Права члена участковой избирательной комиссии | Загранник

Права члена участковой избирательной комиссии

И зарабатывать на выборах

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.

Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.

Структура избирательных комиссий в России. Источник: «Инфоурок»

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК . В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.

Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Каждому члену избирательной комиссии выдают удостоверение

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Дежурства

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

Это будущий ящик для голосования. Их собирают на подготовительном этапе во время одного из дежурств

День выборов

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

Читать дальше  Права на пластиковой основе нового поколения

Очередь за бюллетенями

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

После голосования члены комиссии вываливают бюллетени на стол

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Избиратель опускает бюллетень в урну-КОИБ

Оплата

У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

Выборы в представительные органы власти, выборы президента, референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Члены комиссий с правом решающего голоса имеют ряд полномочий, возможностей и гарантий, предусмотренных законом.

Если Вы являетесь членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса, то это статья для вас!

Основной закон, который регламентирует права и обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Избирательные комиссии

Иерархия избирательных комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
  • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
  • Избирательная комиссия города (не обязательна);
  • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
  • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.

Видео заседания ЦИК РФ:

Внутренняя структура избирательной комиссии

Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен.
Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

  • член УИК (Председатель);
  • член УИК (Секретарь);
  • член УИК (Зам.председателя);
  • рядовые члены УИК.

Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.

По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе.

По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

  • Председатель – «Патриоты России»
  • Секретарь — «Единая Россия»
  • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства.
  • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

Фактически большинство членов комиссии административно зависимые, партийное распределение является формальным. Независимо могут вести себя представители крупных оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, Яблоко). Остальные представители комиссии назначают из одного центра: Единая Россия, Патриоты России, представители «жителей по месту жительства», Партия Родина, или любая другая маленькая партия (названия не имеют значения). Таким образом, по факту в УИК сидят один-два независимых и шесть-восемь «коллективная Единая Россия». Исход любого голосования, в том числе по вопросу жалоб, предрешен.

Есть некоторые особенности:

  1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
  2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий.

Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%.

Что говорит закон о статусе члена УИК?

Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без соглас ия прокурора субъекта Российской Федерации .

Таким образом, можно говорить об определенной неприкосновенности члена комиссии.

Увольнение с работы

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

По поводу увольнения есть позиция Конституционного суда, которая сводится к тому, что если нарушение трудового порядка не было связанно с исполнением общественно значимой функции члена избирательной комиссий, то увольнение допускается. Судам предписано выяснять, было ли увольнение результатом оказания давления на члена комиссии или результатом мести и т.д.

Основные права члена УИК с правом решающего голоса

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

  • а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
  • б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
  • е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Читать дальше  Предоставление форм статистической отчетности

Надеюсь статья оказалась полезной для членов комиссии с правом решающего голоса и для других читателей.

Краткие методические рекомендации для членов УИК и наблюдателей

Участковая избирательная комиссия (УИК) . Количество членов УИК зависит от количества зарегистрированных на территории данного участка избирателей: до 1000 избирателей – 3 – 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 избирателей – 5 – 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей – 5 – 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Возглавляет УИК председатель, также в УИК есть должность зампредседателя и секретаря. Зарегистрированные кандидаты и каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, имеют право направить в УИК своих представителей для работы в качестве членов комиссии с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса и наблюдателей.

Следует различать 3 статуса-позиции в УИК: член комиссии с правом решающего голоса (СПРГ), член комиссии с правом совещательного голоса (СПСГ) и наблюдатель. Чем же они отличаются?

Член комиссии с правом решающего голоса (СПРГ). Член УИК СПРГ начинает свою работу с момента формирования УИК. До дня голосования он дежурит в УИК согласно графику: отвечает на вопросы избирателей, сверяет списки избирателей, выдает открепительные удостоверения, подписывает избирательные бюллетени, оформляет и разносит по адресам приглашения на выборы и т.д. В день голосования член комиссии СПРГ:

а) выдает избирательные бюллетени;

б) участвует в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;

в) составляет и подписывает протокол об итогах голосования;

г) участвует в голосовании и подписывает решения комиссии;

д) участвует в составлении протоколов об административных правонарушениях.

Член комиссии с правом совещательного голоса (СПСГ) и Наблюдатель , не смотря на разный юридический статус, обычно исполняют одну и ту же роль: их задача – это скорее не работа в УИК, а осуществление контроля за работой членов УИК.

Член комиссии СПСГ может начать работу в УИК с момента ее образования или непосредственно в день голосования. Для этого в УИК предъявляется уведомление, составленное зарегистрированным кандидатом или партией, и паспорт, после чего его регистрируют в УИК в качестве члена с совещательным голосом и выдают удостоверение.

Наблюдатель обычно приступает к работе в день голосования. Наблюдатель предъявляет направление, составленное зарегистрированным кандидатом или партией, и паспорт. Не смотря на то, что предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется, в целях избегания возможных проблем настоятельно рекомендуется явиться в комиссию заранее, хотя бы за один день до голосования, чтобы предъявить своё направление и удостовериться, что не возникнет проблем с допуском вас на участок.

Член комиссии СПСГ, в отличие от наблюдателя, может принимать участие в голосовании комиссии по каким-либо спорным, неоднозначным вопросам, вносить предложения по улучшению работы УИК, однако его голос носит совещательный (рекомендательный) характер.

Член комиссии СПСГ и нблюдатель НЕ ИМЕЮТ права :

а) лично работать с какими-либо документами УИК (вносить записи в списки избирателей, выдавать открепительные талоны, выдавать бюллетени и т.д.)

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;

г) участвовать в голосовании при принятии решения комиссией, подписывать решения.

Член комиссии СПСГ и Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

3) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

4) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

5) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов;

6) обращаться к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколом комиссии об итогах голосования и приложенными к нему документами, получать от УИК заверенные копии протоколов;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в ОИК или в суд. Наблюдатель не вправе: совершать действия, препятствующие работе УИК; вести предвыборную агитацию.

Члены комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели вправе носить не содержащие элементов агитации нагрудные знаки с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества.

В день голосования следует:

Члену комиссии явиться к времени, обозначенному председателем (обычно, это 7.00-7.30 утра). Члену комиссии СПСГ и наблюдателю рекомендуется прибыть на участок не позднее 7.30. Предъявить председателю направление, проконтролировать внесение вас в список лиц, имеющих право находиться на участке в день голосования.

Осмотреть участок. Члены комиссии СПСГ и наблюдатели должны занять такое место в пространстве УИК, чтобы стационарные и переносные урны, столы членов УИК, выдающих бюллетени, сброшюрованные и скрепленные печатью списки избирателей, столы председателя и секретаря комиссии, кабинки для голосования, увеличенные формы протоколов находились в поле их зрения. Однако расположение места наблюдения не должно создавать трудностей в работе УИК.

Узнать у председателя и зафиксировать у себя следующую информацию: а) количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования; количество бюллетеней, полученных УИК из ТИКа; количество избирателей, внесенных в реестр заявлений на голосование на дому; количество выданных и оставшихся открепительных талонов.

Проверить списки избирателей на наличие уже проставленных подписей избирателей и необъяснимых пометок (из рук члена комиссии СПРГ).

В 8.00 участок открывается и всем присутствующим, в т.ч. первым избирателям, если таковые прибыли к моменту открытия участка, предъявляются пустые урны (переносные и стационарные), затем они опечатываются. Если урны опечатали без до 8 часов утра, требуйте их переопечатывания.

Следить, чтобы каждый избиратель голосовал лично при предъявлении паспорта. Член комиссии СПРГ выдает избирателю бюллетень после внесения его паспортных данных в список избирателей (основной или дополнительный) и проставления избирателем подписи.

Следить, чтобы не был осуществлен вброс. При подозрении на вброс следует громко об этом заявить, изложить свои подозрения или факты (устно, а затем и письменно), предложить комиссии принять меры немедленного реагирования, обратиться к сотруднику полиции с просьбой задержать лицо, подозреваемое в совершении данного правонарушения.

Вести подсчет числа проголосовавших избирателей по шахматке, сверяя его с данными комиссии, которые озвучивает председатель или секретарь в 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00.

Быть внимательным к действиям членов УИК и избирателей. Если выстроилась огромная очередь за получением бюллетеней по открепительным удостоверениям, следует немедленно запечатлеть это на видео или фото, громко привлечь внимание всех остальных участников процесса. Обо всех подозрительных действиях на участке следует сообщать в штаб.

Голосование вне помещения (на дому ). Проголосовать на дому могут только те избиратели, которые заранее (до дня голосования или в день голосования до 14.00) сделали устное или письменное заявление в УИК. Эти заявки вносятся в специальный реестр. Команда членов комиссии, проводящая голосование вне помещения, состоит из 3-х человек и формируется минимум из одного члена комиссии СПРГ и двух членов комиссии СПСГ и/или наблюдателей. Председатель УИК может обязать принять участие в работе выездной комиссии только членов комиссии СПРГ. Они получают перед выездом выписку из такого реестра и бюллетени в количестве, немного превышающем количество избирателей, внесенных в выписку. После возвращения группы, проводившей голосование вне помещения, составляется акт о таком голосовании. Очень большое количество проголосовавших вне помещения — подозрительный признак.

Подведение итогов голосования. В 20.00 прекращается голосование. Действия комиссии после закрытия участка разделяются на этапы:

Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней (отрезанием нижнего левого угла);

Подсчет данных по спискам избирателей (после чего списки убираются в сейф);

Извлечение бюллетеней из переносных ящиков, подсчет их количества;

Извлечение бюллетеней из стационарных ящиков и подсчет голосов;

Проверка контрольных соотношений, проведение итогового заседания УИК, упаковка документов (на упаковках члены комиссии СПСГ и наблюдатели вправе поставить свои подписи), оформление протокола УИК об итогах голосования, выдача копий протоколов.

Этапы не должны выполняться одновременно. После каждого из этапов 1-4 данные должны заноситься в увеличенную форму протокола (ее финальный вариант следует заснять на фото или видео). Нарушение последовательности этапов, их одновременное выполнение, незанесение данных в увеличенную форму протокола является грубым нарушением закона. Члены комиссии СПСГ и наблюдатели имеют право отчетливо видеть все действия комиссии при подсчете: «Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии» (п.10 ст. 68 ФЗГ). В случае сомнений в правильности подсчета, вы имеете право попросить пересчета (пункты 6, 21 ст. 68 ФЗГ). Члены УИК могут покинуть участок только после того, как итоговые протоколы представлены председателем, секретарем и, по желанию, членами комиссии СПСГ и наблюдателями в ТИК, приняты, и их данные введены в систему ГАС «Выборы».

Читать дальше  Расторжение договора в связи с повышением цены

ВЫДАЧА И ЗАВЕРЕНИЕ КОПИИ ПРОТОКОЛА . По итогам голосования УИК оформляет протокол об итогах голосования. «По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола» (п. 29 ст. 68 ФЗГ). В нем обязательно должны быть ФИО и подписи ВСЕХ членов комиссии с правом РЕШАЮЩЕГО голоса. В случае отсутствия члена комиссии СПРГ при подписании протокола, в протоколе председатель указывает причину его отсутствия, ставит подпись. Копия протокола изготавливается УИК, самозаполнение протокола членами комиссии СПСГ и наблюдателями не допускается. Выдаваемая членам комиссии и наблюдателям копия протокола действительна только при наличии всех 7 нижеприведенных реквизитов:

Номер копии протокола, под которым она внесена в реестр копий протокола – синими чернилами;

Надпись «Верно» или «Копия верна» – синими чернилами;

Подпись председателя, секретаря и зампредседателя УИК – синими чернилами;

Ее расшифровка – синими чернилами;

Дата заверения (обратите внимание, что после полуночи будет уже 5 марта 2012 г.) – синими чернилами

Время заверения – часы, минуты (не путать с датой и временем подписания протокола!) – синими чернилами

Печать УИК – синяя печать.

Если копия итогового протокола выдается на нескольких листах (например, оригинал протокола имеет формат А3, а копии выдаются на листах формата А4), то каждый лист должен содержать все вышеуказанные реквизиты.

В реестр копий протоколов вносится:

ФИО лица, которому выдается копия;

Статус в УИК (член комиссии СПРГ, СПСП или наблюдатель);

Дата и время выдачи копии;

Подпись лица, получившего копию;

Контактные телефон (на случай пересчета голосов, подписания нового протокола).

Правильно заверенная копия протокола должна выглядеть так:

Подписание пустых бланков протокола является грубейшим нарушением избирательного законодательства. Член комиссии СПРГ в случае несогласия с итоговым протоколом или с решением комиссии, принятым большинством голосов, вправе изложить письменно особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе УИК и приложено к протоколу или решению. В протоколе обязательно указывается количество поступивших в комиссию жалоб. Так же к первому экземпляру протокола приобщаются принятые по жалобам (заявлениям) решения УИК, а так же составленные УИК акты и реестры. Полученную копию протокола следует сдать в штаб.

Нарушения в ходе выборов и их фиксация . При обнаружении нарушений в ходе голосования сначала следует попытаться в устной форме обратить внимание членов УИК и наблюдателей на это и предложить меры по их устранению. В случае отсутствия реакции на выявленное нарушение необходимо составить письменное заявление или жалобу. Желательно чтобы под вашим заявлением стояло минимум три подписи: хотя бы одного члена комиссии с решающим голосом, членов комиссии с совещательным голосом, наблюдателей и/или других свидетелей, а также их фамилии, телефоны. Заявление составляется в двух экземплярах, один экземпляр следует отдать председателю УИК, а второй (с отметкой о вручении, которую должен сделать председатель) забрать и передать в избирательный штаб. Ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п. 4 ст. 20, п. 26 и п. 30 ст. 68 ФЗГ). Если председатель комиссии отказывается принять Ваше заявление, то вы должны написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался». Если председатель отказывается заверить копию заявления, вы собственноручно пишете на копии слова «Председатель комиссии заверить копию заявления отказался». О нарушениях следует незамедлительно сообщать по телефону в штаб или ТИК, где вы получите квалифицированную консультацию и дальнейшие указания.

Телефоны самарских ТИКов:

В исключительных случаях можно позвонить и в полицию:

Недопущение/Удаление с участка . Члены комиссии СПРГ и СПСГ не могут быть удалены с территории участка. Они могут быть отстранены от работы по решению комиссии, принятому на голосовании большинством голосов. Что касается наблюдателей, то недопуск их в помещение для голосования является грубым нарушением. Удаление наблюдателя с участка или отстранение от работы члена комиссии возможно только в том случае, если он нарушил закон. В любом случае комиссия должна голосованием принять письменное мотивированное решение (п. 12 ст. 64 ФЗГ). Заявите, что вы не покинете комиссию, пока не получите письменную копию решения, которую вы намерены использовать для обжалования своего удаления. В решении должна быть указана статья закона, которую вы нарушили. Часто комиссия не выполняет эти требования и просто удаляет наблюдателя с помощью полицейского. Напомните полицейскому, что он должен выполнять только законные требования и сошлитесь на указанную норму закона, и требуйте от него составления протокола, где будет указана причина или правонарушение, за которое вас удалили. Однако не оказывайте полицейским сопротивления. В случае недопуска в комиссию или удаления из комиссии срочно сообщите об этом в избирательный штаб.

Фото- и видеосъемка : Согласно п. 2.3.5. Постановления ЦИК РФ от 17 августа 20 11 г. № 26/255-6 «Об инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием ГАС «ВЫБОРЫ» при проведении выборов Президента РФ», в соответствии с которым перечисленные лица имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушения тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. При проведении фото- и видеосъемки должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей. Проведение фото- и видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. Разрешения председателя УИК на съемку не требуется, достаточно устно уведомить его о съемке.

В день выборов при себе следует иметь: направление, паспорт или удостоверение личности, его заменяющее; «шахматку» (таблицу) для учета числа проголосовавших; шаблоны бланков жалоб, заявлений, актов о нарушении, требований о выдачи копии протокола об итогах голосования; писчую бумагу, две ручки, часы, блокнот для записи; заряженный мобильный телефон с достаточным денежным балансом, карманный фонарь (на случай отключения света), фотоаппарат/видеокамеру, еду, воду.

Найти соратников в УИК. Для эффективной работы в УИК по прибытии на участок следует установить контакт с дружественными (от одного кандидата или партии) членами комиссии СПРГ, СПСГ и наблюдателями. Действуя слаженно, в связке друг с другом у вас повышаются шансы обеспечить прозрачность, гласность и открытость выборного процесса. Член комиссии СПРГ в день голосования будет погружен в работу, связанную с выдачей и подсчетом бюллетеней, поэтому осуществлять функцию контроля ему будет достаточно сложно. Контролирующую функцию следует взять на себя члену комиссии СПСГ и наблюдателю, которые в случае необходимости подписания жалобы на нарушения избирательного законодательства обращаются к члену комиссии СПРГ.

Самарский Облизбирком (846) 242-00-06 – спрашивать члена комиссии с решающим/совещательным голосом от партии/кандидата, которая вас направила на участок; Прокуратура Самарской области – (846) 333-35-98; Прокуратура г.о. Самары – (846) 270-86-62; Дежурная часть областного управления МВД по Самарской области – (846) 278-22-22 (-23), Управления МВД России по городу Самаре – (846) 373-76-00;

Спокойствие, только спокойствие . На участке вы можете столкнуться с разным отношением к себе. Следует быть морально готовым к давлению и провокациям со стороны руководства УИК или ее отдельных членов. Не смотря ни на что, оставайтесь спокойным и предельно корректным. Настойчивость следует проявлять только с опорой на действующее законодательство. В случае затруднительных, но не требующих немедленного реагирования ситуаций, перед тем как что-то предпринять, согласуйте свои действия со штабом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector