Содержание
Акт об оприходовании материальных ценностей по форме М-35 используется для документального оформления ТМЦ, полученных при сносе и демонтаже зданий и сооружений. Посредством его они могут быть отнесены к основным средствам организации и использоваться в ее хозяйственной деятельности.
Документ должен быть составлен специально созданной комиссией. Причем в ней должны быть не менее трех человек в общей сложности. Естественно, в ее состав должны входить как представители заказчика, так и представители подрядчика. Наличие подписей представителей входит в интересы каждой из организаций. Без них акт не будет иметь юридической силы.
Форма М-35 оформляется в трех экземплярах. Первый остается у подрядчика. Остальные два поступают к заказчику. Один из оригинальных документов заказчик прикладывает к выставляемому счету.
В принципе, количество создаваемых экземпляров акта ничем не ограничено. Если в процессе принимают участие три и более стороны, то логичнее будет подписывать бумагу сразу в четырех экземплярах и т.д.
С 2013 года все унифицированные формы потеряли первостепенное значение. Они остались обязательными для использования только в исключительных случаях, предусмотренных законом. Но форма М-35 к этим исключениям не относится. Акт об оприходовании материальных ценностей после сноса здания может быть составлен в любой удобной для организации формой.
Единственным принципиальным моментом остается тот нюанс, что любую собственноручно созданную форму необходимо заносить в учетную политику компании отдельным приказом руководителя. Поэтому, если такой процесс в компании происходит впервые, необходимо позаботиться о том, чтобы к моменту подписания акт уже значился в учетной политике в качестве разработанного документа.
Причем использовать можно как унифицированную, так и собственную форму бланка. Малейшие изменения и дополнения унифицированной формы делают ее уже самостоятельно разработанной.
В прилагаемом бланке и образце акта в правом верхнем углу находится информация о том, что форма принята Постановлением Госкомстата №71 А от 30 октября 1997 года. В то время она была обязательна для использования во всех компаниях. Как видите, она и по сей день не утратила своей популярности ввиду удобства использования и консервативности российской системы документооборота и контролирующих органов.
Документ состоит из нескольких отдельных элементов:
В верхней части оставлено немного места для визы руководителя организации, который заверяет бумагу. В нужных графах после заполнения документа должна появиться его подпись с расшифровкой и должностью. Если организация располагает печатью, то здесь же ставится ее оттиск.
После наименования документа и его номера посередине листа последовательно находятся графы, в которых при заполнении указываются:
Отдельно справа в прилагаемом бланке акта располагается маленькая таблица. В ней уже стоит номер формы по ОКУД. Если хотя бы одна графа в акте будет изменена, то этот номер необходимо будет убрать. Это требование связано с правилами применения унифицированных форм документации.
Помимо кода по ОКУД, прилагаемый акт имеет графы для указания ОКПО. В меньшей из трех таблиц также необходимо заполнить графы: «Дата составления», «Код вида операции», «Название структурного подразделения» и «Вид деятельности». Не все они обязательны для заполнения. Например, если нет структурных подразделений в организации, то соответствующий столбец весь можно оставить незаполненным. Это не возбраняется.
Для удобства описание материальных ценностей, полученных при демонтаже зданий и сооружений, представлено в виде продолжительной таблицы с отдельно подписанными столбцами. В них следует указывать информацию относительно:
Таблица размещается на двух листах. Этого пространства в подавляющем большинстве случаев бывает достаточно для детального описания категорий материальных ценностей, полученных при разборе. А также – их количества и цены.
В заключении таблицы подводятся итоги, а также указывается, что ТМЦ приняты, подлежат оприходованию и что часть из них (либо все) переданы подрядчику в целях повторного использования.
В знак того, что указанные в таблице данные верны, в конце акта ставят свои подписи все члены комиссии. При необходимости подобного участники процесса оставляют пометки, оформляют приложения.
Причем представители подрядчика подписываются в правой части, а представителя заказчика – в левой. Обе стороны заключения акта об оприходовании материальных ценностей по форме М-35 должны быть заполнены. Без этого документ не будет иметь юридической силы.
Образец приказа об учете результатов инвентаризации
В результате проведения инвентаризации комиссия может как не выявить расхождений между фактическими данными и данными бухучета, так и, напротив, обнаружить такие расхождения: излишки или недостачу. Такие факты подлежат отражению в бухгалтерском учете. Вопрос о том, как оприходовать излишки при инвентаризации, рассмотрим в этой статье.
Можно выделить три основных этапа проведения инвентаризации:
Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации должна соблюдать указания Минфина РФ по порядку ее проведения и учета результатов, оприходованию излишков и действий в отношении недостач.
Указания на то, как именно проводить инвентаризацию, содержатся в Рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 (далее – Рекомендации).
Зачастую инвентаризация сопровождается выявлением неучтенных излишков. Это могут быть как основные средства, так и товарно-материальные ценности или нематериальные активы. Как правило, возникновение излишков – это результат ошибок в учете.
После сличения инвентаризационной комиссией фактических данных с данными учета следующим действием является утверждение руководителем результатов инвентаризации путем издания соответствующего приказа. Результатом выполнения этого приказа должно стать приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими, установленными в ходе инвентаризации сведениями. Для этой цели надлежит недостачи и излишки, выявленные при инвентаризации, соответственно правильно списать и оприходовать.
При всем этом важно закончить инвентаризацию до подписания отчетности руководителем организации, а вышеуказанное уточнение бухгалтерского учета осуществить на дату проведения инвентаризации.
Инициатива руководителя, оформленная в виде приказа на оприходование излишков, является основанием для урегулирования излишков в бухгалтерском учете.
Унифицированная форма такого приказа государственными ведомствами не предусмотрена. По этой причине такой приказ может быть оформлен организацией с использование собственной утвержденной формы.
Скачать образец приказа об учете результатов инвентаризации
Варианты действий в рассматриваемой ситуации не очень обширны.
Одним из вариантов учета излишков является так называемая пересортица. В отдельных случаях она возможна, когда в ходе инвентаризации наряду с излишками была установлена недостача. Путем указанной пересортицы возможно осуществить взаимный зачет излишков и недостач.
Если стоимость недостачи превышает стоимость излишков, соответствующая разница может быть направлена ко взысканию с виновных лиц, а при их отсутствии – списана на финансовые результаты (Дебет сч. 91, субсчет 91-2).
Обратим также внимание на следующее требование, представленное в п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
В обратной ситуации (когда стоимость излишков превышает стоимость недостающих ценностей) возникающая суммовая разница включается в состав прочих доходов (Дебет 91-1 Кредит 41-1 (10-1)).
Если недостач инвентаризационной комиссией не было установлено, то излишки имущества, выявленные при инвентаризации, отражаются в финансовом результате и приходуются по рыночным ценам на дату инвентаризации.
Подобное отражение в бухгалтерском учете производится по кредиту счета 91-1 "Прочие доходы" в корреспонденции со счетами, соответствующими выявленным излишкам (например: 01, 10, 41, 50).
Рассмотрим ряд примеров:
№ п/п |
Операция | Д-т | К-т | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Прибор оприходован в составе МПЗ | 10 (07, 41) | 91-1 | 28000 |
№ п/п |
Операция | Д-т | К-т | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Станок оприходован в составе ОС | 01 (04) | 91-1 | 150000 |
№ п/п |
Операция | Д-т | К-т | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Оприходована наличность | 50 | 91-1 | 1500 |
Важно не забывать, что излишки, выявленные при инвентаризации, приходуются:
Кроме того, организациям необходимо учитывать, что в налоговом учете излишки по результатам инвентаризации следует отражать во внереализационных доходах.
Приказ о комиссии по списанию материальных ценностей издается в связи с созданием того органа, от результатов работы которого будет зависеть обоснованность выбытия непригодного для дальнейшего использования имущества. Что учесть при составлении такого приказа и как может выглядеть его образец, узнайте из нашего материала.
Оформление приказа, устанавливающего состав и определяющего иные аспекты работы комиссии по списанию материальных ценностей (КСЦ), является одним из элементов многошаговой процедуры по списанию имущества фирмы. Данная процедура включает следующее:
Приказ о КСЦ необходим для решения целого ряда организационных вопросов:
Приказ о КСЦ должен быть сформулирован таким образом, чтобы в результате работы комиссии была достигнута основная цель ее создания — принятие решения о списании имущества фирмы.
Приказ также может содержать регламент работы КСЦ, если алгоритм действий членов КСЦ при осуществлении ими своих функций не описан в ином локальном акте (например, в Положении о работе КСЦ).
Такой регламент в виде отдельного положения, в частности, может содержать детальное описание работы КСЦ, в том числе при:
О том, как работает комиссия, когда речь идет о списании основного средства, читайте в статье «Документальное оформление списания основных средств».
На нашем форуме можно обсудить любой сложный для вас момент, возникший в ходе ведения учета товарно-материальных ценностей. Например, здесь можно узнать, как правильно списать непригодный для продажи товар.
Положением также необходимо предусмотреть следующее:
В положении может также определяться срок, в течение которого КСЦ представляет на рассмотрение руководителю фирмы документ, содержащий выводы комиссии о дальнейшей судьбе тех или иных материальных ценностей. Если такое положение фирмой не разработано, необходимые аспекты работы КСЦ отражаются в приказе.
О том, какую роль играет комиссия в процедуре списания малоценного имущества, читайте в материале «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
Списание материальных ценностей необходимо рассматривать как один из элементов учетно-контрольной системы обеспечения сохранности и эффективности использования имущества фирмы. Поэтому работу КСЦ разумнее организовать на постоянной основе, а регламент описать в отдельном положении.
С учетом данного подхода в приказе о КСЦ отсутствует необходимость отражения детализированного описания действий комиссии, и можно ограничиться следующей информацией, включающей:
Один из вариантов образца приказа о комиссии по списанию материальных ценностей вы можете увидеть на нашем сайте.
Периодичность оформления приказа о КСЦ законодательно не установлена, поэтому сделать это можно единожды, а потом пересматривать по мере необходимости.
По результатам работы КСЦ за указанный период руководством проводится оценка ее эффективности и формулируются определенные организационные выводы (о необходимости сокращения или расширения численности КСЦ, изменения структуры, корректировки регламента работы и др.).
Комиссия по списанию материальных ценностей необходима для проведения комплекса мероприятий по оценке пригодности материальных ценностей фирмы и решения вопроса об их списании. Ее состав и полномочия устанавливаются специальным приказом.
No related posts.