Содержание
Опубликовал: Avtor 0 418 Просмотров
В любом достаточно большом городе непременно будут остановки общественного транспорта, которые должны создаваться только с учетом действующих стандартов. Нормативные требования, которые обязательно учитываются при создании остановочных пунктов, определяют их уровень комфорта и безопасности для простых граждан.
Проектирование современных остановок общественного транспорта предполагает обязательный учет многочисленных нюансов. Самое важное – это гарантированный безопасный подход пассажиров к любому нужному транспорту и возможность оперативной пересадки на другой вид общественного транспорта при соответствующей потребности.
Остановки бывают постоянными и по требованию. На постоянных остановочных пунктах транспорт всегда прибывает с учетом установленного расписания. На остановках по требованию любой общественный транспорт может остановиться только, если это потребует пассажир. При этом любые остановки должны создаваться с учетом определенных стандартов.
Таким образом, изготовление остановок должно осуществляться с обязательным учетом действующих норм. При этом учитывается мировой опыт, который способствует обеспечению безопасности пассажиров на всех остановках общественного транспорта и использованием специальных защитных конструкций. Любая остановка должна гарантировать безопасность пассажиров общественного транспорта и пешеходов.
Остановка общественного транспорта — это такая же важная часть дорожной и городской инфраструктуры, как, например, пешеходный переход или перекресток. И она требует проектирования и планировки. Ведь удобные и безопасные остановки влияют на качество работы общественного транспорта в целом. И приводят к более частому использованию транспорта. Верно и обратное: если остановки неграмотно спроектированы, не спасут даже самые современные автобусы и трамваи — люди просто не будут ими пользоваться, потому что это неудобно.
Прага интересна для нас схожим историческим опытом. Начиная с конца 1950-х годов, в столице тогдашней Чехословакии возводятся панельные спальные районы, первым из которых стал квартал Петршины (сейчас это — часть района Прага-6). На окраине стал доминировать стиль, который смело можно назвать советским, — с широкими проспектами и многоэтажными домами. Кроме того, в 1974 году в Праге открылся метрополитен, который также был построен по советским лекалам. Разумеется, все это повлияло на развитие общественного транспорта. И тем интереснее, что начиная с 90-х годов чехи планомерно создавали интегрированную систему транспорта, когда один вид транспорта гармонично сочетается с другим. Это включало в себя ряд мер. Возведение грамотно спроектированных остановок — одна из них. Поэтому мы и предлагаем взглянуть на чешские стандарты.
Пражский стандарт размещения и организации остановок — это документ, который занимает почти 300 страниц. Строго говоря, это даже не стандарт, а подробная инструкция, в которой детально описываются важнейшие принципы организации. Причем речь идет не только о том, где ставить павильон, или какой формы он должен быть, но и о близлежащих пешеходных переходах, мерах по успокоению трафика в районе остановки, ограждениях и даже таких вещах, как форма табло с расписанием, место расположения урны и автомата по продаже билетов! В общем, чехи считают, что мелочей в данном вопросе не бывает, и подходят к вопросу комплексно.
Пересказать весь пражский стандарт в одной статье невозможно. Поэтому приведем несколько ярких примеров. Прежде всего, чешские специалисты разделяют все остановки на пять категорий, в зависимости от которых принимается то или иное решение. Скажем, остановка возле крупного пересадочного узла потребует совсем других решений, чем остановка на дороге с небольшим трафиком. Во-вторых, стандарт говорит, что остановка общественного транспорта должна быть хорошо заметна, а доступ на неё должен быть безбарьерным со всех сторон. Особое внимание уделяется и удаленности остановок, которая должна быть минимальной. К примеру, в стандарте говорится, что в районе с многоэтажной застройкой остановки общественного транспорта должны размещаться каждые 400-600 метров! (Сравните это с заявлением некоторых российских чиновников, которые предлагают отодвинуть остановки от мест работы и жилья! ). Отдельно чехи прописывают, что в значимых точках притяжения остановки должны быть прямо напротив важного объекта или в непосредственной близости. К таким объектам могут относиться больницы и поликлиники, учебные заведения, здания администрации, офисы и т. д.
Также внимания заслуживает организация пространства вокруг остановки общественного транспорта. Прежде всего, в пражском стандарте говорится, что подход к остановке должен быть максимально простым и безопасным. Причем чехи не утверждают, что у них живут какие-то «неправильные» люди с «не тем менталитетом», которые «постоянно нарушают ПДД», а прямо пишут, что большинство пешеходов всегда будет использовать кратчайший путь на остановку, даже если он небезопасен.
Одновременно чешские специалисты знают, что это не всегда возможно. Поэтому и подход к организации остановки может отличаться. Скажем, на двухполосной дороге с низким трафиком будет достаточно организовать заездной карман и освещенный пешеходный переход с островком безопасности. А вот если дело происходит на улице с двумя полосами и более, то здесь уже потребуется светофор. Наконец, в некоторых местах пространство вокруг остановки и вовсе организуется так, что стоящий автобус перекрывает движение для другого транспорта. Долго ждать? Зато высадка и посадка пассажиров происходят максимально безопасно, а у общественного транспорта появляется настоящий приоритет в движении.
В общем, подход у чехов с одной стороны довольно четкий в главных принципах (доступность, безбарьерность, удобство, безопасность и т. д.), а с другой стороны — гибкий в частностях и допускает разные решения в зависимости от потребностей.
Общенационального руководства по размещению остановок общественного транспорта в России нет. Какие-то вопросы регулирует ГОСТ Р 52766-2007, вернее — его статья 5.3 «Остановочные пункты маршрутных транспортных средств». Но этот стандарт в десятки раз короче чешского: 7 страниц против почти 300!
Неудивительно, что требования российского ГОСТа не изобилуют такими подробностями, как в документе, принятом в Праге и Среднечешском крае. Например, пункт 5.3.3.1 документа говорит, что в пределах населенного пункта остановка общественного транспорта должна состоять из остановочной площадки, заездной площадки, заездного кармана, павильона, пешеходного перехода, скамьи, урны для мусора и т. д. Но вот ни о форме элементов, ни о точном месте их размещения не сказано вообще ничего! Есть вопросы и к размещению остановок. Если чехи руководствуются принципом «откуда уехал, туда и приехал» и стараются устанавливать остановки разных направлений друг напротив друга, то у нас павильоны встречных направлений допускается разносить друг от друга. Хотя зачем — непонятно.
Стандарт устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения
Обозначение: | ОСТ 218.1.002-2003 |
Название рус.: | Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования |
Статус: | не определен законодательством |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата введения в действие: | 30.06.2003 |
Утвержден: | 23.05.2003 Минтранс РФ (Russian Federation Mintrans ИС-460-р) |
Ссылки для скачивания: |
No related posts.