Проверка минюстом некоммерческих организаций | Загранник

Проверка минюстом некоммерческих организаций

Проверка документов проводится за 3 предыдущих года. документы, запрашиваемые Министерством юстиции при документарной проверке:

информация о месте нахождения организации (фактический с юридическим должен совпадать);

решения органов управления (протоколы, распоряжения, приказы, справки);

документы, подтверждающие полномочия органов управления;

документы о структурных подразделениях, об организациях, которые входят в вашу организацию и об организациях, в которых вы являетесь членом. Информация предоставляется в простой письменной форме;

информация об учрежденных хозяйственных органах или юридических лицах – также в простой письменной форме;

финансовые планы и сметы – в произвольном виде;

документы, утверждающие добровольные взносы и их размеры;

перечень членов, если организация основана на членстве;

отчеты руководящих органов о проделанной работе (в саморегулируемых организациях);

информация о зарегистрированных средствах массовой информации (газеты, журналы, сайты) – в простой письменной форме;

сведения об источниках формирования имущества, об источниках финансирования – в произвольной форме, должно соответствовать бухгалтерскому учету;

учетная политика организации;

сведения об открытых расчетных счетах, включая валютные;

материалы, подтверждающие выполнение уставных целей;

регистр бухгалтерского учета (запрашивается не всегда, но часто);

бухгалтерскую и налоговую отчетность;

декларацию по НДС;

численный состав работников;

размер оплаты труда – в простом произвольном виде;

договора с волонтерами;

протоколы ревизионной комиссии либо отчеты ревизора;

аудиторские заключения (в случае проведения обязательного аудита);

Сведения о предпринимательской деятельности – в произвольной форме, есть и какая или отсутствует.

Контролирующий орган подает в суд заявление на ликвидацию некоммерческой организации, если деятельность организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации и рассматриваются в совокупности.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ МИНЮСТА

В силу действующего законодательства в отношении НКО Управление Минюста вправе не только проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, но и:

1) запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в различных органах государственной власти, а также иных органах государственного надзора и контроля;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях;

4) в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения НКО действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, а также принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Управления Минюста по контролю за деятельностью НКО, а также устанавливающими обязательные требования к осуществлению деятельности НКО, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля, являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон -ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон -ФЗ «О национально-культурной автономии»;

Федеральный закон -ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Федеральный закон -ФЗ «О политических партиях»;

Федеральный закон -ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

Федеральный закон -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 01.01.2001 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»;

постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 01.01.2001 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

приказ Минюста России «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказ Минюста России от 01.01.2001 N 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и др.

Предметом контроля за деятельностью НКО (предметом проверки), осуществляемой Управлением Минюста, является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

Читать дальше  Пенсионный возраст для женщин с тремя детьми

4) соблюдение религиозными организациями устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Проверки делятся на плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в ежегодный план, утверждаемый приказом Управления Минюста, и подлежащий согласованию с органами прокуратуры в установленном законом порядке и срок. Основанием для включения НКО в ежегодный план проверок является истечение 3 лет со дня:

– государственной регистрации НКО;

– окончания проведения последней плановой проверки НКО.

Плановые проверки НКО, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Утвержденный ежегодный план проверок НКО Ярославской области на предстоящий год также размещается до 31 декабря текущего календарного года на сайте Минюста России (http://minjust. ru) и Управления Минюста (http://to76.minjust. ru).

Плановые проверки проводятся:

в месте нахождения и (или) деятельности НКО (далее – выездные проверки);

без выезда на место нахождения и (или) деятельности НКО (далее – документарные проверки).

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Управление Минюста документах. В иных случаях проводятся документарные проверки.

В уведомлении о проведении проверки Управлением указывается срок представления НКО необходимых для проведения проверки документов в Управление Минюста, а также проверяемый период деятельности НКО, который не может превышать 3-х лет. В случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, руководитель НКО (иное уполномоченное им лицо) должен представить специалисту (председателю комиссии) письменное объяснение причин непредставления документов. Распоряжение Управления Минюста, направляемое одновременно с уведомлением о проверке предусматривает перечень необходимых для проверки документов.

Документы (копии, заверенные руководителем НКО) представляются лично представителем НКО (т. е. руководителем или иным уполномоченным им лицом) по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью).

Документы представляются в виде копий (заверенных руководителем НКО с оттиском ее печати). Передача всех запрашиваемых документов осуществляется только по акту приема-передачи.

Непредставление НКО запрашиваемых для проведения проверки документов в установленный уведомлением срок является основанием для составления должностным лицом Управления Минюста протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), которое может повлечь

предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 рублей) или статьей 19.4.1. КоАП (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, которое может повлечь

наложение административного штрафа на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей; действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 19.4.1. КоАП, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, которые могут повлечь

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;

повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1. КоАП, которое может по

влечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей).

Продолжительность проверки составляет не более 20 рабочих дней. По результатам проверки Управление Минюста составляет акт проверки, который вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю НКО под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя НКО, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки названный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

НКО, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с вынесенным предупреждением (представлением) об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление Минюста в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предупреждения (представления) об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом НКО вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Управление Минюста.

Читать дальше  Сколько времени дается на ответ на обращение

Необходимо отметить, что для проверки в обязательном порядке должен быть представлен журнал учета проверок НКО, который необходимо иметь каждому юридическому лицу. Типовая форма указанного журнала утверждена приказом Минэкономразвития РФ «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако многие НКО до сих пор не знают об обязанности его иметь и представлять при проведении любых проверок, которые проводятся органами государственного контроля и надзора.

В журнале учета проверок должностными лицами Управления Минюста осуществляется запись о проведенной проверке. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Выявление по результатам проверки нарушений, выразившихся в несоответствии деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и иных нарушений законодательства РФ, является основанием для принятия следующих мер правового реагирования Управлением Минюста:

    вынесение предупреждения (внесение представления); приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации; возбуждение дела об административном правонарушении; направление в суд заявления о ликвидации НКО; направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц; направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения НКО нормативных правовых актов РФ, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Управления Минюста.

Вынесение предупреждения (внесение представления) НКО является наиболее распространенной мерой правового реагирования со стороны Управления Минюста в случае нарушения ею действующего законодательства. Предупреждение (представление) направляется по адресу (месту нахождения) руководящего органа НКО и месту жительства ее руководителя заказным почтовым отправлением.

В предупреждении (представлении) в обязательном порядке указываются все нарушения действующего законодательства, допущенные НКО и послужившие основанием для его вынесения (внесения), и срок, в который надлежит устранить выявленные нарушения закона и представить в Управление Минюста соответствующие документы. При этом срок устранения нарушения не может составлять менее 1 месяца.

После получения документов об устранении нарушений, указанных в предписании (предупреждении, представлении), специалист Управления Минюста рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений (нарушения) возбуждает дело об административном правонарушении либо Управлением Минюста может быть принято одно из следующих решений:

о вынесении повторного предупреждения;

о подготовке документов для приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации или ликвидации некоммерческой организации;

о необходимости проведения внеплановой проверки;

о продлении сроков устранения нарушений в случае невозможности их своевременного устранения вследствие обстоятельств непреодолимой силы или поступления от некоммерческой организации информации о принятии конкретных мер по устранению нарушений, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.

В случае возбуждения дела об административном правонарушении НКО или ее должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.5. КоАП – невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, которое может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 тысяч рублей.

Вынесенное предупреждение НКО вправе обжаловать в суд или вышестоящий орган.

Министерством юстиции Российской Федерации утвержден План проверок некоммерческих организаций на 2019 год.

В Плане указаны дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки. Изменение даты начала и срока проведения проверок не допускается.

Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать двадцати дней. В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен не более чем на тридцать дней.

Руководитель некоммерческой организации информируется о продлении срока проверки в письменной форме, а также посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты, не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего распоряжения.

Плановая проверка может быть проведена не чаще одного раза в три года.

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

4) соблюдение религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель некоммерческой организации при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от Управления, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

Читать дальше  Оквэд экспедирование и транспортировка грузов

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав некоммерческой организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;

5) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Управлением в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

6) представлять по собственной инициативе документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В случае, если документы и (или) информация, представленные проверяемой некоммерческой организацией, не соответствуют документам и (или) информации, полученным Управлением в рамках межведомственного информационного взаимодействия, специалисты информируют об этом руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя некоммерческой организации с требованием представить необходимые пояснения в письменной форме.

Проверяемая некоммерческая организация, направляющая в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Проверяемой некоммерческой организации надлежит представлять в Управление к дате начала проверки документы, перечень которых указан в распоряжении о проведении проверки, по акту приема-передачи, подготовленному некоммерческой организацией.

В ходе рассмотрения представленных на проверку материалов может возникнуть необходимость запроса и изучения дополнительных документов.

Копии документов должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью проверяемой некоммерческой организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) по воспрепятствованию законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В отношении некоммерческих организаций могут проводиться и внеплановые проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;
  • поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;
  • поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении НКО деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:

  • в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (выездные проверки);
  • без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (документарные проверки).

Выездные проверки могут проводиться в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах. В иных случаях проверки проводятся в форме документарных проверок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector