Содержание
Руководитель проекта БАНКРОТЧИК.РФ
специально для ГАРАНТ.РУ
В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.
Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.
К первой группе можно отнести следующие.
Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона).
Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. "б" п. 3 ст. 1 Закона).
Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.
Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).
Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.
В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.
Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.
В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.
Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст. 1 Закона). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:
Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона).
Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (подп. "а" п. 10 ст. 1 Закона). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 (п. 2. ст. 25.1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.
Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции (подп. "б" п. 10 ст. 1 Закона) – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013, Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.
Признаки банкротства предприятия закреплены в ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ). Юрлицо должно иметь задолженность по выплате:
При этом она не погашается в течение 3 месяцев с того момента, когда обязательства должны были быть исполнены.
Дело о несостоятельности возбуждается арбитражным судом при условии, что суммарный размер задолженности юрлица составляет не менее 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 закона № 127-ФЗ).
Таким образом, общими признаками несостоятельности или банкротства являются:
Если некто производит платежи, препятствующие достижению долгом 300 тыс. руб., такое поведение признается злоупотреблением правом и не мешает принятию заявления о банкротстве, не лишает заявителя по делу о банкротстве, в пользу которого долг частично уплачен, статуса заявителя (определение ВС РФ от 15.08.2016 по делу № А53-2012/2015, постановление АС УО от 07.06.2017 по делу № А76-28779/2016).
ВАЖНО! Для упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника размер задолженности неважен (п. 1 ст. 227 закона № 127-ФЗ), в отличие от упрощенного банкротства ликвидируемого должника, которое допускается, только если долг ликвидируемого должника достиг 300 тыс. руб. (постановление АС УО от 07.09.2017 по делу № А60-1424/2017).
В размер задолженности включаются:
В размер задолженности при определении признаков несостоятельности-банкротства юридического лица не включаются пени, штрафы, неустойки, убытки в виде упущенной выгоды и другие финансовые санкции.
Наличие рассмотренных выше признаков банкротства организации дает право на обращение в суд с заявлением о ее несостоятельности:
Ст. 8 закона № 127-ФЗ дает юрлицу право на обращение в суд в случае предвидения своей несостоятельности при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что оно не сможет исполнить свои денежные обязательства в срок.
П. 1 ст. 9 закона № 127-ФЗ устанавливает следующие случаи, когда директор юрлица обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности:
Невыполнение директором указанной обязанности может привести к субсидиарной ответственности по долгам юрлица-банкрота (о ней можно узнать из статьи Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве).
О признаках преднамеренного или фиктивного банкротства читайте в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства».
Пп. 4, 5 ст. 177 закона № 127-ФЗ называет следующие специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций: наличие суммарной задолженности в размере 0,5 млн руб. и неисполнение требований о ее погашении в течение 3 месяцев с того момента, как они должны были быть выполнены.
Таким образом, размер требований для объявления сельхозорганизации несостоятельной увеличен по сравнению с общим правилом на 200 тыс. руб.
В соответствии с п. 1 ст. 177 закона № 127-ФЗ к сельхозорганизациям относятся юрлица:
При этом выручка от продажи такой продукции должна быть не менее половины выручки юрлица.
Выручка от реализации указанной выше продукции должна составлять не менее 70% от выручки артели.
Для кредитной организации признаками банкротства являются (п. 1 ст. 189.8 закона № 127-ФЗ):
-невозможность удовлетворить требования сотрудников, партнеров по выплате денежных средств, а также исполнить обязанность по уплате налогов и сборов — как собственную, так и по распоряжению клиентов с их банковских счетов;
-неисполнение указанных выше обязательств в течение 2 недель с того момента, как они должны были быть выполнены;
-недостаточность активов кредитной организации для выполнения указанных обязательств.
Кроме того, в ст. 189.10 закона № 127-ФЗ закреплены случаи, когда в отношении кредитной организации принимаются меры по предупреждению ее несостоятельности. В частности, если кредитная организация:
Для возбуждения дела о несостоятельности стратегических предприятий необходима суммарная задолженность не менее 1 млн руб. в совокупности по нескольким кредиторам, которая не погашена в течение 6 месяцев с того момента, как наступил срок (пп. 3, 4 ст. 190 закона № 127-ФЗ).
К рассматриваемым предприятиям относятся:
Перечни стратегических предприятий утверждены Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 и распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р. Для применения специальных правил о несостоятельности достаточно включения в 1 из этих перечней (определение ВС РФ от 24.12.2015 по делу № А07-1246). В данный список входят, например, Администрация гражданских аэропортов (г. Москва), Амурский патронный завод «Вымпел» (Хабаровский край) и др.
Для возбуждения дела о несостоятельности естественных монополий, т. е. предприятий, осуществляющих производство и реализацию продукции в условиях естественной монополии, требуется:
-наличие суммарной задолженности перед партнерами, сотрудниками и бюджетом не менее 1 млн руб. (п. 3 ст. 197 закона № 127-ФЗ);
-неисполнение обязанности по ее погашению в течение полугода с того момента, как денежные обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 197 закона № 127-ФЗ).
Кроме того, должны быть выполнены еще 2 условия:
При отнесении юрлиц к субъектам естественной монополии следует руководствоваться положениями закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.
Итак, общими признаками несостоятельности юрлиц являются наличие задолженности перед сотрудниками, бизнес-партнерами, бюджетами различных уровней в размере 300 тыс. руб. и ее непогашение в течение 3 месяцев с момента возникновения.
В законе № 127-ФЗ также приведен ряд предприятий, к которым применяются другие правила. Например, более жесткие для кредитных организаций, где срок неисполнения требований сокращен до 2 недель, или более мягкие, например для субъектов естественных монополий. В последнем случае размер задолженности увеличен до 1 млн руб., а срок неисполнения требований о погашении долга — до полугода.
Ведение бизнеса — дело изначально непростое и довольное рискованное. Наличие долгов в бизнес-процессе не редкость. Часто избавиться от них позволяет только признание финансовой несостоятельности.
О том, как обанкротить ООО с долгами, в основном говорит ФЗ от 26.10.2002 № 127. Там содержится информация:
Дополнительные сведения (об ответственности участников, размере уставного капитала, режиме закрытия ООО) дает ФЗ от 08.02.1998 № 14, а также ГК РФ (ст. 65) .
Дела о банкротстве разбираются арбитражным судом по месту регистрации ООО. Обратиться в такой суд с соответствующей инициативой вправе:
Сумма долга для банкротства юридического лица — это налоговые, кредитные, зарплатные и др. задолженности, которые вместе составляют минимум 300 000 рублей и наличествуют более 90 дней с момента даты исполнения обязательств. Иной минимальный размер долга для банкротства юридического лица установлен в ФЗ № 127 для юридических лиц:
В заявлении о банкротстве, которое подают в суд, обязательно отмечают:
Заявление снабжается приложениями:
Частичное погашение долгов, если оставшаяся их сумма равна установленным ФЗ № 127 минимумам, не препятствует суду в принятии заявления о банкротстве.
После подачи заявления о признании финансовой несостоятельности ООО в суд и его последующего удовлетворения этапами дефолта станут:
На любой стадии дефолта должник и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение (гл. VIII ФЗ № 127).
Часто процедура банкротства ООО с долгами укладывается только в наблюдение и конкурсное производство.
Упрощенное банкротство фирмы, когда ее банкротят учредители, выглядит так:
Полнообъемное банкротство ООО выглядит так:
Директор ООО обладает полномочиями, благодаря которым он влияет на деятельность юридического лица. Следовательно, вероятно его привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности, если полностью погасить требования кредиторов будет невозможно.
Для привлечения директора к субсидиарной ответственности управляющий или кредиторы подают иск в суд. Возможность подачи такого иска существует еще десятилетие после начала процесса банкротства. Необходимо обосновать виновность директора в возникновении задолженностей. Субсидиарная ответственность возможна из-за совершения сделок, которые существенно вредят кредиторам (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53). Директор избежит такой ответственности, если докажет свою невиновность в невозможности ликвидации задолженностей ООО (подробнее — гл. 3.2 ФЗ № 127).
Директора могут привлечь и к административной ответственности за фиктивный или преднамеренный дефолт (по ст. 14.12 КоАП РФ ). Фиктивность здесь — это публично объявленное заведомо ложное информирование о несостоятельности конкретного юридического лица. Преднамеренность — это совершение действий, бездействие, которые заведомо вызывают неспособность юридического лица отвечать по своим обязательствам. За неправомерные действия (сокрытие имущества, фальсификация документов и др.) при банкротстве директор ответит по ст. 14.13 КоАП РФ : в качестве должностного лица — заплатит штраф в размере от 50 000 до 100 000 или будет дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет.
Уголовная ответственность для директора при дефолте по УК РФ наступает за:
В качестве наказания используются:
No related posts.