Содержание
Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.
Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.
Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.
Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.
Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:
Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.
Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:
∑ УС = БС × К, где:
∑УС – сумма утилизационного сбора;
БС – базовая ставка;
К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.
Определение базовой ставки зависит от категории авто:
Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.
На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.
В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:
В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.
Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.
За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:
Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.
Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.
К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.
Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).
Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.
Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:
Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.
Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:
Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.
Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
С 01.09.2012 Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ введена обязанность уплачивать утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или изготовленные в РФ (за некоторыми исключениями) (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Позднее утилизационный сбор пришлось уплачивать и с самоходных машин, а также прицепов. Соответственно, информация об уплаченном утилизационном сборе стала отражаться в паспорте транспортного средства (ПТС) или паспорте самоходной машины (ПСМ).
Обращаем внимание, что если на колесное транспортное средство ПТС был оформлен до 01.09.2012, ни уплата утилизационного сбора, ни проставление отметки в паспорте не требуются (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ ).
Что означает утилизационный сбор в ПТС или ПСМ? В графе «Особые отметки» (в ПТС) или под строкой, содержащей серию и номер паспорта (в ПСМ), с момента, когда законом была установлена обязанность уплачивать утилизационный сбор, в паспортах должны отражаться данные об уплате или неуплате такого сбора. Поэтому ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС «утилизационный сбор», очевиден: такой сбор был уплачен. Соответственно, без такой отметки в паспорте (или отметки о неуплате сбора на законных основаниях) зарегистрировать транспортное средство или самоходную машину не удастся.
При ввозе транспортных средств или самоходных машин в РФ отметку об уплате или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляет должностное лицо таможенного органа, заверяя такую отметку личной номерной печатью (п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).
Запись в разделе «Особые отметки» выглядит так (п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, п.п.7,8 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017):
Производители транспортных средств и самоходных машин на территории РФ сдают ПТС и ПСМ вместе с документами, подтверждающими уплату сбора, в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. И уже налоговая инспекция, проверив поступление сбора в бюджет, проставит в паспорте отметку «Утилизационный сбор» (п.п.16, 18 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п.п.18,20 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81, п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, Приказ ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ ). Аналогично действуют и приобретатели у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор. Сдаются ПТС и ПСМ в этом случае в налоговую инспекцию по месту нахождения покупателя-организации или по месту жительства покупателя-физлица.
Те же производители транспортных средств на территории РФ, которые являются крупнейшими производителями колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, равно как и самоходных машин и прицепов, и которые включены в соответствующий реестр, самостоятельно проставляют в ПТС и ПСМ отметку «Утилизационный сбор» (п. 19 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).
А вот при выдаче дубликата ПТС взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность паспортов, если в них имелась отметка об утилизационном сборе, такую отметку в дубликатах ПТС проставляют подразделения ГИБДД (п. 19 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005).
В дубликат паспорта самоходной машины отметку об утилизационном сборе переносит орган гостехнадзора (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017).
Утилизационный сбор в ПТС является новым видом платежей в бюджет для граждан Российской Федерации. Некоторые моменты, связанные с порядком его взыскания, до сих пор вызывают множество споров среди граждан.
Давайте далее поговорим: что это за налог,каков механизм его взимания, кого закон обязал платить, при каких условиях, как подсчитать размеры платежа – все это ждет читателя этой статьи.
С 2012г. все граждане Российской Федерации обязаны погашать утилизационный сбор в ПТС один раз за время пользования автомобилем с момента его выпуска и до утилизации.
Все собранные суммы денежных средств направляются государством на реализацию комплекса мероприятий, которые обеспечивают экологическую безопасность окружающей среды, охрану здоровья людей от негативных последствий, связанных с увеличением количества автомобилей.
Немало споров можно услышать о сборе на утиль авто: что такое, какова его суть? Специалисты объясняют, что денежные суммы, которые поступают благодаря уплате сбора, в последующее время являются гарантией ликвидации машины, соблюдая экологические нормы.
После того, как автовладелец погасит УС, в ПТС автосредства будет поставлена печать. Что может означать штамп такого образца? Это подтверждение факта погашения долга автовладельцем перед государством по данному налогу.
Если обратиться к действующему в РФ закону об отходах, становиться понятным, что обязанность погашать утильсбор наступает для граждан при таких условиях:
Иными словами, оплатить утильсбор потребуется всего один раз за время существования транспортного средства.
Оплату совершает либо завод-изготовитель, либо первый владелец авто, либо последующий, если до оформления акта покупки-продажи задолженность по данному виду автоналога погашена не была.
Именно из-за нечеткости трактовки круга особо, которые должны уплатить утильсбор и возникают всевозможные споры специалистов автосферы по поводу корректности данного закона.
Также нередко обнаруживаются попытки ухода от платежа со стороны компаний-производителей автотранспортных средств. Автомобили продаются автосалонами без соответствующей отметки о погашении данного налога производителем. При их покупке новый владелец оказывается перед фактом, что совершить платеж для погашения утильсбора теперь придется ему. Можно проверить авто на утиль перед покупкой.
Пытаются не платить бюджету и те особы, которые занимаются перекупкой автомобилей на первичном и вторичном рынке. Поэтому важно проявить бдительность, заглянув внутрь паспорта авто при его покупке.
Что она может означать? Только то, что данный вид налоговых платежей погашен, и уплачивать его новому владельцу авто не придется.
Если такого штампа нет, попросите продавца уплатить налог или снизить стоимость автомобиля на сумму неуплаченного платежа.
После того, как утилизационная пошлина оплачивается владельцем авто, в паспорте на автотранспортное средство ставить соответствующая отметка. Но есть ли такие особы, которые могут вообще не платить подобный налог на авто? Законодательство РФ определило круг лиц, которые имеют право не оплачивать сбор.
Опишем такие случаи более подробно:
Это касается и покупки авто у представителя дипломатической миссии. Проверяйте перед оформлением сделки, есть ли соответствующая отметка в ПТС.
Чтобы понимать как, кем и когда уплачивается утилизационный сбор, нужно изучить механизм расчета такого налога. Тогда и сам сбор будет уплачен в нужном объеме, своевременно.
Приведем формулу, по которой считается размер утилизационного сбора:
Но какая базовая ставка берется во внимание при выполнении подобных расчетов? Это значение определяется категорией автомобиля, на который рассчитывается утилизационный сбор.
Категория транспортного средства | Объем базовой ставки, рублей |
легковые авто для некоммерческого использования | 20 000 |
коммерческие легковушки, грузовики, автобусы | 150 000 |
Коэффициент расчета суммы определяется годом изготовления ТС и его основными эксплуатационными характеристиками: размером, весом, объемом мотора.
Чтобы при полном износе автомобиля можно было погасить расходы на его ликвидацию соответствующим предприятием, сбор на утилизацию был введен на законодательном уровне в РФ. Правительство определило круг лиц, которые обязаны заплатить в бюджет данный платеж, после чего в паспорте автомобильного средства ставиться соответствующая пометка.
Причем оплата должна осуществляться всего один раз за все время существования/пользования автомобилем: с момента его схода с конвейера на заводе-изготовителе и до момента его утилизации на фабрике соответствующей специализации.
На деле нередко случаются случаи неоднократной оплаты УС: сначала платеж совершает производитель авто, затем повторно оплачивается одним из собственников. При таком положении дел можно вернуть повторную уплату, обратившись в орган, принимающий второй платеж.
Опишем возможные варианты, исходя из ситуаций:
No related posts.