Содержание
Каждые 6 (шесть) месяцев субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Закон 115) обязаны составлять письменный отчет о результатах осуществления внутреннего контроля и направлять его в электронном виде в Росфинмониторинг через Личный кабинет.
Приобрести образцы отчетов за 2019 и прошлые годы 2018, 2017, 2016, 2015, 2014 можно у нас на сайте в один клик.
Образец отчета специального должностного лица будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(843) 265-52-32 или обращайтесь по электронной почте info@law115.ru
Мы предоставляем гарантию прохождения проверки документов надзорными органами. В случае, если по результатам проверки, будут замечания к тексту нормативных документов наши специалисты бесплатно проводят работу с претензиями надзорных органов.
Все документы актуальны на дату предоставления Заказчику и подготовлены в соответствии со следующими нормативными правовыми актами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ:
Выписка из постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
"32. В программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются:
а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
б) представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений."
Пункт "Отчеты о результатах внутреннего контроля" раздела "Организация внутреннего контроля" доступен организациям и индивидуальным предпринимателям, поднадзорным Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС, Роскомнадзору.
Для просмотра отчетов о результатах внутреннего контроля следует выбрать "Организация внутреннего контроля" – "Отчеты о результатах внутреннего контроля" в меню РФМ. Личный кабинет. В правой части окна отобразится список отчетов о результатах внутреннего контроля.
Для просмотра данных отчета следует нажать по гиперссылке в первом столбце сводной таблицы со списком отчетов о результатах внутреннего контроля.
В результате отобразятся данные соответствующего отчета о результатах внутреннего контроля. Для добавления отчета о результатах внутреннего контроля нужно нажать кнопку "Добавить отчет о результатах внутреннего контроля" в верхней правой части раздела.
Далее следует заполнить поля формы (поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения) и нажать кнопку "Сохранить" (для сохранения отчета в виде черновика) или "Отправить" (для отправки отчета в Росфинмониторинг).
"Внутренний контроль в кредитной организации", 2014, N 2
Отчеты службы внутреннего контроля/аудита, с одной стороны, – единственный формальный документ, позволяющий оценить качество работы сотрудников указанных служб. С другой стороны, акты проведенных проверок являются важной частью управленческой отчетности, позволяющей руководству банка и его собственникам оценить адекватность банковских операций утвержденным регламентам или ограничениям значений риск-аппетита. В статье представлены основные подходы и требования к оформлению актов проверки сотрудниками служб внутреннего контроля/аудита, приведены образцы отчетов.
Международные стандарты, разработанные для внутренних контролеров/аудиторов, не предусматривают решение определенных проблем, связанных с национальными особенностями и спецификой финансовой культуры различных стран при изложении и документировании результатов проверки. Поэтому внутренние контролеры (аудиторы) постоянно вынуждены вести работу по усовершенствованию своих документов, актов, отчетов в зависимости от требований собственников банка и в некоторых случаях – от требований практик иностранных банков (банки с участием иностранного капитала). Как правило, в крупных многофилиальных или международных организациях, где служба внутреннего контроля/аудита имеет многолетнюю практику работы и насчитывает большой штат сотрудников, документооборот и отчетность полностью унифицированы и стандартизированы. А как быть с унификацией документов и стандартизацией способов изложения материалов в ходе проверок внутренним аудиторам (контролерам) небольших банков, которые только начали свою работу?
Предлагаем рассмотреть существующую практику написания отчетов службы внутреннего контроля/аудита и систематизировать информацию при написании отчетов.
Итак, что же такое отчет внутреннего контроля/аудита кредитной организации?
Под отчетом внутреннего контроля/аудита кредитной организации понимается документирование в письменном виде результатов проверки с приложением аргументов (если это необходимо), листа ознакомления, предназначенное для собственников кредитной организации, составленное в соответствии с требованиями как надзорного органа (Банка России), так и внутреннего документа (регламента, положения) кредитной организации.
Основа структуры отчетности подразделений внутреннего контроля/аудита – план-график работы указанных подразделений. Цели и задачи внутреннего аудита относятся к деятельности кредитной организации в целом, то есть как головной организации, так и ее филиалов и отделений, отчетность которых входит в консолидированную отчетность и включает в себя:
В то же время внутренние контролеры (аудиторы) ведут постоянную работу по изменению, усовершенствованию своего документооборота (коррекция рабочих планов, изменение положений, унификация шаблонов документов и пр.).
Банком России в Приложении 3 к Положению от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее – Положение N 242-П) приведено требование к содержанию отчета о проведенной проверке. В составе отчета должны быть отражены:
Практика показывает, что внутренние регламенты и положения о проверках в разделе "Структура отчета и оформление отчета" соответствуют данному требованию, и это является неким формуляром для написания отчета службой внутреннего контроля/аудита.
На основании утвержденного плана-графика проведения проверок служба внутреннего контроля (аудита) проводит проверки. Результаты каждой проведенной проверки подлежат документированию.
В процессе проведения проверки деятельности проверяемого объекта ответственным работником оформляется документ (отчет, акт, справка).
Отчетный документ должен быть структурирован и состоять из заголовка, вводной части, основной описательной части и логического заключения (заключительной части).
Заголовочная часть документа может содержать:
Вводная часть документа может включать:
Описательная часть включает в себя пункты, указанные в заголовочной части в разделе "Вопросы, рассматриваемые в ходе проверки", которые обозначены в программе проверок по проверяемому объекту. В данной части рекомендуется отражать информацию по каждому вопросу, указанному в программе.
В случае выявления нарушений и недостатков рекомендуется указывать массив изученных и (или) проверенных документов (операций); в качестве доказательств прилагать копии документов или указывать конкретный документ с полными данными о нем и его содержанием, использовать скриншоты.
В описательной части рекомендуется приводить качественные и количественные характеристики, использовать аналитические данные, указывать процентные соотношения, ссылаться на соблюдение/несоблюдение законодательных актов Российской Федерации и Банка России, внутренних нормативно-правовых актов, отмечать выполненные/невыполненные предложения или рекомендации, которые были даны службой внутреннего контроля (аудита) по результатам предшествующей проверки.
Информация в описательной части (в т.ч. сведения о фактах (событиях) выявленных нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации (ее филиала, подразделения), которые могут привести к изменению данных учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала, подразделения), невыполнению обязательных нормативов, а также к возникновению новых рисков кредитной организации) может быть отражена с учетом следующих подходов к ее описанию:
Заключительная часть может включать выводы и рекомендации по результатам проверки, где выражается профессиональное мнение проверяющего о качестве деятельности объекта проверки (в т.ч. соответствующих процедур внутреннего контроля); даются практические рекомендации, которые позволят избежать подобных нарушений в будущем; указываются присущие риски, которые возникли (либо могут возникнуть) в результате выявленных нарушений/недостатков.
При выявлении в деятельности подразделения кредитной организации нарушения (несоблюдения) нескольких нормативных и иных актов, действие которых распространяется на деятельность кредитной организации и ее подразделения, в отчете о проверке целесообразно соблюдать следующую последовательность ссылок на них:
В случае выявления в деятельности подразделения кредитной организации не более двух однотипных нарушений требований, установленных одним и тем же нормативным правовым актом или регламентом, в отчете по итогам проверки перечисляются сведения о проведенных операциях с указанием даты и номера всех первичных документов, на основании которых сделан вывод о выявленном нарушении. В случае выявления множественных (три и более) однотипных нарушений может быть сделан вывод о "систематическом характере" нарушений с отражением в отчете о проверке не менее трех фактов.
Отсутствие стандартизированного подхода к формуляру отчета порождает у сотрудников служб внутреннего контроля как творческий полет фантазии при их написании и оформлении, так и множественные риски, которые, как правило, приводят:
В заключение еще раз подчеркнем, что результаты проведенной проверки по всем вопросам программы проверки подлежат документированию. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе контрольно-проверочных мероприятий по той или иной теме, соответствующим образом фиксируются. Как уже отмечалось выше, способы фиксации, так же как и способы оформления результатов проверок, могут быть различны.
Документирование результатов также может иметь несколько способов наименований. Наиболее популярными и часто встречающимися являются:
В качестве примера по составлению отчета профессионального документированного результата предлагаем рассмотреть форму отчета о проверке, проведенной службой внутреннего контроля (см. приложение "Пример заполнения формы отчета о проверке службой внутреннего контроля").
Предложенная нами форма отчета и пример ее заполнения не являются эталоном стандартизации. Каждый руководитель службы внутреннего контроля/аудита принимает самостоятельное решение о том, как структурировать отчет, какие материалы в него включать, каким образом оформлять результаты проверок. Но необходимо помнить о том, что всегда приятней работать с документом, в котором прослеживается линия профессионализма как в содержании, так и в оформлении.
Проверка элементов расчетной базы, по которым формируется резерв на возможные потери, правильность его формирования и использования
Проверка элементов расчетной базы, по которым формируется резерв на возможные потери, правильность его формирования и классификации элементов расчетной базы резервов на возможные потери
Проверка проводилась по элементам расчетной базы резерва по состоянию на __ __ __ г.
План работы СВК на 2014 г.
Ключевые банковские риски
Кредитный риск, операционный риск, правовой риск
Операционное управление (ОУ).
Отдел учета хозяйственных операций и налогообложения (ОХОиНО).
Управление корпоративного бизнеса и кредитования (УКБиК).
Управление анализа кредитных операций и лимитов (УАКОиЛ)
I. Выводы и рекомендации по результатам проверки
В результате анализа активов и формирования банком резервов на возможные потери по активам и обязательствам, отраженным на внебалансовых счетах, служба внутреннего контроля считает, что банком проводится работа по оценке качества активов и условных обязательств кредитного характера в соответствии с требованиями Банка России и внутреннего положения банка.
В ходе проверки службой внутреннего контроля элементов расчетной базы, включаемых в расчетную базу для формирования резервов, были выявлены отдельные недостатки.
Кредитная политика банка и положение о порядке формирования резервов на возможные потери не соответствуют действующему законодательству и нормативным актам Банка России.
УАКОиЛ несвоевременно выносит профессиональные суждения по заемщикам.
Резерв на возможные потери по лицевому счету N 47427XXXXXXXXXX12008 сформирован неверно.
В нарушение п. 9.20 Положения Банка России N 385-П наименование счета N 91316XXXXXXXXXX14003 указано неверно.
Ссудная задолженность по ООО "Наименование" классифицирована в III категорию качества неправомерно.
УАКОиЛ не сформированы по заемщикам профессиональные суждения за ____ г.
По банкам-контрагентам отсутствуют профессиональные суждения на ежемесячной основе (п. 1.6 Положения Банка России N 283-П).
ОХОиНО не сформировано профессиональное суждение по требованию к ИФНС N __ по г. Москве по возврату госпошлины за рассмотрение иска в арбитражном суде, резерв не сформирован.
При создании резерва были выявлены недостатки, которые не повлекли за собой существенных нарушений в бухгалтерском учете, а также не повлияли на составление отчетных форм, представляемых в Банк России.
В предыдущих проверках СВК по теме "Организация кредитной работы", отчет от ___, и по теме "Формирование резервов на возможные потери", отчет от ___, было рекомендовано привести в соответствие с законодательством РФ, нормативными актами Банка России и приказом президента банка, протокол от ___ N __ (изменение структуры банка), внутренние документы, а именно:
кредитная политика (утв. советом директоров, протокол от ___ N __);
положение "О порядке формирования резервов на возможные потери" (утв. советом директоров, протокол от ___ N __);
По состоянию на ___ кредитная политика и положение "О порядке формирования резервов на возможные потери" (утв. советом директоров, протокол от ___ N __) не соответствуют действующему законодательству и нормативным актам Банка России.
Несоответствие внутренних документов банка действующему законодательству и нормативным актам Банка России может привести к правовому и операционному рискам.
СВК повторно рекомендует курирующему руководителю банка:
Организовать работу по приведению кредитной политики и положения "О порядке формирования резервов на возможные потери" в соответствие с действующим законодательством и нормативными актами Банка России.
II. Данные о документах и иной полученной в ходе проверки информации
В ходе проведения проверки службе внутреннего контроля были представлены следующие документы:
III. Проверка элементов расчетной базы, по которым формируются резервы на возможные потери, правильность классификации и полнота формирования резервов
1. Анализ качества прочих активов. Адекватность формирования резервов на возможные потери по активам в соответствии с Положением Банка России N 283-П.
Сведения об элементах расчетной базы и резервах на возможные потери по ним на __ __ __ г., составленные на основании данных отчетности по формам 0409115 "Полное наименование отчетной формы" и 0409155 "Полное наименование отчетной формы", представлены в нижеследующей таблице.
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики. |
Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:
– | цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок); |
– | ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер); |
– | виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности); |
– | описание методики внутреннего контроля; |
– | оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.); |
– | мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.). |
Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.
Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
No related posts.