Право собственности на землю земельное право | Загранник

Право собственности на землю земельное право

Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность. (ст.9) Данное конституционное положение надо понимать так, что в собственности народа находится вся территория страны.

В то же время выделенные из общенародной собственности, отдельные земельные наделы, участки могут находиться в собственности, как юридических, так и физических лиц.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Земля продается, покупается, передается в соответствии с нормами действующего в стране законодательства. Но прежде чем с участком земли можно было совершать какие-либо действия, он должен быть в установленном порядке признан объектом недвижимости. То есть он должен отвечать определенным условиям и иметь определяющие его как объект недвижимости признаки. Только в этом случае человек или организация, владеющие землей, могут получить права на нее.

О том что такое право собственности и другие вещные права на землю читайте тут.

Определение понятия — что это такое?

Начнем с того, что такое форма собственности земельного участка и права на нее.

Под собственностью понимается имущество, которым владеет то или иное лицо, неважно, в данном случае, физическое или юридическое. При этом данное лицо обладает исключительным правом распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Иначе говоря, собственность, одновременно, и имущество и права на него.

Имущество может быть движимым и недвижимым.

Движимое имущество – это то имущество, которое легко можно передвинуть с места на место, не нанеся ему при этом ущерба. Недвижимое имущество – такое имущество, которому при переносе на новое место будет нанесен непоправимый ущерб. Земля относится к недвижимому имуществу. Далее мы будем говорить исключительно о земле и о правах собственности на нее.

Содержание права собственности

Понятие собственности и прав на нее, в нашем случае, на землю, включает в себя три составляющих его части:

  • объект. Т.е. земля, надел, земельный участок;
  • субъект, т. е. лицо, владеющее землей. Государство, республиканские, областные, краевые, муниципальные органы управления, частные лица, организации, предприятия;
  • содержание. Все права на собственность, которыми наделен владелец.

На последней составляющей остановимся и рассмотрим ее подробней. К правам собственника относятся распоряжение, владение, пользование.

Владение – фактическое обладание землей, подтвержденное в установленном законом порядке и основанное на нем.

Пользование – применение земли для достижения своих целей. Ограничивается установленным законодательством целевым назначением участка. Он может использоваться только по тому назначению, которое определено законом.

Распоряжение – говоря просто, это возможность поступать по своему усмотрению, продавать, передавать в дар, завещать и тому подобное. Однако, отданные собственником земли распоряжения, будут иметь силу закона только в том случае, если они отданы в соответствии с нормами действующего законодательства.

Надо отметить, что полной и абсолютной свободы в обладании собственностью не существует. Права собственника регулируются законодательством. Владелец земли в данном случае исключением не является.

Основания возникновения

Для физических лиц права собственности могут возникнуть на следующих основаниях:

  • в результате покупки земли, обмена участков, дарения, оформления земельного участка;
  • наследования;
  • приватизации.

Для юридических лиц:

  • на основании федеральных законов, разграничения земли, безвозмездной передачи (для государственных и муниципальных органов)
  • сделок купли/продажи, федеральных законов (для предприятий, организаций)

Сделки с землей осуществляются в письменной форме и при наличии кадастрового паспорта. Права собственности возникают после государственной регистрации прав и удостоверяются свидетельством о совершении оной.

Субъекты и объекты

К объектам недвижимости относится вся земля страны, как находящаяся в обороте, так и вне его.

К исключительному ведению государства относят все земли стратегического назначения, а так же те, которые не находятся в собственности у других субъектов РФ. Государству предоставлено право, устанавливать правила предоставления, пользования, купли, продажи земли и прекращения прав собственности на нее. Все собственники страны равны.

Формы и виды

На землю в России существуют два вида собственности:

  • государственная;
  • частная собственность.

Государственная собственность – это общенародная собственность, которой от лица народа распоряжается государство. Делится на два подвида:

  • собственность РФ. В нашем случае вся земля страны, которая не находится в собственности и собственности муниципальных образований и других собственников;
  • муниципальная собственность.

Частная собственность может быть выражена в форме:

  • единоличной собственности;
  • общей, совместной собственности;
  • долевой собственности.

Частная собственность

Земля может находиться в частной собственности тогда, когда участок приобретен физическим или юридическим лицом в собственность на основаниях и в соответствии с законодательными нормами.

В этом случае земельный участок должен быть сформирован как объект недвижимости, состоять на кадастровом учете и иметь соответствующие правоустанавливающие документы. Например, кадастровый паспорт.

Землевладелец вправе распоряжаться своим участком так, как считает нужным, за исключением ограничений, оговоренных в законодательстве. Например, он обязан использовать участок по назначению. То есть, если участок определен под жилой фонд, то использоваться он может только под застройку.

Собственник земли может дарить ее, продавать, передавать кому-либо, завещать, отдавать в залог под кредит, сдавать в аренду, вкладывать участок в качестве пая и тому подобное.

Помимо единоличного владения собственностью есть еще и долевое и общее обладание ею. Если участок находится в долевой собственности, то за каждым из собственников закреплена его доля. Она сформирована и имеет правоустанавливающие документы.

В случае, когда участок расформировывается, доли каждого из собственников остаются в их собственности. Собственник имеет право распоряжаться своей долей так, как считает нужным. Вывести ее из состава собственности, продать, передать и т. д.

Если земля находится в общей, совместной собственности, то у собственников выделенной доли нет. Однако при реорганизации, расформировании участка решением общего собрания собственников каждому из участников может быть выделена доля сообразно его вкладу.

Получение земельного участка в собственность проходит в установленном законодательством порядке. Сначала то или иное лицо, неважно юридическое или физическое, обращается в соответствующий государственный орган, уполномоченный правительством, или муниципалитет. В этом органе составляется заявление по установленной форме.

Затем, если не существует законодательных препятствий в выделении участка данному лицу, то проводятся работы по формированию участка и подготовке правоустанавливающих документов. На последнем этапе участок ставится на кадастровый учет и заказчику выдаются на руки документы, удостоверяющие его права на землю.

Выше мы указывали основания для получения земли, как отдельно взятым гражданином, так и организацией или предприятием. Как происходит выделение земельного участка в частную собственность в СНТ — читайте тут.

Основания прекращения

Права на землю могут быть прекращены, как добровольно, так и принудительно. Права собственности прекращаются добровольно, если:

  • собственник продал, передал иным образом свой участок другому лицу;
  • отказался от него. Отказ принимается только от физического лица. Юридические лица отказываться от земли не вправе.

Разные особенности

В большинстве случаев земля в собственность гражданам передается бесплатно. В ряде случаев можно оформить в собственность и бесхозный земельный участок, о чём читайте тут.

Право собственности имеют иностранные граждане

Конституцией нашей страны установлено, что иностранные граждане имеют равные с гражданами России права на собственность.

Но в то же время в законодательство введены нормы, согласно которым иностранцы могут приобретать землю в России только на определенных условиях и только за плату.

Но иностранцы не могут приобретать в собственность землю, которая расположена в приграничных зонах, включая земли возле территориальных вод, водоемов и рек, озер, везде, где установлены пункты пропуска и действует пограничный режим. (Земельный Кодекс, ст.15) Иностранцам не предоставляются в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, там, где природные территории находятся под особой охраной.

Читать дальше  Невозможно ознакомить с приказом об увольнении

Иностранцы в нашей стране не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья. Владеть такими участками они могут только на правах аренды. Если в компании в уставном капитале доля иностранного капитала более, чем пятьдесят процентов, то земли, предназначенные для сельхозработ, такой компании в собственность не предоставляются.

Иностранцам так же не предоставляются в собственность недра, леса, континентальный шельф.

Из приведенных выше примеров видно, что основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Но иностранец может получить в собственность участок земли в России по завещанию или в подарок.

Заключение

Подведем небольшой итог. Земля в РФ может находиться в общенародной, она же государственная, и частной собственности. Права собственности на землю возникают только тогда, когда для этого есть основания. То есть существует объект недвижимости, земельный участок, субъект, физическое или юридическое лицо.

Собственность обретет содержание, комплекс прав, тогда, когда участок будет сформирован, пройдет регистрацию и получит свидетельство о постановке его на кадастровый учет. Более подробно о праве собственности и иных имущественных правах вы можете почитать здесь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

Право собственности на землю можно определить как титул, предоставляющий обладающему им лицу право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком по своему усмотрению, но в пределах, установленных законом.

Право собственности на землю в объективном смысле, т.е. как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу отношений складывающихся по поводу земли.

Содержание права собственности на землю в абстрактном виде сформулировано в ст. 36 Конституции РФ. Согласно ей «владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».

Содержание права собственности, в т.ч. и на землю, всегда рассматривается в 3 основных правомочиях:

1. Право владения землей – это основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда РФ. В отличие от владения обычным имуществом, которое собственник может переместить в нужное для него место, владение землей представляет собой, прежде всего определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней сильно ограничено законодательством. Владение землей осуществляется путем перенесения на местность проектов землеустройства с закреплением границ земельного участка на местности. Именно владение земельным участком позволяет считать его своим и реализовывать правомочия пользования и распоряжения им.

2. Право пользования землей – это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и качеств и использования для иных целей удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Это право выражается в 2-х основных формах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственника; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений, сооружений и т.д. Владение земельным участком без пользования им невыгодно собственнику, так как за землю нужно платить земельный налог. Более того, неиспользование земельного участка в течение определенного времени может повлечь его изъятие государством.

Правомочие пользования землей не следует отождествлять с правом пользования землей. Если первое составляет одно из правомочий самостоятельного вещного права, то второе является понятием, обозначающим группу прав на землю (кроме права собственности и ППНВ).

Правомочия владения и пользования земельными участками есть и у лиц, не являющихся их собственниками. В соответствии с п.2 ст.264 ГК лицо, не являющиеся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

3. Право распоряжения землей – это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого земельного участка. По действующему законодательству собственнику земельного участка принадлежит право выбора одного из десяти вариантов распоряжения: купля – продажа; передача по наследству, дарение, передача в аренду, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно; передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельный участок в другой местности, получение земельного участка в счет земельной доли для ведения ЛПХ или ФХ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Государственная собственность на землю имеет самый сложный состав. Согласно ст. 214 ГК гос. собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности: РФ- федеральная собственность и ее субъектам. РФ и ее субъекты управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются этими земельными участками юридические лица и граждане, которым эти земельные участки предоставлены в пользование или в аренду. Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из 2 ролей:

1) в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства и осуществляющего гос. контроль за использованием земель и др. функции;

2) в качестве самого собственника земли.

В соответствии со ст. 124 ГК при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, РФ и ее субъекты выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Процедура разграничения гос. собственности на землю регулируется специальным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу 17.01.2002 г. В соответствии с ним право собственности на земельные участки у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента гос. регистрации права собственности. Основанием гос. регистрации права собственности являются спец. акты Правительства об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении го. собственности на землю.

Разграничение форм собственности на землю проведено и в Орловской области: 65% земли находится в частной общедолевой собственности граждан; примерно 10% – в федеральной собственности; 8% – в собственности области и 17% – в муниципальной собственности.

К федеральной собственности отнесены следующие земельные участки:

1. для обеспечения нужд обороны и безопасности страны;

2. занятые федеральными энергетическими и космическими системами, оборонной промышленности, связи, водного и лесного фондов, транспорта, различного вида дорог, земли объектов недр и земли запаса;

3. федеральных гос. природных заповедников, памятников природы и т.д.;

4. научно-исследовательских учреждений, опытных хозяйств и т.д.;

5. если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящиеся в федеральной собственности;

6. если эти земельные участки предоставлены органам гос. власти , их территориальным органам, а также гос. организациям, которые созданы органами гос. власти;

7. иные земельные участки, предусмотренные ФЗ и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами гос власти субъектов РФ.

К собственности субъектов РФ относятся земли в пределах их административно-территориальных границ за исключением федеральных, муниципальных и частных земель. В собственности субъектов РФ могут находиться земли занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ, а также предоставленные органам гос. власти субъектов РФ. Кроме того, ЗК относит сюда также земли ООПТ регионального значения, земли лесного и водного фонда находящиеся в собственности субъектов РФ и земли фонда перераспределения.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Конст. РФ (ст.9) допускает существование частной собственности на землю и др. природные ресурсы.

Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. При этом данный земельный участок должен быть оборотоспособным. Участки, которые отнесены к землям, изъятым из оборота вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть предметом сделок (ст.27 ЗК).

Читать дальше  Письмо в органы опеки и попечительства образец

Одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют з вида норм на землю:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из гос. или муниципальных земель для ведения крестьянского, личного подсобного хозяйств, садоводства, огородничества, дачного строительства. Устанавливаются субъектами РФ и ОМС.

2. Средняя районная норма. Была установлена в период проведения земельной реформы и имела целью определение размера бесплатной передачи земли в собственность граждан.

3. Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятельности или в соотв. с правилами землепользования и застройки и др. целей, не указанных выше.

Частная собственность на землю может быть 2 видов: индивидуальная (собственность граждан и юридических лиц) и общая (общая совместная и общая долевая).

В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобрести в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей (купля-продажа, дарения, обмена и т.д.), предусмотренных законодательством.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и путей по использованию своего земельного участка. Во-первых по российскому законодательству земля должна использоваться только в соответствии с ее целевым назначением и разрешенным использованием. Во-вторых использование земли допустимо только теми способами, которые не должны наносить вред окружающей природной среде.

Юридические лица также как и граждане могут иметь землю в частной собственности. Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК субъектами права собственности довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы и др., кроме гос. и муниципальных организаций. При этом общественные и религиозные организации и объединения, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и вправе использовать ее лишь для целей предусмотренных их учредительными документами. Согласно ГК количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц не ограничиваются. Подобных ограничений в отношении земельных участков нет и в ЗК. Поэтому в собственности граждан и юридических лиц может быть любое количество земельных участков и любой стоимости.

Общая собственная на землю является одним из видов частной собственности. Для нее характерна множественность субъектов права собственности, которые называются участниками общей собственности. В общую совместную собственность могут быть переданы земли сх организаций (в частности колхозов и совхозов), земли общего пользования садоводческих товариществ, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В общую собственность граждан, являющихся членами сх организаций передаются сх угодья в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, умноженной на число работников данного конкретного хозяйства (включая пенсионеров, работников социальной сферы и др.). Остающиеся сх угодья включаются в фонд перераспределения на конкурсной основе. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Право собственности на земельную долю при долевой собственности удостоверяется спец. документами, выдаваемыми органами Комитета по земельным ресурсам, в которых указывается размер земельной доли.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Муниципальная собственность на землю также является самостоятельной формой собственности. Субъектами муниципальной собственности на землю являются: города, районы, поселки, сельские населенные пункты и т.д.

В отличие от государственной и частной форм собственности на землю, муниципальная земля не делится на виды, т.е. она едина. В состав муниципальных земель могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда и размещения объектов общего пользования. Другие категории земель муниципальной собственности могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

В соотв. с п.2 ст. 11 ЗК управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется ОМС самостоятельно и в соотв. с их уставами.

В основном в муниципальной собственности находятся земли в границах соотв. муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития безвозмездно могут (но не должны) передаваться земли, находящиеся в гос. собственности. Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муниципальных образований, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законами субъектов РФ.

Согласно ст. 19 ЗК в муниципальной собственности находятся земельные участки:

– которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соотв. с ними законами субъектов РФ;

– право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;

– которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Допускается приватизация муниципальных земель. Условия приватизации определяются ОМС. Средства от продажи муниципальных земель поступают в полном объеме в местный бюджет. При этом не может допускаться приватизация земель общего пользования.

3.

Основания прекращения права собственности на землю:

1. Распоряжение земельным участком добровольно путем заключения договора, прекращающего право собственника на него прежнего собственника.

2. Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника. Это могут быть не только гражданско-правовые, но и налоговые обязательства. Согласно ст. 278 ГК обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда. Однако обращать взыскание на земельные участки фактически запрещено и по обязательствам РФ, ее субъектов и муниципальных образований, поскольку в соответствии со ст.126 ГК обращение взыскания на землю и др. природные ресурсы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности допускается в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время такого ФЗ нет. Кроме того, в соотв. со ст.446 ГПК взыскание не может быть обращено на земельные участки, на которых расположено жилое помещение (его части), если для гражданина должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем им помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания, а также на земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности.

3. Прекращение права собственности лица на земельный участок, который не может ему принадлежать. Такая возможность следует из содержания ст.238 ГК. В соответствии с ней, если в собственности лица оказался земельный участок, который в силу закона не может ему принадлежать, это он должен быть отчужден им в течение года с момента возникновения права собственности на данный земельный участок.

4. Конфискация земельного участка. Согласно ст. 50 ЗК земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления. Однако это не значит, что он может быть изъят за совершение административного правонарушения. Фактически именно о конфискации земельного участка за совершение административных правонарушений говорится в ряде статей ЗК и ГК, которые будут рассмотрены позже. При этом следует иметь ввиду, что Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, (Приложение к Уголовно-исполнительному кодексу РФ), к такому имуществу отнесены земельные участки, на которых расположены не подлежащие конфискации дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения сельского и подсобного хозяйства.

5. Национализация земельного участка. Данное основание прекращения права собственности на землю ЗК не содержит. Данное основание обосновано положениями ГК.Ст.235 и 306 ГК предусматривают возможность обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Она должна производиться на основании специального ФЗ с возмещением стоимости этого земельного участка и др. убытков, который также пока не принят. Национализация фактически представляет собой деприватизацию земельного участка. В соответствии с п.3 ст.25 ЗК не подлежат возврату земельные участки и возмещение их стоимости, которые были национализированы до 1.01. 1991г.

Читать дальше  Правила осмотра автомобиля сотрудником гибдд

6. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Предусматривается ст. 284 и 285 ГК, которые сводят нарушение законодательства лишь к использованию земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли и не по целевому назначению.

| следующая лекция ==>
Тонкие линзы. Изображение предметов с | Право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ППНВ).

Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 1253 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Любой товар, а земля является именно таким предметом, существует имущественная принадлежность в зависимости от формы владение или принадлежности. Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельный участок:

  1. право собственности;
  2. право постоянного (бессрочного) пользования;
  3. право пожизненного наследуемого владения;
  4. право аренды;
  5. право безвозмездного срочного пользования;
  6. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Четыре из указанных видов прав — право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитут — являются вещными правами (ст. 216 ГК РФ), а право аренды и безвозмездного срочного пользования земельным участком — так называемыми обязательственными правами.

Право и частная собственность на земельный участок

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Право и государственная собственность на земельный участок

Положения, касающиеся основ и виды прав на земельный участок государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Земельные участки как муниципальная собственность

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком. В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству). Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.

Право пожизненного пользования или владения земельным участком

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что о снования приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству ( ст. 266 ГК РФ). То есть р аспоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector