Розыск ребенка в исполнительном производстве | Загранник

Розыск ребенка в исполнительном производстве

1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее – розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее – судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети "Интернет", в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

Читать дальше  Ростелеком не пользуюсь интернетом пришел долг

13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса центрального органа о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

Розыск должника, имущества должника или розыск ребенка

К составляющим содержание стадии подготовки к принудительному исполнению относятся действия, направленные на установление местонахождения должника, его имущества, розыск ребенка.

Закон об исполнительном производстве относит указанные розыскные действия к числу исполнительных действий (п. 10 ч. 1 ст. 64). По своему же предназначению они носят подготовительный характер, так как предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов.

Основаниями для объявления розыска служит отсутствие сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка.

Исходя из части 1 ст. 65 Закона об исполнительном производстве, объявление розыска возможно по исполнительным документам, содержащим следующие требования:

  • о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца;
  • об отобрании ребенка.

В этих случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника. Данное постановление подлежит утверждению старшим судебным приставом.

Требования к содержанию постановления судебного пристава- исполнителя содержатся в части 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (ч. 4 ст. 14, ст. 121—128 Закона об исполнительном производстве).

Местом объявления розыска является место исполнения исполнительного документа, т.е. последнее известное место жительства или место пребывания должника, местонахождения имущества должника либо место жительства взыскателя.

Действия по розыску могут совершать судебные приставы- исполнители самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел.

При этом розыск должника-организации, имущества должника- организации и имущества должника-гражданина осуществляется Федеральной службой судебных приставов по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Розыск же должника-гражданина и розыск ребенка осуществляются органами внутренних дел. Вместе с тем отметим, что указанные исполнительные действия органы внутренних дел не могут совершать по собственной инициативе. Для их осуществления необходимо, чтобы судебный пристав-исполнитель вынес постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.

Представляется, что изложение статьи 65 Закона об исполнительном производстве является не вполне удачным. Из буквального и системного толкования частей 1 и 4 указанной статьи следует, что, с одной стороны, судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению взыскателя вынести постановление о розыске (ч. 1), однако, с другой стороны, сам розыск (розыскные мероприятия) осуществляются службой судебных приставов только по заявлению взыскателя (ч. 4).

Получается ситуация, при которой судебный пристав-исполнитель, вынося, допустим, по своей инициативе постановление о розыске должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина, тем не менее, собственно розыск вправе будет осуществлять только при условии подачи соответствующего заявления взыскателем. Безусловно, такое положение дел выглядит неоправданным и позволяет нам говорить, вероятнее всего, о несовершенстве юридической техники при изложении статьи нормативного правового акта.

Более того, закон так и не возложил прямой обязанности по осуществлению розыска ни на судебных приставов-исполнителей, ни на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, приводя лишь общую формулировку о том, что розыск осуществляется Федеральной службой судебных приставов (ч. 4 ст. 65 Закона об исполнительном производстве). В свою очередь, Закон о судебных приставах в статьях 11,12 также не возлагает обязанности по осуществлению розыска на судебных приставов, указывая лишь на то, что судебный пристав-исполнитель имеет право объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

При таких обстоятельствах налицо неопределенность законодателя в вопросе о том, какие категории государственных гражданских служащих в Федеральной службе судебных приставов должны осуществлять розыск должника-организации, имущества должника- организации и имущества должника-гражданина.

Справедливости ради подчеркнем, что регламентация данных вопросов в настоящее время все-таки существует, однако лишь на подзаконном уровне. Так, приказом Минюста России от 21 сентября 2007 г. № 192 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника- организации и имущества должника (гражданина или организации) (далее — Административный регламент).

Согласно данному документу организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) осуществляют: в центральном аппарате ФССП России — отдел организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников; в территориальном органе ФССП России — самостоятельный отдел (группа в составе отдела) аппарата управления территориального органа ФССП России, на который возложены функции по организации работы розыска должников и их имущества.

Непосредственное осуществление функций по розыску должника- организации и имущества должника (гражданина или организации) возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России, наделенных приказом (распоряжением) за подписью руководителя территориального органа ФССП России полномочиями по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации). Указанные государственные служащие службы именуются судебными приставами-исполнителями по розыску.

В целом исполнение государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) включает в себя следующие административные процедуры:

  1. организация розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  2. обеспечение расходов по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  3. ведение розыскного дела;
  4. выполнение мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  5. осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
  6. порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) должностными лицами в ходе исполнения государственной функции организации розыска должника- организации и имущества должника (гражданина или организации).
Читать дальше  Правила пдд переход через пешеходный переход

На основании постановления судебного пристава-исполнителя о розыске судебный пристав-исполнитель по розыску выносит постановление о заведении розыскного дела. Копии постановления о заведении розыскного дела не позднее следующего дня после его вынесения направляются судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, и взыскателю.

Розыскное дело должно быть заведено не позднее следующего дня после вынесения постановления о заведении розыскного дела и должно включать в себя:

  1. опись находящихся в розыскном деле документов;
  2. копию постановления о розыске;
  3. постановление о заведении розыскного дела;
  4. копию исполнительного документа;
  5. ряд иных документов, предусмотренных в Административном регламенте.

Розыскное дело имеет пометку «Для служебного пользования», так как в нем собраны документы, содержащие информацию ограниченного распространения, в частности сведения о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации).

Право знакомиться с материалами розыскного дела имеют

  1. руководитель территориального органа ФССП России;
  2. его заместитель, курирующий данное направление деятельности;
  3. старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России, в котором заведено розыскное дело;
  4. иные лица, осуществляющие на основании соответствующего организационно-распорядительного документа проверку деятельности структурного подразделения по направлению розыска.

Взыскателю, судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство, предоставляется справка о результатах розыска не позднее следующего дня после поступления соответствующего запроса судебного пристава-исполнителя, у которого на исполнении находится исполнительное производство, либо письменного заявления взыскателя.

Прекращенное розыскное дело сдается в архив в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству ФССП России, утвержденной и введенной в действие приказом ФССП России от 27 декабря 2006 г. № 179.

Срок хранения прекращенных розыскных дел составляет 5 лет. Контроль за ведением учета розыскных дел в структурном подразделении территориального органа ФССП России возлагается на старшего судебного пристава.

Основанием для проведения розыскных мероприятий является утвержденное старшим судебным приставом постановление судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство, о розыске.

Что касается непосредственных розыскных действий, то предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель по розыску в течение трех дней после получения копии постановления о розыске, вынесенного судебным приставом-исполнителем, на исполнении у которого находится исполнительное производство: 1) выносит постановление о заведении розыскного дела; 2) разрабатывает при возможном участии взыскателя план проведения розыскных мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации); 3) регистрирует розыскное дело в журнале учета розыскных дел; 4) заполняет информационную карту ИК-1 для занесения в базу данных информации о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации).

При этом судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника- организации и имущества должника (гражданина или организации) проводит следующие основные действия:

  1. на основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника;
  2. проверяет поступившую информацию о должнике-организации и имуществе должника путем опроса граждан при выходе в предполагаемые места нахождения должника-организации и имущества должника;
  3. направляет в трехдневный срок с момента поступления информации о местонахождении должника-организации и имущества должника сведения о должнике-организации и имуществе должника (ориентировку) в другие структурные подразделения территориального органа ФССП России, в котором возбуждено исполнительное производство, если имеются основания предполагать, что разыскиваемые должник-организация либо имущество должника (гражданина или организации) находятся на подведомственной этим подразделениям территории;
  4. предпринимает иные действия, необходимые для проведения розыска.

Отметим, что розыск должника-организации и имущества должника прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом.

Данное постановление выносится в случаях:

  1. установления места нахождения должника-организации;
  2. установления места нахождения имущества должника (гражданина или организации) (полностью или частично), его описи и ареста;
  3. выполнения всех мероприятий по розыску, предусмотренных планом розыскных мероприятий;
  4. истечения срока проведения розыскных мероприятий;
  5. воспрепятствования осуществлению розыскных мероприятий со стороны взыскателя;
  6. окончания исполнительного производства.

По результатам проведения розыскных мероприятий судебный пристав-исполнитель по розыску составляет справку, утверждаемую старшим судебным приставом, копии которой вместе с копиями постановления о прекращении розыскного дела направляются взыскателю и судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство.

Административный регламент устанавливает, что срок проведения розыскных действий не может превышать двух месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела. Указанный срок может быть продлен на два месяца в случаях: 1) необходимости проведения дополнительных розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным Административным регламентом; 2) если розыскные мероприятия, предусмотренные планом, не могут быть выполнены в установленный срок по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя по розыску. С учетом статьи 14 Закона об исполнительном производстве по данному поводу должно быть вынесено соответствующее постановление.

Закон об исполнительном производстве расходы по розыску должника, его имущества и розыску ребенка относит к расходам по совершению исполнительных действий.

Расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск, а расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника- гражданина — на основании расчета, производимого территориальным органом ФССП России.

Дата публикации: 15.04.2017 2017-04-15

Статья просмотрена: 2097 раз

Библиографическое описание:

Деминова В. Ю. Особенности исполнительного розыска ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 237-240. — URL https://moluch.ru/archive/149/42063/ (дата обращения: 02.09.2019).

Розыск ребенка — лишь одно из направлений деятельности судебного пристава-исполнителя. От того, насколько качественно будет произведена данная деятельность, будет зависеть в целом реальное восстановление нарушенных прав ребенка, предусмотренные СК РФ, в частности права ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на общение с родителями и иными родственниками, право ребенка выражать свое мнение (ст. 54,55) [1]. Согласно ведомственной статистической отчетности по всей стране за 2016 год в ведении ФССП находилось 55 исполнительных производств по делам о розыске ребенка, в 2015 году — 56 [2]; из них прекращено фактическим исполнением в 2016 году — 52, в 2015–53.

Заметим, что ранее всякая деятельность по розыску детей (в том числе в рамках гражданского процесса) относилась к ведению МВД, затем ее часть была передана ФССП. В тоже время розыск детей, пропавших без вести либо при обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о криминальном характере их исчезновения остался в компетенции МВД России, и регламентируется Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3].

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» [4] (далее — ФЗ № 229) предусматривает исполнительный розыск ребенка в случае, если совершенные судебным приставом-исполнителем действия, предусмотренные законом, не привели к установлению местонахождения ребенка (ст.65).

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 статьи 65 ФЗ № 229 под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные данной статьей, исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Анализ названной статьи позволяет выделить два основных этапа всякого исполнительного розыска (в том числе розыска ребенка): 1) подготовка судебного пристава-исполнителя к совершению исполнительно-розыскных действий (организация); 2) совершение судебным приставом-исполнителем исполнительно-розыскных действий (производство розыска).

Для объявления исполнительного розыска необходима совокупность следующих фактов: возбуждение исполнительного производства; совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на установление местонахождения ребенка в срок, предусмотренный ст. 36 ФЗ № 229; безрезультатность принудительных действий (ст. 64 ФЗ № 229).

В целях наиболее детальной регламентации исполнительного розыска, в том числе розыска ребенка, Министерством юстиции были приняты «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов (утв. ФССП России 17.04.2014)» [5] (далее — Методические рекомендации). Данный акт описывает процедуру розыска и предшествующие ему действия судебного пристава-исполнителя, когда как Закон содержательную часть деятельности по розыску ребенка не регламентирует.

Читать дальше  Отказ в возбуждении уголовного дела прокурором

Согласно ст. 65 ФЗ № 229, п. 2.1.2. Методических рекомендаций исполнительный розыск объявляется по своей инициативе судебным приставом-исполнителем либо же объявляется по заявлению взыскателя по исполнительному документу, который содержит одно из следующих требований: 1) об отобрании ребенка; 2) о передаче ребенка; 3) о порядке общения с ребенком; 4) о возвращении ребенка незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации; 5) об осуществлении в отношении ребенка незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации на основании запроса центрального органа судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного или удерживаемого в Российской Федерации. Центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей [6] (далее — Конвенция 1980 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1097, определено Министерство образования и науки Российской Федерации [7]. Таким образом, в распоряжении судебных приставов-исполнителей имеется закрытый, не подлежащий расширению перечень предпосылок для возбуждения исполнительного розыска ребенка.

Согласно Конвенции 1980 г. действия родителя будут рассматриваться как международное похищение при наличии следующих условий: 1) ребенок постоянно проживал в России (или другой стране — участнице Конвенции); при этом гражданство ребенка и родителей не имеет значения и не учитывается при вынесении решения о возвращении (ст. 4); 2) ребенок перемещен или удерживается за границей с нарушением прав опеки, причем эти права эффективно осуществлялись до его перемещения (ст. 3); 3) ребенок не достиг 16-летнего возраста (ст. 4). При этом термин «похищение», употребляемый в Конвенции, нельзя толковать буквально. Конвенция 1980г. распространяется на случаи, когда целью перемещения или удержания ребенка является желание осуществлять в отношении его право, связанное с заботой о личности ребенка, включая право определять место его жительства или право взять ребенка на ограниченный период времени в место иное, чем место его постоянного проживания.

Исполнительный розыск ребенка объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания ребенка. Основанием для осуществления такого розыска является объявление розыска на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств. В последнем случае учитывается наличие международного договора между Российской Федерацией и государством, на территории которого запрашивается правовая помощь (например, договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (подписан в г.Пекине 19.06.1992)), а также факт того, предусматривается ли данным договором оказание соответствующей правовой помощи. Непосредственно объявление розыска ребенка производится на основании соответствующего заявления взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство, при наличии оснований, указанных в ч. 3, 4, 5 статьи 65 ФЗ № 229.

Возбуждение исполнительного производства по розыску ребенка оформляется постановлением, которое выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

Начало исполнительного розыска ребенка, обусловленное вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о розыске, утверждается старшим судебным приставом либо его заместителем. Далее утвержденное постановление о розыске с приложением копии исполнительного документа, копии постановления о возбуждении исполнительного производства, копии заявления взыскателя об объявлении розыска (при необходимости такового), справки о проведенных процессуальных действиях по установлению местонахождения должника, его имущества или ребенка — направляется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

Второй этап проведения исполнительного розыска, выявленный при анализе ст. 65 ФЗ № 299 — производство розыска — включает в себя совокупность исполнительно-розыскных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в рамках производства розыска, в целях отыскания ребенка.

Пункт 10 ст. 65 ФЗ № 299, п. 3.4. Методических рекомендаций содержит положение, согласно которому при производстве исполнительного розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск ребенка, совершает следующие исполнительно-розыскное действия: запрашивает из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывает необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверяет документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществляет отождествление личности, опрашивает граждан, наводит справки, изучает документы, осматривает имущество, обследует помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Весьма важно отметить, что производство розыска ограничено перечисленными в п. 10 ст. 65 ФЗ № 229 исполнительно-розыскными действиями. При этом розыску детей, осуществляемому в рамках исполнительного производства, способствует привлечение частного сыска, что не запрещено ст. 65 ФЗ № 229. Напротив, согласно п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности» [8] поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, может осуществляться на договорной основе с взыскателем.

Основным документом, который ведется в ходе исполнительного розыска, является розыскное дело. Кроме вышеуказанных документов, розыскное дело обязательно включает в себя План розыскных мероприятий, состоящий из конкретных исполнительных и исполнительно-розыскных действий, с указанием конкретных сроков исполнения. Данный План утверждается старшим судебным приставом территориального ПССП. В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ № 229 судебный пристав-исполнитель осуществляет розыскное мероприятие, по общему правилу, в нерабочие дни с 22 часов до 6 часов. Поэтому при планировании розыскных мероприятий необходимо учитывать данное требование Закона.

В процессе осуществления розыска ребенка судебный пристав-исполнитель распространяет биометрические данные ребенка в территориальных ПССП, в зданиях судов, местах массового скопления людей, в средствах массовой информации, а также на официальном сайте ФССП России в разделе «розыск».

Обнаружение разыскиваемого ребенка является основанием для прекращения розыскного дела. Далее незамедлительно выносится постановление о прекращении розыскного дела, которым фактически заканчивается исполнительный розыск. О прекращении исполнительного розыска уведомляются взыскатель и судебный пристав-исполнитель, на исполнении которого находится исполнительное производство.

Пункт 3.14 Методических рекомендаций содержит положения о прекращении розыскного дела. В частности, указывается, что по факту обнаружения разыскиваемого ребенка пристав-исполнитель сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя.

Несомненно, при совершении исполнительно-розыскных действий судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Также в ходе исполнительного розыска судебному приставу запрещается разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну [9]. При осуществлении исполнительного розыска, в частности, при решении вопроса о передаче ребенка, необходимо учитывать положения ст.57 СК РФ «Право ребенка выражать свое мнение».

Обращая внимание на формулировки норм об исполнительном розыске ребенка ФЗ № 229, в заключение мы не могли не заметить, что норма ст. 65 не должна содержать указание на розыск ребенка наряду с розыском имущества должника. В последнем случае речь идет о защите имущественного права лица, тогда как исполнительным розыском обеспечивается защита личных прав и интересов несовершеннолетних и иных членов семьи.

Таким образом, действующее законодательство наделило Федеральную службу судебных приставов РФ действенным механизмом исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, а именно возможностью организации и производства эффективного исполнительного розыска, о чем свидетельствуют данные ведомственной статистической отчетности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector