Статья 49 грк рф разрешение на строительство | Загранник

Статья 49 грк рф разрешение на строительство

Статья 49 Градостроительного кодекса РФ закрепляет условия и нюансы выдачи экспертного решения в отношении строящегося объекта, которое необходимо на первоначальных этапах строительства и реконструкции объектов. Здесь можно найти ответы на вопросы о том, какое заключение должно выдаваться после проверки проектной документации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации является основополагающим законотворческим актом в вопросах возведения жилищных комплексов, сооружения объектов инфраструктуры и во множестве других градообразующих аспектов.

Безусловно, такая сфера деятельности не может носить бесконтрольный характер, поскольку несоблюдение ГОСТов, СНиПов, прочих норм и правил в строительстве может угрожать жизни и здоровью граждан.

Государство не имеет монополии на проведение комплекса работ по выдаче заключений по проектам строительства или инженерных изысканий. П.1 рассматриваемой статьи предусматривает возможность обращения в частные экспертные организации, которые должны иметь соответствующее разрешение (аккредитацию).

Однако, здесь же указаны случаи, в которых коммерческие организации являются некомпетентными, соответственно, провести экспертизу дозволено специально образованным государственным структурам.

П.2 предусмотрены ситуации, при которых нет необходимости привлекать эксперта:

Наименование объекта Характеристика Исключения
частное домовладение (ИЖС) – дом не может примыкать к другим сооружениям;

– этажность не превышает трех;

– проживающие лица должны иметь родственные связи (семья)

отсутствуют жилой малоквартирный дом – может состоять из нескольких блочных участков (не более 10);

– по этажности сохраняется тот же критерий;

– проживать в блочном участке должна одна семья;

– проемы между блоками исключаются;

– наличие выхода на земли общего пользования (возможно, одного для всех семей)

если для целей возведения и ремонта выделяются деньги из бюджета, экспертиза обязательна многоквартирный дом, блок-секционный – допустимо для строительства использовать не более 4 блок-секций;

– этажность такая же, как и в двух предыдущих случаях;

– обязательно оборудуется подъезд и придомовые территории;

– выход для всех жителей секции один – через подъезд;

– блок-секция может включать в себя несколько квартир

места непригодные для жительства или ведения любого рода деятельности – эти строения должны быть капитальными;

– допустимо строить 2-х этажные помещения;

– не дозволительно, чтоб такие объекты примыкали к другим строениям;

– общая площадь застройки не может превышать полутора тысяч квадратных метров;

– проживать или заниматься производством в таких помещениях запрещено

опасные, уникальные или технически сложные объекты, предусмотренные в ст. 48.1 ГрК РФ строения, отвечающие производственным целям – обязательно быть капитальными;

– площадь застройки также не должна заходить за рамки полутора тысяч квадратных метров;

– установление границ санитарных зон по линии Роспотребнадзора не требуется или, если необходимо, то не заходит за пределы границ земельного надела, на котором возведено здание

скважины, разрабатываемые буровым путем наличие проекта разработки месторождений или иного основания по использованию участков недр когда согласования (технического проект) не было, то в принципе невозможно производить такие действия

Единое исключение может затронуть абсолютно все вышеописанные объекты, если они возводятся или реконструируются в границах залегания магистральных труб с сырьем. У каждого подобного трубопроводного транспорта существует своя охранная зона, нарушать которую нельзя.

В 2016 году были внесены изменения в законодательство, согласно которым повторная экспертиза исключается, если первоначальное обследование проектной документации провели до сентября 2016 года (Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 368-ФЗ). В соответствии с действующей редакцией последующие реконструкции осуществляются без согласительных процедур.

В п. 3 и 3.1 рассматриваются варианты, исключающие привлечение эксперта. Так, в этом вопросе играет основную роль наличие разрешения на строительство. Когда для его получения нет законных оснований, то и дальнейшие проверки исключены. По этой же схеме исключены любые проверки инженерных изысканий. Это же правило касается проектной документации (или ее части), которая была усовершенствована после получения разрешительного заключения.

Исключением из общего правила представляются объекты первоначального строительства дорожного полотна для пользования общественными массами.

Отмечается, что сведения об инженерных изысканиях могут быть посланы на экспертизу в любое время, но не позже подачи для тех же целей проектной документации.

Описанные выше объекты, документацию по которым нет необходимости направлять на вынесение экспертного мнения, должны быть приняты экспертным бюро, если субъекты изъявили желание для соответствующих манипуляций.

Пунктом 3.4 называются объекты, документы по которым подлежат проверке в государственной инстанции. Обязательное условие – финансирование из бюджетов различных уровней. К таким зонам возведения и ремонта относят:

  • автомобильные дороги, которыми пользуется население;
  • здания или иные сооружения, внесенные региональным или местным законом в особый реестр (для них делается оговорка: цель такого «омоложения здания» – сохранение целостности при одновременном затрагивании несущих конструкций или иных характеристик, влияющих на безопасность строения);
  • инженерные изменения для вышеописанных объектов;
  • все постройки, размещенные в зоне особой территории;
  • сооружения, призванные осуществлять размещение или обезвреживание отходов всех классов опасности.

Если после того как заключение эксперта получено, были произведены изменения такой документации, то необходимо предоставить переработанный материал обратно. Именно организация, первоначально оценившая возможность производства строительства и реконструкции, должна выдать положительную оценку этих доработок документации. Следует обратить внимание, что совместно с повторным рассмотрением документов производится оценка стоимости сметы на проведение работ (размер затрат на реализацию строительных работ остался на прежнем уровне).

Если на рассмотрение была отправлена только модернизированная часть проектной документации, то Градостроительным кодексом предусматривается определенный срок на ее рассмотрение и вынесение решения о прохождении экспертизы или нет. В течение одного усредненного календарного месяца (30 дней) оценка должна быть осуществлена, а заключение выдано заявителю.

Исключением из этого правила является показатель увеличения сметы работ после внесения существенных условий в какую-либо часть проектной документации (п.3.5). Подобное заключение может быть выдано после дополнительной оплаты за оценку совокупности факторов, повлекших укрупнение бюджета строительства. Это касается практически любой застройки или ремонта и не привязывается к зоне исключительного ведения экспертизы уполномоченным органом.

С середины 2016 года ст.49 ГрК дополнена п. 3.7, который утвердил, что формы экспертного отзыва на первоначальную документацию и на ее модернизированную часть, повлекшую увеличение сметы, являются различным.

В п. 4 отмечается, что для государственной экспертизы привлекаются только органы государственной власти – на общегосударственном уровне и в конкретном субъекте РФ. Эти полномочия могут быть делегированы подшефным бюджетным и автономным учреждениям. Для особых объектов передача соответствующих прав производится организацией, которая отвечает за:

  • атомную энергетику;
  • ядерное вооружение (в том числе с пометкой «энергетическая установка», используемая для военного назначения).

Пунктом 4.1. предусмотрено, что для указанных ниже объектов возможно издание иных нормотворческих актов, которые регулируют проведение государственной экспертизы, а именно строительство и реконструкцию в пределах:

  • территории двух регионов РФ;
  • особой экономические зоны;
  • континентального шельфа;
  • представительств России за рубежом (посольств и дипломатических миссий);
  • внутренних морских вод;
  • территориального моря.

Эти же правила распространяются на:

  • дорожное полотно для общего пользования;
  • военные строения, которые находятся под грифом «секретно»;
  • музеи, библиотеки, здания из старого фонда, которые внесены в реестр охраняемых;
  • усложненные объекты (уникальностью и технической составляющей);
  • места, где производятся захоронения или обезвреживание отходов различной степени опасности.

С 2019 года этот список расширен оценкой проекта застройки или ремонта на объектах 1 категории при классификации норм, затрагивающих окружающую среду.

П. 4.2. указывает территориальную принадлежность государственной формы оценки предъявленной документации. Так, не допускается направлять бумаги в учреждение, которое расположено вне территориального расположения земельного участка.

П.4.3 предусмотрено, что частные юридические лица могут производить оценку документации при условии прохождения лицензирования деятельности, а учреждение их должно отвечать порядку, определенному статьей 50 ГрК РФ.

Следующий пункт устанавливает запрет на участие в разработке документации, предусматривающей осуществление строительства на особых территориях, теми учреждениями, которые осуществляют разработку, изготовление или утилизацию ядерного оружия. Всё, что связано с инженерным делом, для них также находится под запретом.

П. 4.5. предусматривает критерии, которые позволяют лишить разрешения на выражение экспертного мнения. Частные юридические лица не имеют права разрабатывать проекты или обследовать инженерные сети и одновременно проверять их на соответствие ГОСТ, СНиП, СН и прочие.

П. 4.6. дозволяет осуществлять все манипуляции для создания экспертного заключения физическим лицам, которые получают квалификационный аттестат в соответствующей сфере деятельности. Статьей 49.1 ГрК предусматривается порядок выдачи таких разрешений гражданам.

С 2011 года и в статью 49 ГрК внесены условия по пресечению взаимодействия аффилированных лиц (тех, у кого присутствует личная заинтересованность в продвижении проекта). В п. 4.7. указаны все доступные степени родства, которые не могут фигурировать в составлении документации или подписывать бумаги по изысканиям. Сюда относятся родственники 1 и 2 степеней родства, в том числе супруги. Недопустимо осуществлять оценку экспертом и выдавать соответствующий отзыв в отношении проекта, который был составлен родственниками, не говоря уже о собственном исполнении документации экспертом. Благодаря внесению такой нормы стало невозможно готовить фиктивные или несоответствующие действительности проекты.

Пунктом 4.8. предусмотрено, что проектная документация по возведению ядерных сооружений или их частей должна быть проверена только в рамках государственной экспертизы компанией Росатом. К оценке соответствующих сведений допускаются частные лица, фирмы или учреждения органов региональных властей.

В пункте 5 обозначаются сферы проверки. Для положительной оценки необходимо найти соответствия с:

  • техрегламентами;
  • СанПиН;
  • экологическими требованиям;
  • противопожарной безопасностью;
  • в отношении различных сооружений: рассматриваются вопросы по сохранности культурных объектов и памятников архитектуры;
  • безопасностью в сфере чрезвычайно опасных объектов.

С 2019 года обязательно проведение экспертизы в области экологии для застройки и ремонта сооружений, в том числе расположенных в природоохранных зонах, приравненных к первой категории.

Ниже отмечается, что сведения, полученные в рамках историко-культурной или экологической экспертизы, должны быть приобщены к основному заключению. Следует обратить внимание, что недопустимо навязывать иные виды проверок, если сооружение не относится к соответствующему типу (например, назначить историческую или культурную оценку можно к зданию музея, но не к сооружению в природоохранной зоне).

Пунктом 6.1 рассматриваются различные варианты взаимодействия различных субъектов по отношению к экспертизам на отдельных местах. Здесь же упоминается озеро Байкал и прилегающая к нему территория.

Пунктом седьмым указывается время на выдачу оценки документов. Оно ограничено 60 календарными днями. Делается оговорка, что лица, подавшие бумаги, имеют возможность в заявительном порядке продлить ее на 1 месяц. Сложность строительства или ремонта является существенным критерием для увеличения срока. Ниже предусматривается, что внесение сведений в реестр выданных отзывов должно предшествовать выдаче бумаги на руки.

Восьмой пункт рассматривает все основания, по которым бумаги могут быть отклонены:

  • неполнота проектной документации (все существенные сведения содержатся в частях 12, 13 ст. 48);
  • несоответствие лица, которое готовило бумаги, определенным критериям (ч.4,5 ст. 48);
  • отсутствие всех составных частей проекта;
  • неправильный выбор органа для направления бумаг.

В отношении инженерных данных:

  • непредоставление важных сведений, которые могли пройти проверку до подачи сведений о проекте;
  • несоблюдение установленной формы;
  • составитель не соответствует определенным критериям (ч. 2,3 ст. 47).

При выдаче отрицательного заключения оспаривание производится только в судебном порядке. Об этом говорит п. 10 рассматриваемой статьи. Допустимо направлять на повторную экспертизу тот же комплект документов после устранения всех выявленных недостатков и нарушений.

Ниже предусмотрено, что административные регламенты по проведению всех видов экспертиз относятся к предмету ведения Правительства РФ. Именно оно устанавливает порядок взимания платы за эту услугу, в том числе производит расчет стоимости работы по изготовлению экспертного заключения.

Читать дальше  Порвался пакет в магазине и разбилась бутылка

Более того, пунктом 12 предусматривается наличие экспертной комиссии, которая может в пределах 3 лет рассмотреть спорные результаты экспертизы. По аналогии с оспариванием основного заключения, решение этой комиссией обжалуется в судебной инстанции.

Взаимосвязь статьи 49 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами

Градостроительство представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который прописывается множеством нормативных правовых актов.

Также и при выдаче экспертного заключения, нормы статьи 49 носят отсылочный характер к прочим подзаконным актам. Следует обратить внимание, что зачастую утверждение определенных разъяснений отнесено к предмету ведения Правительства РФ.

Судебная практика по статье 49 Градостроительного кодекс РФ

В июле 2016 года Верховный суд подготовил Обзор судебной практики №2 (2016). В основном перечне дел рассматривались вопросы о возведении самовольных построек без надлежаще оформленного разрешения и при отсутствии проектной документации. Апелляционные суды не считали нужным проверять факт наличия таких бумаг, поэтому оставляли решения без изменений. Верховный Суд указывает, что статья 49 ГрК дает ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у застройщика при подготовке и сдаче на экспертизу результатов инженерных изысканий или проектной документации. Комментарии к тем или иным нормативным требованиям исключены в порядке судопроизводства.

Следует обратить внимание на отсутствие судебных споров по поводу выдачи отрицательного экспертного заключения, поскольку для выдачи обратного допустимо использовать неограниченное количество доработок, подать бумаги на экспертизу можно множество раз.

Заключение

Глава 6 ГрК посвящена архитектурно-строительному проектированию, которое служит для капитального строительства «пропускным элементом». Новые тенденции в возведении зданий, темпы застройки территории многих населенных пунктов позволяют изменять и совершенствовать определенные разделы законодательства.

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

________________________________________
Части 1 – 5 статьи 49 введены в действие с 1 января 2006 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
________________________________________
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее – типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
3.1. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.
(часть третья.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на государственную экспертизу.
(часть третья.2 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
(часть четвертая.2 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
________________________________________
Часть 6 статьи 49 введена в действие с 1 января 2007 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
________________________________________
6. Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
________________________________________
Части 7 – 11 статьи 49 введены в действие с 1 января 2006 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
________________________________________
7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, является отсутствие разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также отсутствие результатов инженерных изысканий, установленных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу).
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
(часть десятая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Части 1 – 5 статьи 49 введены в действие с 1 января 2006 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее – типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
3.1. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.
(часть третья.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на государственную экспертизу.
(часть третья.2 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
(часть четвертая.2 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
________________________________________
Часть 6 статьи 49 введена в действие с 1 января 2007 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
________________________________________
6. Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
________________________________________
Части 7 – 11 статьи 49 введены в действие с 1 января 2006 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
________________________________________
7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, является отсутствие разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также отсутствие результатов инженерных изысканий, установленных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу).
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
(часть десятая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Читать дальше  Ответственность за уклонение от службы в армии

Документ направлен на правовое регулирование вопросов, связанных с градостроительной деятельностью, а также с установлением зон с особыми условиями использования территорий, определением их режима и установлением их границ.

Федеральный закон в значительной степени затрагивает деятельность Главгосэкспертизы России. Так, в документе предусматривается оптимизация состава проектной документации, Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению, предусматривается включение в предмет экспертизы проектной документации проверки достоверности определения сметной стоимости. Указанные изменения будут способствовать оптимизации данных процедур и снижению затрат на их проведение.

Целый ряд изменений вносится в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

1. Уточняется понятие «объект капитального строительства» и вводится понятие «некапитальное строение» (статья 1 Кодекса).

К объекту капитального строительства будут отнесены здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

К некапитальным строениям, сооружениям – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

2. Уточняются полномочия Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 5.1 статьи 6 Кодекса) в части указания на то, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями). Указанные изменения обусловлены необходимостью приведения норм, касающихся полномочий Российской Федерации в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия Российской Федерации по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

3. Уточняются требования к составу и содержанию разделов проектной документации.

Изменения, направленные на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации (части 12 и 13 статьи 48 Кодекса излагаются в новой редакции), определяют объем проектной документации, но не вводят строгих ограничений по составу и содержанию ее разделов, фактически предусматривают расширение компетенции Правительства Российской Федерации в данной области, путем указания в части 13 статьи 48 Кодекса на то, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции с учетом отдельных особенностей.

Изменения частей 12 и 13 статьи 48 Кодекса вступают в силу с 1 июля 2019 года.

При этом следует учитывать, что пунктом 53 статьи 26 Федерального закона установлено, что в случае, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством Российской Федерации требований к составу и содержанию разделов проектной документации в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), но не ранее чем 1 января 2016 года, внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

4. Исключается необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проведения капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство).

В данном случае застройщику предоставляется возможность разработки иных разделов проектной документации в инициативном порядке.

Норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

5. Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства).

Также, статья 48 Кодекса дополняется новой частью 12.3, устанавливающей необходимость указания в проектной документации и задании на проектирование сведений об объекте в соответствии с классификатором объектов капитального строительства.

Читать дальше  Сроки выплаты жилищной субсидии военнослужащим

Норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона требование об указании в задании на проектирование и в проектной документации сведений об объекте капитального строительства в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого реестра), установленное частью 12.3 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), не подлежит применению до утверждения такого классификатора.

6. Изменяется предмет экспертизы проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 Кодекса.

Согласно новой редакции данной нормы предмет экспертизы дополняется оценкой соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование (с учетом установленных статьей 49 Кодекса исключений в отношении проектной документации отдельных объектов).

Кроме того, в предмет экспертизы также включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Кодекса (строительство за счет бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций, капитальный ремонт за счет указанных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации).

Данные нормы вступают в силу с 1 января 2019 года.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона проведение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в отношении проектной документации, представленной на государственную экспертизу или проверку достоверности определения сметной стоимости строительства до 1 января 2019 года, и выдача соответствующих заключений осуществляются в порядке, установленном Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона).

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи Федерального закона определено, что до 1 января 2020 года государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится экспертами, имеющими в соответствии с Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости. В этом случае при проведении государственной экспертизы проектной документации на указанный предмет положение части 4.6 статьи 49 Кодекса не применяется.

7. Отменяется обязательность проведения экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Из части 3 статьи 49 Кодекса исключаются положения, регламентирующие устанавливающее специальное предписание по проведению экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

Одновременно нормой пункта 1 части 3.3 статьи 49 Кодекса в редакции Федерального закона устанавливается, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

Изменения в часть 3.3 статьи 49 Кодекса вступают в силу с 1 января 2019 года.

8. Изменяется режим конфиденциальности для сведений и документов, представленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Норма, введенная частью 5.4 статьи 49 Кодекса, вводит исключение в режиме обеспечения конфиденциальности сведений проектной документации, представленной на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, устанавливающее, что указанный режим не распространяется случаи включения таких сведений (информации) в государственные информационные системы, в том числе единый реестр.

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

9. Уточняется порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией (статья 48.2 Кодекса).

Предусматриваются конкретные условия, при соблюдении которых проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

Также устанавливается, что органы, осуществляющие строительство за счет бюджетных средств, с момента размещения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в едином реестре получают право безвозмездного использования такой документации, а также обязанность ее использования для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту.

При этом Минстрой России наделяется полномочием по утверждению критериев «аналогичности» (критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования).

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

10. Одновременно упраздняется институт модифицированной проектной документации (признается утратившей силу часть 5 статьи 48.2 Кодекса, соответствующие правки внесены в статью 49 Кодекса).

Все изменения, которые вносятся в статью 48.2 Кодекса, вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

11. Корректируются положения, регулирующие создание и ведение единого реестра (статья 50.1 Кодекса).

Уточнена редакция части 1 статьи 50.1 Кодекса в целях исключения правовой неопределенности в части установления состава документов и сведений, подлежащих включению в единый реестр.

Новая часть 1.1 данной статьи предусматривает, что в единый реестр не подлежат включению сведения и документы, предусмотренные частью 1 указанной статьи, в случаях, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Часть 2 статьи 50.1 Кодекса дополняется положением об обязательности ведения единого реестра с использованием соответствующей федеральной государственной информационной системы.

Часть 4 статьи 50.1 Кодекса дополняется возможностью взимания платы за предоставление документов и сведений, включенных в единый реестр и не являющихся общедоступными. При этом указывается, что размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Минстроем России.

Положения Федерального закона, связанные с внесением изменений в статью 50.1 Кодекса вступают в силу с момента опубликования Федерального закона.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 57 статьи 26 Федерального закона положения части 7.1 статьи 49 Кодекса о запрете выдачи заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый реестр не применяются к заключениям экспертизы, подготовленным в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных для проведения такой экспертизы до начала ведения единого реестра.

Данная норма также вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

12. Уточняется статья 60 Кодекса, регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

В пункт 4 части 5 статьи 60 Кодекса, определяющий возможность предъявления регрессных требований к организации, которая провела экспертизу проектной документации, вносится изменение, ограничивающее объем оснований причинения вреда несоответствием проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса (предмет экспертизы), то есть требованиям безопасности, без учета требований по определению сметной стоимости объекта капитального строительства. Норма вступает в силу 1 января 2019 года.

Из указанных оснований также исключается причинение вреда в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.

Новым пунктом 4.3 статьи 60 Кодекса установлено, что ответственность за вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, связанный с применением экономически эффективной проектной документации повторного использования, несет экспертная организация, выдавшая соответствующее заключение.

Нормы вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон также вносит ряд изменений в другие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так документ предусматривает признание утратившими силу норм, касающихся создания и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий (изменения в статье 47 Кодекса). Указанный фонд не был создан, при этом в соответствии с вносимыми в Кодекс изменениями в порядок формирования и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) сведения о результатах инженерных изысканий и материалах инженерных изысканий будут содержаться в ГИСОГД (статья 57 Кодекса).

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

Помимо указанного Федеральный закон также предусматривает значительные изменения в порядке ведения ГИСОГД (статьи 56 и 57 Кодекса). Указанные изменения также вступают в силу с 1 января 2019 года.

Федеральный закон также вносит изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем дополнения его статьями 32 и 33, аналогичными статьям 110.1 и 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях установления единообразных требований при закупке товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, а также установления особенностей заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, как для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и для обеспечения нужд отдельных юридических лиц (государственных компаний и корпораций).

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

В целях установления единых подходов к правовому регулированию установления зон с особыми условиями использования территории и ограничений использования земельных участков, расположенных в таких зонах, Земельный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Зоны с особыми условиями использования территории».

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Может быть установлено 28 видов зон с особыми условиями использования территорий.

Положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает Правительство Российской Федерации (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Также Земельный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, регламентирующими особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий (статья 57.1).

Данные положения вступают в силу с момента опубликования Федерального закона.

Федеральный закон разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с В.В. Путиным» от 15 июня 2017 г. № Пр-1180, по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 22 июня 2017 г. от 9 июля 2017 г. № Пр-1329, а также ряда поручений Правительства Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector