Содержание
Критерии установления инвалидности
При освидетельствовании граждан на предмет установления инвалидности ограничение жизнедеятельности понимается, как отклонение деятельности человека от нормы вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
Надо отметить, что в критериях установления инвалидности большую роль играют не только сами ограничения жизнедеятельности, но и их степень — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
Инвалидность складывается из трех компонентов:
— наличие болезни, вызвавшее нарушение функций организма;
— наличие стойкого ограничения функций организма и ограничений жизнедеятельности;
— наличие социальной недостаточности и потребность в социальной помощи.
При определении состояния инвалидности используется следующая классификация нарушений основных функций организма человека:
1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
3. Нарушения статодинамической функции.
4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений по степени выраженности:
1 степень — незначительные нарушения функций;
2 степень — умеренные нарушения функций;
3 степень — выраженные нарушения функций;
4 степень — значительно выраженные нарушения функций.
К основным категориям жизнедеятельности отнесены:
1. Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены.
2. Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
3. Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
5. Способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве.
6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
7. Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально — правовых норм.
Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности
Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности выглядит следующим образом:
Ограничение самообслуживания:
1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
Ограничение способности к обучению:
1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3 степень — неспособность к обучению.
Ограничение способности к трудовой деятельности:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к трудовой деятельности.
Ограничение способности к ориентации:
1 степень — способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация).
Ограничение способности к общению:
1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к общению.
Ограничение способности контролировать свое поведение:
1 степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение.
Группы инвалидности – это классификация по признакам степени выраженности нарушения функции организма и степени ограничений жизнедеятельности.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". (Рис. 1)
Группы инвалидности – Рис. 1
Степень стойкого нарушения функции организма является отправной точкой для установления группы инвалидности. (Рис. 2)
Группы инвалидности – Рис. 2
Вышеназванная взаимосвязь исходя из законов логики очевидна: чем больше нарушения здоровья, тем выше ограничения жизнедеятельности и необходимость в их замещении и компенсации мерами социальной защиты (Рис.3)
Группы инвалидности – Рис. 3
Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
Группы инвалидности – Рис. 4
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Классификации степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека
Группы инвалидности – Рис. 5. Минимальной степени выраженности ограничений жизнедеятельности соответствует 1 степень, максимальной 3 степень.
Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.
Классификация степеней ограничения способности к самообслуживанию
Группы инвалидности – Рис. 6. Классификация ограничения способности к самообслуживанию
Способность к самостоятельному передвижению– способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.
Классификация степеней ограничения способности к самостоятельному передвижению
Группы инвалидности – Рис. 7. Классификация ограничения способности к самостоятельному передвижению
Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.
Классификация степеней ограничения способности к ориентации
Группы инвалидности – Рис. 8. Классификация ограничения способности к ориентации
Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
Классификация степеней ограничения способности к ориентации
Группы инвалидности – Рис. 9. Классификация ограничения способности к общению
Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.
Классификация степеней ограничения способности контролировать свое поведение
Группы инвалидности – Рис. 10. Классификация ограничения способности контролировать свое поведение
Способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
Классификация степеней ограничения способности к обучению
Группы инвалидности – Рис. 11. Классификация ограничения способности к обучению
Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.
Классификация степеней ограничения способности к трудовой деятельности
Группы инвалидности – Рис. 12. Классификация ограничения способности к трудовой деятельности
Группа инвалидности | 1 | 2 | 3 | Ребенок– инвалид |
---|---|---|---|---|
Степень расстройства функций организма | Стойкое, значительно выраженное (4 степень) |
Стойкое выраженное (3 степень) |
Стойкое, умеренно выраженное (2 степень) |
Не менее стойкого, умеренно выраженного (2 степень) |
Условия по количеству ограничений жизнедеятель- ности |
Наличие не менее одного ограничения | Наличие не менее одного ограничения | Наличие не менее двух ограничений, или ограничения способности к труду 1 степени | Наличие не менее одного ограничения |
Общие сроки установления групп инвалидности
Группы инвалидности – Рис. 14. Общие сроки установления инвалидности Специальные сроки установления групп инвалидностиСпециальные сроки установления группы инвалидности без срока переосвидетельствования: категория ребенок–инвалид /возраст до 18 лет/; взрослые с 18 лет устанавливаются при наличии соответствующих условий (рис.15-16). Группы инвалидности – Рис. 15
Нормативная правовая база и основные понятияВ течение последних 10 лет изменилась нормативная правовая база, которая служит основанием для построения системы социальной защиты населения РФ. Если экспертиза временной нетрудоспособности является первой составляющей медицинской экспертизы, то в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» медико-социальная экспертиза является второй составляющей медицинской экспертизы и «устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан; определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан». Порядок проведения МСЭ определяется следующими нормативными правовыми актами: Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» и «Примерным положением об учреждениях государственной службы МСЭ», а также Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Минздрава РФ от 29.01.97 №1/30 «Об утверждении классификации и временных критериев, используемых при осуществлении меди ко-социальной экспертизы». С перечисленными документами должны быть хорошо знакомы не только врачи бюро МСЭ, но и врачи ЛПУ, так как именно они оказывают пациентам медицинскую помощь и одновременно вынуждены решать вопрос о необходимости их социальной защиты. Критерии направления больных на медико-социальную экспертизуВ настоящее время в значительной степени изменились подходы к определению больным той или иной группы инвалидности. До вступления в силу названных документов при решении вопроса об установлении группы инвалидности врачи «ВТЭК» руководствовались одним критерием — «возможностью выполнения больным работы по своей основной профессии». В настоящее время следует подходить к оценке состояния трудоспособности больного дифференцированно. Для работающих по-прежнему основным критерием является возможность продолжения своей профессиональной деятельности. Для неработающих, особенно пенсионного возраста, в основу экспертного решения будут положены принципиально новые критерии — критерии ограничения жизнедеятельности. Ограничение жизнедеятельности — это отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Классификация нарушений функций организма по степени выраженностиПрежде чем оценивать степени ограничения жизнедеятельности, необходимо уточнить, какие функции организма нарушены и в какой степени. Решение этого вопроса проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и МЗ РФ от 29.01.97 № 1/30 «Об утверждении классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», в котором предусмотрены 4 степени выраженности нарушений функций организма. При этом учитываются нарушения следующих основных функций человека: — нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); — нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания); — нарушения стато-динамической функции; — нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции. Нарушение здоровья, проявляющееся расстройством функции важнейших жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения и т.д.) приводит к ограничению жизнедеятельности разной степени выраженности, к социальной недостаточности больного и нуждаемости его в социальной защите. Классификация ограничения жизнедеятельности по степени выраженностиПрежде чем решить вопрос, приводят ли имеющиеся у больного нарушения функций к необходимость определения группы инвалидности, следует уточнить имеющую у него степень обнаруживаемого ограничения жизнедеятельности в момент освидетельствования . В соответствии с изложенным в предыдущем подразделе Постановления Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ в экспертной практике пользуются классификацией ограничения жизнедеятельности по степени выраженности: 1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств; 2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; 3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц. 2. Ограничение способности к самостоятельному пе редвижению: 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, подробности выполнения и сокращении расстояний; 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц; 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц. 3. Ограничение способности к обучению 1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала); 2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях; 3 степень — неспособность к обучению. 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии; 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; 3 степень — неспособность к выполнению трудовой деятельности. 5. Ограничение способности к ориентации: 1 степень — способность к ориентации с использованием вспомогательных средств; 2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц; 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация). 6. Ограничение способности к общению: 1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации; 2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц; 3 степень — неспособность к общению. 7 .Ограничение способности контролировать свое поведение: 1 степень — частичное снижение способности контролировать свое поведение; 2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц; 3 степень — неспособность контролировать свое поведение. Критерии определения групп инвалидностиС учетом выявленных функциональных нарушений, ограничений жизнедеятельности разработаны и используются в практике следующие критерии определения групп инвалидности. Первая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, требующая социальной зашиты или вследствие нарушения здоровья со стойкими, значительно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными последствиями ЧМТ и приводящие к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: — способность к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц); — способность к передвижению 3 степени (неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц); — способность к ориентации 3 степени (неспособность к ориентации — дезориентация); — способность к общению 3 степени (неспособность к общению); — неспособность контролировать свое поведение 3 степени (неспособность контролировать свое поведение). Вторая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения функции здоровья, обусловленная ЧМТ и приводящая к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: — способность к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц); — способность к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц); — способность к трудовой деятельности третьей, второй степени (неспособность к трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц); — способность к обучению третьей, второй степени (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях); — способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощи других лиц); — способность к общению второй степени (способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц. Ограничение способности к обучению 2 и 3 степени может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению 2—3 степени может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности. Третья группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным расстройством функции организма, обусловленным последствиями ЧМТ, приводящим к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий или их сочетанию: — способность к самообслуживанию первой степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств); — способность к передвижению первой степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояний); — способность к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала)); — способность к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии); — способность к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств); — способность к общению первой степени (способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации). Ограничение способности к общению 1 степени и способности к обучению 1 степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности. Для более свободного оперирования понятиями ограничения жизнедеятельности и использования их при определении групп инвалидности предлагаем пользоваться таблицей, разработанной методическим отделом главного бюро МСЭ г.Москвы. А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов “> No related posts. Добавить комментарий Отменить ответAdblock detector
|