Принципы земельного права — это основополагающие начала, которыми руководствуются участники земельных правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе — Земельном кодексе Российской Федерации.
Ст. 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основные принципы земельного права:
При регулировании земельных отношений применяется
Важно! Следует иметь ввиду, что:
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 настоящей статьи принципам.
Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека означает регулирование отношений по использованию и охране земли исходя из представлений о земле как
Конституция Российской Федерации (ст. 9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.
Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ст. 42), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (ст. 42).
Если данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса, о недвижимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу.То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.
Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.
Приоритет охраны жизни и здоровья человека подразумевает, что при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.
Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, устанавливает право граждан Российской Федерации, общественных организаций (объединений) принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Земельный кодекс предоставляет право гражданам и общественным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания.
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов устанавливает, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т. д.), является его принадлежностью (общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).
Вместе с тем ст. 35 ЗК РФ предусматривает и противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок (сервитут).
Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».
Принцип платности использования земли устанавливает, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимаетследующие формы платы:
Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия.
Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то лишь на основании закона. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены Налоговым кодексом РФ.
Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора.
Принцип деления земель по целевому назначению на категории устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Принадлежность земель к той или иной категории (ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Такое разграничение государственной собственности на землю — необходимое условие земельного строя страны.
Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель устанавливает, что при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безликим, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.
Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан устанавливает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Суть этого разграничения состоит в том, что
Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.
Перечень этих принципов не является исчерпывающим , как отмечено в п. 2 ст. 1 ЗК РФ.
Сравнительный анализ содержания других статей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов земельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе.
Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника, государство как суверен проводит и ряд принципов земельной политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. К этим принципам относятся:
Целевое назначение земель — установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Строго целевое использование земли представляет собой центральный момент земельного законодательства, поскольку режим эксплуатации земель по сути сводится к отнесению их к категориям, предусмотренным ЗК, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Принцип целевого использования земель выражается в том, что:
а) земли РФ подразделяются на семь категорий по основному их целевому назначению;
б) внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям. Так, например, категория земель сельскохозяйственного назначения подразделяется на пахотные, пастбищные, сенокосные и другие угодья, земли поселений подразделяются на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т.п.
в) земельная территория, установленная в порядке землеустройства, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов;
г) порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральным законом и законами субъектов РФ.
Принцип множественности и правового равенства форм земельной собственности,выражающийся:
а) в том, что земля может находится в государственной, муниципальной и частной собственности;
б) в отсутствии господства каких-либо форм собственности над другими (равные правомочия собственников по владению, пользованию, распоряжению землей, а также по защите своего права собственности);
Принцип платного использования земель.
В соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» с изменениями и дополнениями использование земли в РФ является платным.
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования угодий, их охраны, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования социальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона).
Формами платы являются: земельный налог и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Арендная плата за земельный участок устанавливается договором между владельцем и арендатором.
Принцип рационального использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества.
Содержание данного принципа различно для различных категорий земель: при использовании земель сельскохозяйственного назначения принцип их рационального использования выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия сельскохозяйственных угодий; при использовании земель несельскохозяйственного назначения рациональность выражается в максимальной экономии земельных участков, в размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом; при использовании земель природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного и т.п.) рациональным будет такое использование земельных участков, при котором максимально обеспечивается специальная цель использования данных земель (эффективный отдых граждан, обеспечение надлежащего содержания историко-культурных объектов и т.п.).
Принцип комплексного подхода в использовании земель обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что:
а) при решении вопросов предоставления, передачи (продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;
б) деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений. Например, может быть приостановлена деятельность предприятия, хотя и соблюдающего правила землепользования, но наносящая вред недрам, водам и лесам, расположенным вблизи этого хозяйства или непосредственно в его границах, т.е. не допускается осуществлять охрану одного природного объекта во вред другому.
Принцип государственного управления земельным фондом.
а) соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;
б) установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;
в) своевременное представление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;
г) государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.
Принципы, присущие Особенной части земельного права.
Особенность данных принципов состоит в том, что они порождены спецификой правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России, а также неповторимыми свойствами земли, играющими особую роль в каждой правовой категории. Например, к таким принципам относятся: приоритет земель сельскохозяйственного назначения имеют перед другими категориями; особый правовой режим земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); множественность целей хозяйственного использования земель промышленности и иного специального назначения и др.
Соотношение земельного права со смежными отраслями права
России
Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесении вопроса о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.
В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права, проблема определения места его в общей системе права России.
Рассмотрим соотношение земельного права и основных отраслей права РФ.
1. От конституционного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования конституционного права.
Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания лесополос; отведения земли под пашню и т. п. Нормы же конституционного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.
От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли.
Отграничение гражданского права от земельного до принятия нового ГК РФ почти не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.
Закрепление в новой Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.
До принятия нового ГК РФ существовал приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на протяжении десятилетий
Ликвидация важнейшего принципа в земельном праве началась с Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в котором было закреплено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, природоохранного и иного специального законодательства.
Гражданский кодекс РФ не только закрепил все эти нововведения, но пошел дальше, позаимствовав у земельного законодательства значительную часть норм, регулирующих земельные отношения.
Однако, если обычное имущество представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля — естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного внаем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия наймодателя, то улучшение арендованной земли (повышение плодородия и т. п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.
Однако, если объектом гражданских отношений является имущество, хотя и неразрывно связанное с землей (здания, сооружения) либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования.
Включение земли в отношения собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили разграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникает две группы отношений: земельные, касающиеся переоформления купленных земельных участков, и гражданские, возникающие при процедуре купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.
От экологического права земельное отличается тем, что, если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Если в предмет эколого-правового регулирования входят отношения, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК горные, лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов и атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.
Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга. Например, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, а этот режим диктуется спецификой объектов, расположенных на данных землях: заказников, лесов, выполняющих природоохранные функции, памятников природы и т. п.
Система земельного права
Сущность земельного права может раскрыться через изучение его системы, а последняя представляет собой совокупность земельно-правовых институтов, каждый из занимает определенное место, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими элементами.
Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе. Например, Общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное регулирование земельных отношений, вещные права на землю и другие.
Система земельного права является, таким образом, с одной стороны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру целостным явлением, а с другой — подсистемой российского права, входя в него в качестве составного элемента.
Под системой земельного права как отрасли следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.
Система земельного права состоит из двух крупных элементов — Общей и Особенной частей; каждая из них, в свою очередь, состоит из институтов, каждый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Наличие правовых норм, отражающих принципиальные положения, характерные для всех институтов земельного права, действие которых по общему правилу распространяется на все регулируемые земельным правом общественные отношения, дает нам основание выделить в земельном праве Общую часть. Таким образом, в Общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты Особенной части.
Общая часть земельного права включает в себя такие институты, как:
Право собственности на землю.Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России. С устранением монополии государственной собственности на землю устранена и господствующая общественная форма ведения производства на земле, появилась частная форма производственных отношений, комбинирующаяся в различных формах и с различными видами собственности, в том числе с государственной собственностью.
Правовые формы использования земель. Здесь рассматриваются вещные и иные имущественные права на землю.
Государственное управление земельными отношениями.Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.
Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.
Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах Особенной части земельного права, при этом каждый из институтов Общей части «обслуживает» своими нормами все институты Особенной части.
Особенная часть земельного правапредставляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно:
правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
правовой режим земель поселений;
правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
правовой режим земель лесного фонда;
правовой режим земель водного фонда;
правовой режим земель запаса.
Земельная реформа в России
Рыночные регулируемые земельные отношения — одна из главных ценностей, выработанных цивилизованным человечеством, помогут вернуть Россию на путь прогресса и подлинной демократии.
Земельную реформу можно определить как совокупность правовых, экономических, организационных и других мер, направленных на совершенствование земельных правоотношений и их правового регулирования. Однако надо учитывать, что правовое вмешательство в регулирование рыночных земельных отношений должно строиться с учетом механизма действия объективных законов природы и общества, игнорирование которых приводит к недостижению целей правового регулирования.
Возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран: здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений, но крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие по сравнению с западноевропейскими и другими странами.
Переход от крепостного строя к рыночным отношениям в земледелии осуществился в основном через две реформы — 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина). Хотя цели полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения позволили России достичь значительных успехов.
К 1917 г. Россия подошла с «пестрой» системой правового режима земель, в земельный фонд России входили государственные, удельные, кабинетские, частновладельческие и другие виды земель со своим специфическим режимом.
Опыт земельных реформ Временного правительства России в 1917 г. показал, что при проведении реформ нужна быстрота и решительность при тщательном учете обстановки, местных условий и иных обстоятельств. Медлительность с реформами стоила Временному правительству его существования, как и в 1991 г. организованный путч чуть не стоил существования демократическому правительству Российской Федерации.
Более чем семидесятилетний опыт показал, что уничтожение рыночных отношений, а главное, исключение земли из гражданского оборота не может привести к эффективности производства и подъему экономики до мирового уровня.
Уже на первом этапе современной земельной реформы страна получила законодательную базу, направленную на обеспечение этой реформы, и трудности по ее проведению в жизнь в основном имели субъективный характер (стереотип мышления людей, консерватизм отдельных групп населения и т.п.).
Вопросы для контроля:
1. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права.
2. Понятие и система отрасли земельного права.
3. Принципы земельного права и методы правового регулирования земельных отношений.
4. Платность землепользования: понятие и формы.
5. Соотношение земельного права со смежными отраслями права.
6. Земельное право как наука, отрасль и учебная дисциплина.
7. Становление земельного права как науки, отрасли и учебной дисциплины.
8. Земельная реформа в России: этапы и перспективы.
Резюме по теме:
Рассмотрев предмет и систему земельного права России, можно сделать следующие выводы: 1. земельное право – это самостоятельная отрасль права; 2. земельное право имеет специфический предмет правового регулирования – земельные правоотношения; 3. земельное право характеризуется системой принципов.
Принцип рационального использования земли самым тесным и неразрывным образом связан с такими принципами земельного права, как целевой характер использования земли и устойчивость права на землю. Согласно законодательству, земельные участки должны использоваться собственниками, землепользователями и арендаторами только в строгом соответствии с целевым назначением. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, определенным при оформлении права на участок, запрещено законом.
Что касается принципа устойчивости права землепользования, то, являясь необходимым условием рационального использования земли, он призван обеспечить заинтересованность землепользователей в бережном, хозяйском отношении к земле. Устойчивость землепользования обеспечивается тем, что использование земельного участка, как правило, носит постоянный (бессрочный) характер и его принудительное прекращение может быть только в особых случаях, предусмотренных законом.
Принципом земельного права, обусловленным переходом к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, является принцип платности использования земли. Господствовавшая до принятия действующего законодательства бесплатность пользования землей отрицательно сказалась на качестве земель и явилась причиной их бесхозности и даже оставления без обработки. Введение платы за землю в форме земельного налога и арендной платы призвано стимулировать собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов экономно использовать земельные площади при одновременном повышении эффективности их использования благодаря различным почвозащитным мероприятиям, введению севооборотов и способов обработки земли, соответствующих структуре почв.
Охрана земель от негативного антропогенного воздействия в процессе использования, приводящего к уплотнению почв, нарушению их экологического баланса, потере почвенного плодородия и другим отрицательным последствиям, а также предупреждение ухудшения экологической обстановки на территории из-за загрязнения окружающей природной среды и причинения вреда другим природным объектам — водам, лесам, животному миру — в результате хозяйственной деятельности на земле тесно связаны с принципом экологизации земельного права.
Реализуемый путем внедрения экологических требований в земельно-правовые нормы, принцип экологизации позволяет обеспечить применение природоохранных технологий производства, осуществление комплексных мер по охране земель от таких вредных процессов на почве, как эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание, недопустимость размещения, строительства, эксплуатации объектов, отрицательно воздействующих на состояние земель, приводящих к их загрязнению химическими, радиоактивными, бактериальными и паразитарно-бактериальными веществами.
В. Метод земельного права.
Земельное право как самостоятельная отрасль правовой системы имеет присущий ему метод правового регулирования земельных отношений.
Метод земельного права представляет собой соответствующие характеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений. Он складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении ими правовых норм. Устанавливая права и обязанности участников отношений в виде предоставления им возможности совершать определенные действия или запрета на их совершение, земельно-правовые нормы определяют тем самым модель поведения участников земельных отношений. В зависимости от содержания правовое регулирование отношений осуществляется либо на основе императивного, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов, либо на основе диапозитивного воздействия посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.
В тех случаях, когда нормы права участниками отношений добровольно не исполняются и нарушаются установленные ими права и обязанности, применяется государственное принуждение к соблюдению норм путем привлечения виновных к правовой ответственности и приведения этих отношений в соответствие с правовыми требованиями. Меры государственного принуждения могут быть применены одной из сторон отношения, если она наделена по закону правом самостоятельно применять эти меры к другой стороне. Так, органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции вправе изъять земельный участок, используемый землепользователем в случае нарушения его целевого назначения. Если ни одна из сторон отношений не наделена правом применять меры принуждения к другой стороне, государственное принуждение должно применяться судом, арбитражным судом или специально уполномоченным на то органом государства.
Многогранный характер земельных отношений, обусловленный положением земли, являющейся, с одной стороны, объектом собственности, недвижимым имуществом, а с другой — частью природной среды, предопределяет особенности метода земельного права как совокупности комбинаций различных способов, образующих синтез методов регулирования, свойственных частному и публичному праву. Регулирование земельных отношений, характеризующихся наличием элементов властвования, когда одна сторона отношений является носителем власти, а другая обязана выполнять се предписания, осуществляется на основе применения императивного способа регулирования, присущего публичному праву.
Императивный метод регулирования земельных отношений имеет место применительно к отношениям, складывающимся в сфере государственного управления землей (определение порядка реализации функций государственного управления, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства), при установлении порядка проведения земельных аукционов, конкурсов, а также ограничений по использованию земель (целевого характера использования, предельных размеров земельных участков), вызванных пространственной ограниченностью земель, интересами компактной организации территории и застройки городских земель, экологической безопасности.
Регулирование земельных отношений, основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности и самостоятельности хозяйствования на земле, основано на диспозитивном методе, свойственном частному праву и предоставляющем участнику отношений право самостоятельного решения.
Соотношение императивного и диспозитивного методов регулирования земельных отношений исторически менялось в зависимости от изменений в содержании земельных отношений, их характера. С юридическим признанием земли недвижимостью и вытекающим из этого регулированием земельных сделок в соответствии с гражданским законодательством публичный метод регулирования земельных отношений, хотя и сохранился, но в значительной мере уступил место методу, присущему частному, гражданскому, праву.
No related posts.