  • торги состоялись не в то время, которое было заявлено;
  • участник принят на аукцион в нарушении законодательства;
  • имеют место другие нарушения закона.

В этом случае результат торгов аннулируется. Затраты на аукцион распределяются среди нарушителей. Несостоявшимся аукцион признается, когда:

  • имеется только одна заявка на торги;
  • зарегистрированные претенденты не приняли участия в торгах;
  • никто из кандидатов не захотел перебить начальную цену лота;
  • победитель не выплатил стоимость выигранной вещи в положенный срок.

При таком результате, цена на лот снижается на 15 %, проводится повторный аукцион. Срок проведения – от 10 дней спустя проведения первых торгов до месяца. Если и второй раз продать объект не удалось, кредитору предлагают принять имущество в натуре в счет долга. В расчет принимается 75% от установленной в начале стоимости.

Таким образом, работа Росимущества направлена на обеспечение реализации имущества, арестованного у должников, чтобы покрыть их задолженности. Она полностью регулируется и контролируется законодательством и производится в связке с ФССП.

Что такое государственный конфискат: