Права и обязанности органов службы занятости | Загранник

Права и обязанности органов службы занятости

Понятие трудового договора, его отличие от гражданско-правовых договоров.

Понятие трудового договора, сторон трудового договора дано в ст. 56 Трудового Кодекса РФ. Согласно ч. 1 ст. 56 ТК трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Сформулированное в ст. 56 понятие трудового договора позволяет выделить его основные элементы (признаки),

позволяющие отличать трудовой договор от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, – договора подряда (ст. 702 ГК); договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК); договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК); договора поручения (ст. 971 ГК).

В отличие от трудового договора, заключаемого с работником для выполнения им определенной трудовой

функции, все указанные гражданско-правовые договоры заключаются для выполнения определенной работы, целью которой является достижение ее конкретного конечного результата. Достижение же конкретного, обусловленного договором результата влечет за собой прекращение этого договора. Иначе говоря, в отличие от трудового договора выполнение определенной работы по гражданско-правовому договору лишь способ достижения результата, обусловленного договором.

В отличие от трудового договора, по которому работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового

распорядка (соблюдать режим рабочего времени, технологическую дисциплину, точно и своевременно исполнять распоряжения работодателя и др.), отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, предполагают автономию воли исполнителя.

В соответствии с гражданско-правовым договором, исполнитель работы не только самостоятельно определяют

способы ее выполнения, но и, как правило, выполняет ее из своих материалов, своими силами и средствами.

Формой вознаграждения по трудовому договору является заработная плата. Заработная плата также включает

себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Условия оплаты труда (размер заработной платы и порядок ее выплаты) должны быть обязательно отражены в договоре, так как являются существенными условиями трудового договора. По трудовому договору работодатель обязан выплачивать заработную плату с установленной ТК РФ периодичностью, не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ).

Результат работы по гражданско-правовому договору оплачивается в соответствии с ценой, договором.

Заключая трудовой договор, гражданин подпадает под действие трудового законодательства. Ему предоставляться

соответствующие социальные гарантии. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, такими гарантиями не пользуются. Вместе с тем следует иметь в виду, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК).

Содержание трудового договора.

Содержание трудового договора – это его условия. Трудовой кодекс дает перечень существенных условий трудового договора:

• дата начала работы;

• наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

• права и обязанности работника;

• права и обязанности работодателя;

• характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;

• режим труда и отдыха;

• условия оплаты труда;

• виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны, об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с законодательством.

Следует подчеркнуть, что стороны не вполне свободны в выработке условий трудового договора. Трудовое право именно потому и выделилось в начале XX в. из гражданского, что законодатель счел необходимым предусмотреть определенный минимум гарантий работнику, который не может быть изменен соглашением сторон. Так, не допускается установление продолжительности рабочего времени больше, чем предусмотрено законодательством, оплаты труда – меньше минимального размера, установленного федеральным законом. Нельзя предусматривать материальную ответственность работника в большем размере, чем это установлено законодательством, и т.д.

Это связано с двумя характерными особенностями трудового правоотношения: экономическим неравенством сторон и подчиненным положением работника. Ограничивая свободу договора, законодатель стремится помешать работодателю, во-первых, используя свое экономическое превосходство, диктовать кабальные условия при заключении трудового договора и, во-вторых, злоупотреблять своей властью после его заключения.

Читать дальше  Общие требования охраны труда на предприятии

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 322 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  4. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  5. I. Аргументы из области частного права
  6. I. Понятие гос. службы.
  7. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  8. II. Аргументы из области публичного права
  9. II. Метод муниципального права.
  10. II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ
  11. II. Права і обов’язки членів Колективу (бригади) та Власника
  12. II. Принципы муниципальной службы.

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.

Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.

В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Министерстве труда и социального развития РФ «возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров». Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

-оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

-разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ.

Права органов службы занятости населения следующие:

-запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;

-направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

-разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.

-заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, -выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;

-направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

-оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов службы занятости населения следующие:

-анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

-вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;

-информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

-помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;

-организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных -центрах органов занятости и других учебных заведениях;

-оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

-регистрировать безработных и оказывать им помощь;

Читать дальше  Учет земель сельскохозяйственного назначения

-разрабатывать федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан;

-оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;

-назначать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

-устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;

-подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основесоблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ; реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством;создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и т.д.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1238 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Полномочия органов занятости и их обязанности

В настоящее время деятельность Федеральной службы занятости населения возглавляется и организуется Министерством труда и социального развития РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости департаменты Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений – центров занятости населения, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства и наделяют необходимым имуществом. По согласованию с полномочным представителем Президента РФ департаменты координируют свою работу с работой органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции, а также в рамках координационного комитета содействия занятости населения субъекта РФ взаимодействуют с профессиональными союзами, иными представительными органами работников, работодателей и другими заинтересованными организациями.

Права органов занятости:

запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников, о потребности в рабочей силе;

направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот;

заключать по доверенности работодателей договора с гражданами о работе в другой местности;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

оказывать материальную помощь семьям безработных;

взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов занятости:

анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу, информировать о состоянии рынка труда;

вести учет свободных рабочих мести трудоустраиваемых граждан;

помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан и оплачивать их стоимость;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

подготавливать предложения об использовании труда иностранцев.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения.

Статья 19 Закона о занятости предусматривает деятельность юридических лиц по оказанию услуг в содействии занятости безработным гражданам и незанятому населению на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотношения возникают на основании единственного юридического факта – обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого – выплатить пособие из Государственного фонда занятости (ст. 30-35 Закона о занятости).

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты пособия по безработице. Период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается. В случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства. В случае непредставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено Законом о занятости (п. 5 ст. 31 Закона о занятости).

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Департамента федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).

Читать дальше  Статья 487 гк рф предварительная оплата товара

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует принять гражданина на работу, в других – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор. Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории в год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем. Возникают данные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. Для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству. Прекращение правоотношений по судоустройству обычно связывается с заключением трудового либо ученического договора, т.е. с возникновением трудовых либо ученических правоотношений.

Особенности трудоустройства молодежи

Особенности трудоустройства молодежи связаны с установлением дополнительных гарантий реализации права на труд несовершеннолетних граждан, лиц, окончивших общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Глава 42 ТК РФ (ст.ст. 265-272 ТК РФ) запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров, заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями.

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с указанными выше договорами может быть обжалован ими в суд. За такой отказ работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

Испытание при приеме на работу лиц, указанных выше, а также лиц, впервые поступающих на работу по полученной специальности, не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).

В соответствии со ст. 69 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского освидетельствования, которое осуществляется за счет работодателя. В соответствии со ст. 266 ТК РФ в дальнейшем такие работники подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения возраста 18 лет.

Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом расторжение трудового договора производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства.

Более эффективной занятости молодежи будет способствовать дальнейшее развитие комплекса информационных услуг для молодежи с использованием компьютерных технологий и программного обеспечения службы занятости, совершенствование методического обеспечения работы по профессиональному информированию выпускников учреждений профессионального образования.

К числу первоочередных проблем, которые необходимо решить в настоящее время, относятся:

Ш повышение активности образовательных учреждений как на рынке труда специалистов, так и на рынке образовательных услуг;

Ш восстановление и развитие системы стажировок и практики молодых специалистов, создание системы профориентации, основанной на принципах долговременного планирования профессиональной карьеры и непрерывности образования;

Ш консолидация усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций городов, профсоюзных организаций, профессиональных учебных заведений в организационной и финансовой поддержке обеспечения занятости молодежи;

Ш организация мониторинга востребованности молодых специалистов, трудоустройства выпускников.

Кроме того, необходимо создать Госсовет по молодежной политике, разработать и принять молодежную программу на уровне Правительства РФ, при этом первое рабочее место нужно гарантировать (решить данную проблему можно при принятии Соглашения между работодателями, Правительством и профсоюзами). Необходимо повысить ответственность работодателей за выполнение квот по молодежи, проводить устойчивую политику по созданию рабочих мест для подростков (государство обеспечивает пока только 800000 тысяч чел.), осуществлять на постоянной основе переподготовку молодежи, дифференцированно относится к ним, развивать предпринимательской инициативу и повышать ее конкурентоспособность на рынке труда, создавая условия для скорейшей их адаптации, проводить профориентационные мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector