Привлечь учителя к уголовной ответственности | Загранник

Привлечь учителя к уголовной ответственности

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с оскорблением ученика, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с оскорблением ученика, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
  • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности. Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Читать дальше  Статья 119 семейного кодекса рф с комментариями

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

Дата публикации: 03.12.2014 2014-12-03

Статья просмотрена: 1341 раз

Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Уголовно-правовые грани преподавательской деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 457-459. — URL https://moluch.ru/archive/79/14185/ (дата обращения: 02.09.2019).

Сразу укажем, что преподавательскую деятельность мы рассматриваем с позиций взаимодействия преподавателя с обучаемыми (в нашем случае, с курсантами и слушателями института). И здесь непосредственный интерес представляют вопросы правовой оценки использования преподавателем своих полномочий.

Одним из распространенных деяний в преподавательской среде является получение вознаграждения за выставление положительных оценок на экзамене. Где здесь «проходит» грань между преступным и непреступным поведением преподавателя. До недавнего времени преподавателя традиционно признавали должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в государственных либо муниципальных образовательных учреждениях, и привлекали к уголовной ответственности за получение взятки. Следовательно, так называемая взятка (традиционное мнение прокуратуры), которую обучаемые дают не обладающим должностными полномочиями экзаменаторам, по закону таковой вовсе не является. В приговорах подобных уголовных дел должно быть обязательно указано, за что была дана взятка. Тогда в таких делах, заведенных на преподавателей вузов, не являющихся по факту должностными лицами, следовало бы записать «за выставление экзаменационных оценок при незнании учебной дисциплины студентами-взяткодателями, исходя из их личной в этом заинтересованности». [1, с. 684]

Так, в абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» в качестве примера указывается на «прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии». [2] Можно сделать вывод, что «обычный» преподаватель (не являющийся «членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии»), принимающий «обычный» зачет или экзамен, не относится к должностному лицу и не несет уголовной ответственности за получение вознаграждения со студентов за выставление им положительных оценок на экзамене. По-видимому, такой вывод не следует признавать справедливым, поскольку указание на «прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии» в данном постановлении указано лишь в качестве примера. Толкование же «организационно-распорядительных функций» позволяет относить преподавателя, принимающего экзамен (зачет) и выставляющего оценки по итогам сессии к должностному лицу, поскольку положительная аттестация имеет юридическое значение и влечет правовые последствия для студента в виде перевода на следующий курс.

Другое заблуждение относительно граней между преступным и непреступным поведением преподавателя в части получения вознаграждения со студентовза выставление им положительных оценок на экзамене касается размера вознаграждения. Нередко указывают на то, что вознаграждение в сумме до 3 тысяч рублей не является взяткой, а является подарком в смысле ст. 575 Гражданского кодекса РФ. Для уголовного права размер вознаграждения значения не имеет, главное, что вознаграждение обуславливает поведение должностного лица в пользу взяткодателя. В судебной практике имели место случаи, когда предметом взятки признавали имущество в сумме 150 рублей (стоимость двух кружек пива в кафе).

Читать дальше  Работа по совместительству отпуск полагается

Вознаграждение, как указано, обуславливает поведение должностного лица в пользу взяткодателя. Если же поведение должностного лица обусловлено личными отношениями с «просителем», получение (дача) взятки отсутствует. Стоит, однако, указать, что «не следует» обращаться к руководителям, которые в силу своего должностного положения могут способствовать исполнению действия (бездействия) другим должностным лицом (например, в силу значимости и авторитета занимаемой должности). Нельзя также «решать вопросы» посредством передачи денег, иных ценностей или оказания материальных услуг родным и близким должностного лица с согласия последнего (включая молчаливое согласие). Иными словами, обращение к равному по должности (служебному положению) должностному лицу с использованием личных отношений исключает ответственность за дачу (получение) взятки.

Возможны ситуации, когда преподаватель получает вознаграждение без намерения совершить действия (бездействие) в отношении лица, передавшего вознаграждение. Такая «маскировка» получения вознаграждения также является уголовно-наказуемой и квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Получение взятки может быть сопряжено с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ), которое выражается, либо в предъявлении прямого требования дать взятку, либо поставлении взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Преподавательская деятельность может быть сопряжена и со служебным подлогом, ответственность за который предусмотрена ст. 292 УК РФ. В данном случае официальным документом признается экзаменационная ведомость (а не зачетная книжка), поскольку в ней констатируется факт сдачи (не сдачи) экзамена (зачета), что, в свою очередь, влечет правовые последствия для обучаемого (продолжение обучения либо отчисление из ВУЗа).

Говоря об уголовно-правовых гранях преподавательской деятельности можно поставить вопрос о неисполнении или ненадлежащем исполнении преподавателем своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к преподавательской деятельности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (халатности, ответственность за которую предусмотрена ст. 293 УК РФ). Причинение крупного ущерба может выражаться в отчислении неуспевающего студента, поскольку, обучаясь в ВУЗах МВД России, обучаемый находится на полном государственном обеспечении. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в свою очередь, может быть обосновано с позиции нарушения конституционного права обучаемого на получение образования. Недаром в вузах осуществляются плановые мероприятия по повышению профессиональной пригодности преподавательского состава. [1, с. 684] Отдельный аспект рассматриваемой проблемы связан с реализацией принципа целесообразности в преподавательской деятельности. Так, злоупотребление должностными полномочиями с точки зрения субъективной стороны должно быть связано с корыстной или иной личной заинтересованностью, где под последней понимается стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как «карьеризм», «желание приукрасить действительное положение», «скрыть свою некомпетентность» и т. п. Соответственно, необъективное выставление положительных оценок может быть совершено из иной личной заинтересованности, и, при наличии иных признаков злоупотребления должностными полномочиями, оцениваться как преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Более того, такого рода деяния Верховный Суд России в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» рекомендует квалифицировать по совокупности со статьей 292 УК РФ «Служебный подлог».

И вот здесь, на мой взгляд, следует соотносить положения уголовного законодательства с реализацией принципа целесообразности в преподавательской деятельности. Дело в том, что выставление положительных (а, порой, и высоких оценок) может выступать своеобразным стимулированием обучающегося к повышению уровня своих знаний. Такая методика стимулирования должна оцениваться по правилам обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) и не влечь уголовной ответственности преподавателя.

Вопрос о гранях между преступным и непреступным поведением преподавателя может возникать и в процессе проведения занятий по учебным дисциплинам практической направленности: огневая, боевая и физическая, тактико-специальная подготовка. В частности, в процессе спортивных тренировочных занятий курсантам (слушателям) может причиняться вред здоровью различной степени тяжести. Вопрос о действиях самого причинителя физического вреда в процессе спортивных или тренировочных занятий — это самостоятельная уголовно-правовая проблема. Применительно к деятельности преподавателя речь может идти о халатности. В то же время, уголовная ответственность за халатность должностного лица, повлекшую причинение вреда здоровью человека, наступает в случаях причинения тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности (ч. 2 ст. 293 УК РФ).

С другой стороны, как соотносится халатность должностного лица, повлекшая причинение тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности, со смежной общей нормой — оказанием услуг (в нашем случае — образовательных), не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (обучаемых) (ст. 238 УК РФ). Дело в том, что для преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, наступления последствий в виде вреда здоровью не требуется.

Читать дальше  Список документов для получения внж в россии

Таковы, на мой взгляд, отдельные критерии определения граней между преступным и непреступным в преподавательской деятельности.

1. Бидова Б. Б. Для кого — взятка, для кого — оплата услуг? [Текст] / Б. Б. Бидова // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 683–685.

Если педагог привлечен к уголовной ответственности, трудовой договор с ним необходимо расторгнуть. При этом Госдума РФ рассматривает законопроект, смягчающий ограничения на занятие педагогической деятельностью. Однако и сейчас не всякая судимость повлечет за собой увольнение – разберемся в вопросе.

Общие ограничения

Перечислим категории лиц, которые не могут работать педагогами:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) признанные недееспособными;

4) имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715;

5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

  • против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • против общественной безопасности.

Не всякая судимость влечет запрет

Ведь такой запрет не учитывает вид и степень тяжести совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, формы вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, и т. д.

Иными словами, в отношении таких лиц работодатель должен учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

На это также указано в пункте 7 решения Конституционного суда РФ от 4 февраля 2014 г. «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года».

При этом перечень таких факторов Конституционный суд РФ не указал. Поэтому до тех пор, пока не будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ соответствующим законопроектом, работодатель самостоятельно должен решать вопрос о том, может ли он принять на работу педагога, имевшего судимость.

Можно предположить, что факторами, говорящими в пользу работника, могут быть отсутствие уголовного преследования за другие преступления, отсутствие дисциплинарных взысканий, положительные рекомендации с последнего места работы, другие позитивные качества и характеристики человека.

Если судебное дело закрыто

При этом уголовное дело должно быть прекращено по нереабилитирующему основанию.

Однако действующее законодательство не раскрывает понятий реабилитирующего и нереабилитирующего оснований освобождения от уголовного преследования.

Статьей 133 Уголовного процессуального кодекса РФ закреплен только перечень реабилитируемых лиц. К их числу относятся:

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части 1 статьи 24, пунктами 1 и 4-6 части 1 статьи 27 Уголовного процессуального кодекса РФ (отсутствие состава преступления, отсутствие заявления (если оно требуется для возбуждения дела), непричастность и др.);

4) осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Уголовного процессуального кодекса РФ;

5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, – в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении к физическому лицу данной меры.

Этим перечнем можно руководствоваться и в случае принятия на работу педагога, в отношении которого судебное дело было закрыто.

А вот при прекращении преследования по иным основаниям, например, если стороны примирились, претенденту должно быть отказано в приеме на работу, а в случае преследования во время работы – трудовой договор с таким педагогом должен быть расторгнут.

Важно запомнить

Из норм трудового законодательства следует, что наличие судимости у родственников педагога (его мужа или жены, детей, родителей) не устанавливает запрета на занятие педагогической деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector