Повреждениями транспортного средства являются | Загранник

Повреждениями транспортного средства являются

Глава 1. Порядок установления наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт

1.1. Первичное установление наличия и характера повреждений, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, производится во время осмотра транспортного средства.

Результаты осмотра транспортного средства фиксируются актом осмотра. Акт осмотра должен включать в себя следующие сведения:

основание для проведения осмотра;

дата осмотра (в том числе время начала и окончания проведения осмотра);

место и условия проведения осмотра;

данные регистрационных документов транспортного средства;

сведения о владельце транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица);

сведения о соответствии (несоответствии) идентификационных характеристик и параметров транспортного средства информации, содержащейся в регистрационных документах;

дата повреждения транспортного средства;

информация о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации;

дата начала эксплуатации транспортного средства;

сведения о комплектации транспортного средства;

информация о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения), а также предварительное определение способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных изготовителем транспортного средства ремонтных воздействий;

информация о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы;

предварительное установление принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию;

данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков;

информация о возможных скрытых повреждениях (с указанием примерного места расположения и характера повреждений);

информация о пробах и элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования);

фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства;

фамилии, имена, отчества (при наличии), замечания и подписи лиц, присутствовавших на осмотре;

дата составления акта осмотра.

Дополнительными источниками информации к акту осмотра являются фотоматериалы (видеосъемка).

Фотографирование поврежденного транспортного средства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к настоящей Методике.

1.2. При первичном осмотре повреждения транспортного средства фиксируются по результатам внешнего осмотра органолептическим методом, без проведения демонтажных работ.

В случае необходимости при первичном осмотре применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с технической документацией и инструкциями по эксплуатации и применению указанных технических средств и оборудования, а также проведение демонтажных работ.

1.3. В исключительных случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если транспортное средство находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано), установление повреждений может быть проведено без осмотра транспортного средства – на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов), при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика. В указанном случае в материалах по определению расходов на восстановительный ремонт в обязательном порядке должно быть указано, что транспортное средство не осматривалось (с указанием причин), а определение повреждений проводилось по представленным материалам (документам), с указанием их перечня и источника получения.

1.4. Для характеристики повреждений деталей каркаса кузова и оперения транспортного средства, используются следующие показатели, в зависимости от которых определяются методы и трудоемкость устранения повреждений:

площадь повреждения либо отношение площади повреждения к общей площади части, детали (в процентном соотношении или частях) и глубина (объем) повреждения (количественные показатели);

вид деформации и первоначальные (установленные заводом-производителем) конструктивные характеристики части, детали транспортного средства в зоне повреждения (качественные показатели);

локализация (место расположения) повреждений для определения доступности ремонтного воздействия.

1.5. Для характеристики повреждений лакокрасочного покрытия транспортного средства используются следующие показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений:

вид лакокрасочного покрытия;

размерные характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам части, детали);

глубина послойных повреждений лакокрасочного покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до материала);

материал окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства.

Определение цвета, типа лакокрасочного покрытия транспортного средства производится с учетом:

размещения рекламы на наружных поверхностях транспортного средства;

цветографических схем, опознавательных знаков и надписей на наружных поверхностях транспортного средства;

наличия изображений, в том числе пленок, автомобильной аэрографии и тому подобного (указываются способ нанесения, примерное содержание изображения, размеры и место его расположения).

1.6. В ходе осмотра транспортного средства проводятся описание повреждений и предварительное определение способа их устранения, исходя из следующих положений.

При наименовании в акте осмотра частей, узлов, агрегатов и деталей используется следующий порядок: вид, подвид, расположение относительно стороны транспортного средства. При наличии возможности нумерации (кодирования) частей, узлов, агрегатов и деталей производится такая нумерация (такое кодирование) с указанием источника информации (печатного издания или расчетно-программного комплекса).

Читать дальше  Нужно ли платить за установку электросчетчика

По каждому повреждению фиксируются следующие данные: вид повреждения в соответствии с типовыми определениями и характеристиками повреждений транспортного средства, приведенными в приложении 2 к настоящей Методике, место расположения, характер и объем. Объем повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в процентном соотношении или частях).

Для каждой поврежденной детали (узла, агрегата) транспортного средства определяется вид и объем предполагаемого ремонтного воздействия и (или) категория окраски.

Необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по восстановительному ремонту транспортного средства устанавливается в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей на основе технологии предприятия-изготовителя или сертифицированных ремонтных технологий с учетом особенностей конструкции деталей (узлов, агрегатов), подвергающихся ремонтным воздействиям, выполнения в необходимом и достаточном объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке/сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и так далее для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым частям, узлам, агрегатам и деталям, сохранности сопряженных частей, узлов, агрегатов и деталей и соблюдения требований безопасности работ.

Решение о замене агрегата (узла) – двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления и тому подобного, а для специализированного транспорта – агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля, – в случае выявления повреждений, относящихся к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию, но не позволяющих сделать однозначный вывод о необходимости замены агрегата или механизма в сборе, принимается после их диагностики или дефектовки с разборкой при наличии на то технически обоснованных показателей (признаков), свидетельствующих о возможном наличии скрытых повреждений (наличие механических повреждений только в виде царапин, задиров и сколов на корпусе к таким признакам не относится).

Замена кузова легкового автомобиля, автобуса, кабины грузового автомобиля назначается в случае, если их ремонт, восстановление технически невозможны либо экономически нецелесообразны.

Необходимость и объем работ по устранению перекосов определяются по результатам замеров; предельное время по их устранению для транспортных средств иностранных производителей определяется с учетом укрупненных показателей трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова легковых автомобилей иностранных производителей, приведенных в приложении 3 к настоящей Методике.

При отсутствии визуально фиксируемых повреждений деталей (узлов) подвески решение о замене элемента принимается по результатам инструментального контроля либо дополнительного осмотра после выполнения полного восстановления геометрических параметров кузова (рамы) транспортного средства, по результатам измерений углов установки колес (УУК) с их последующей регулировкой, при условии выхода параметров УУК за предельно допустимые значения.

При необходимости замены поврежденных стекол, приборов освещения (электрооборудования) либо частей, узлов, агрегатов и деталей с ресурсом меньшим, чем ресурс транспортного средства (например, аккумуляторная батарея, шины, ремни), или наличии повреждений и дефектов, не характерных для транспортных средств с аналогичными параметрами, следует отдельно зафиксировать их марку (производителя), год выпуска, состояние, или, если это невозможно, указать экспертное значение износа.

Решение о замене деталей, изготовленных из пластиковых материалов, принимается только в случае, если изготовитель транспортного средства запрещает их ремонт либо если их ремонт и окраска, включая текстурированные поверхности, технически невозможны или экономически нецелесообразны; решение о замене приборов освещения транспортного средства в случае разрушения их креплений без нарушения работоспособности принимается в случае невозможности ремонта их креплений (отсутствия ремонтных комплектов для ремонта креплений).

Окрасочные работы назначаются в минимально допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства транспортного средства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт-техник проверяет экономическую целесообразность проведения наружной окраски кузова в совокупности с окраской внутренних поверхностей деталей, подлежащих ремонтным воздействиям в случае, если таковая предусмотрена технологией производителя транспортного средства.

Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25 процентов ее наружной поверхности, либо цвет окраски поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.

1.7. В случае когда в ходе осмотра сделано заключение о конструктивной гибели транспортного средства по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта, необходимо отразить в акте осмотра (или приложении к нему) полный перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) в целях определения их стоимости в качестве годных остатков и зафиксировать эти показатели для определения стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия.

Читать дальше  Недобросовестные действия гражданский кодекс

Повреждениями транспортного средства являются:

  • – изменение первоначальной формы (деформация) конструктивных элементов;
  • – изменение свойств конструкционных материалов, из которых изготовлены элементы транспортного средства;
  • – выход параметров рабочих процессов транспортного средства и его отдельных элементов за пределы, установленные нормативной документацией;
  • – потеря работоспособности отдельных элементов транспортного средства без их деформации и изменения свойств их конструкционных материалов (в основном характерно для элементов электроники транспортного средства).

К повреждениям также относятся производные повреждения, которые могут учитываться с определенной вероятностью(например, если при перекосе проема ветрового или заднего окна стекло не треснуло, то при демонтаже возможен раскол стекла вследствие внутреннего напряжения, обусловленного перекосом посадочного места).

Изменения первоначальной формы конструктивного элемента, обусловленные воздействием соседних и конструктивно сопряженных элементов, не являются повреждениями, если при снятии нагрузки первоначальная форма указанного конструктивного элемента восстанавливается без изменения свойств конструкционных материалов и параметров рабочих процессов транспортного средства (в основном характерно для элементов, изготовленных из пластика или резины).

В общем случае при классификации повреждений в качестве основных классификационных признаков выбираются:

  • – типы внешних воздействий, вызвавших повреждения;
  • – первоначальная конструктивная форма поврежденного элемента;
  • – материал, из которого изготовлен поврежденный элемент;
  • – параметры деформации (изменение формы) элементов транспортного средства, характеризующиеся формой и площадью повреждения, местом расположения повреждений, их линейными и объемными размерами (длина, ширина, глубина), а также их координатами относительно неповрежденной части транспортного средства.

Наличие и характер повреждений транспортных средств определяется видом воздействий их вызвавших, которые делятся на механические, тепловые и химические.

Механические воздействия обусловлены механическим взаимодействием объекта экспертизы с другими транспортными средствами или предметами, а также взрывами. К основным видам повреждений, обусловленных механическим воздействием, относятся царапина, выкрашивание, риска, вмятина, задир, выдавливание и т.д., изменение расположения конструктивных элементов относительно друг друга (смещение, люфт, заедание и т.д.), полное разрушение. В целом механическим взаимодействием (столкновением) транспортных средств обусловлены более 90 процентов их повреждений.

Основную долю повреждений транспортного средства, связанных с механическим воздействием, составляют повреждения элементов кузова и оперения, лакокрасочных покрытий, элементов из полимерных материалов.

Основными видами повреждений элементов кузова и оперения являются перекосы и повреждения элементов, изготовленных из листового металла.

Перекосы – наиболее сложные повреждения, они характеризуются изменением геометрических параметров базовых конструктивно-каркасных элементов транспортного средства, а также каркасов съемных элементов.

Для характеристики повреждений элементов кузова и оперения, изготовленных из листового металла, используются следующие показатели, на основании которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений:

  • – количественный показатель – площадь повреждения;
  • – качественные показатели – вид деформации элемента и первоначальные (установленные заводом-изготовителем) конструктивные характеристики элемента в зоне повреждения.

Для характеристики повреждений лакокрасочного покрытия транспортного средства используются следующие показатели, на основании которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений:

  • – вид лакокрасочного покрытия;
  • – площадь повреждения;
  • – первоначальные (установленные предприятием-изготовителем) конструктивные характеристики элемента, на которые нанесены лакокрасочные покрытия.

Установление причин возникновения повреждений транспортного средства потерпевшего производится с целью выявления из всего перечня повреждений, установленных на предыдущем этапе независимой технической экспертизы, номенклатуры повреждений, обусловленных страховым случаем.

В результате осмотра транспортного средства Mitsubishi Lancer 1.8 регистрационный знак М 645 ТЕ / 36 были установлены следующие повреждения (табл.1).

Таблица 1 – Повреждения автомобиля Mitsubishi Lanser 1.8

Наименование детали (узла, агрегата)

Облицовка переднего бампера.

Деформирована (разбита) с нарушением первоначальной формы, целостности, утратой фрагментов.

Решетка радиатора нижняя.

Деформирована (разбита) с нарушением первоначальной формы, целостности, утратой фрагментов.

Усилитель переднего бампера задний.

Деформация металла более 50% поверхности детали.

Усилитель переднего бампера.

Деформация металла более 50% поверхности детали.

Кронштейн переднего бампера средний.

Деформация металла более 50% поверхности детали.

Решетка радиатора верхняя.

Деформирована (разбита) с нарушением первоначальной формы, целостности, утратой фрагментов.

Смещение с мест креплений, деформация металла с глубокой вытяжкой, образованием острых складок, заломов в передней части на площади более 50% поверхности детали.

Петля капота левая.

Деформация с нарушением первоначальной формы.

Петля капота правая.

Деформация с нарушением первоначальной формы.

Деформация с нарушением первоначальной формы, заедание механизма.

Фара передняя левая.

Разрушение кронштейнов креплений.

Фара передняя правая.

Разрушение кронштейнов креплений.

Поперечина передняя нижняя.

Деформирована вовнутрь на площади более 50% поверхности детали.

Верхняя часть панели передней.

Деформация всей поверхности с образованием плавных вмятин.

Панель опорная левая.

Деформирована в передней части на ребре жесткости с общим смещением детали назад.

Читать дальше  Работа не предусмотренная трудовым договором

Облицовка передняя внутренняя (верхняя пластик).

Деформирована (разбита) с нарушением первоначальной формы, целостности, утратой фрагментов.

Радиатор системы охлаждения.

Деформирован с отрывом левого верхнего кронштейна крепления.

Деформирован с образованием замятия сот.

Подушка безопасности пассажира.

Сработала в результате ДТП.

Разрывы в результате срабатывания подушки безопасности пассажира.

Подушка безопасности колен водителя.

Сработала в результате ДТП.

Обивка подушки безопасности колен водителя.

Разрывы в результате срабатывания подушки безопасности колен водителя.

Ремень безопасности передний левый.

Ремень безопасности передний правый.

Датчик удара передний правый.

Требует замены при срабатывании подушки безопасности.

Датчик удара передний левый.

Требует замены при срабатывании подушки безопасности.

Проводка подушки безопасности водителя.

Требует замены при срабатывании подушки безопасности водителя.

Блок управления подушками безопасности.

Требует замены при срабатывании подушек безопасности.

Подушка безопасности водителя.

Сработала в результате ДТП.

Крыло переднее правое.

Нарушение ЛКП в верхней части в результате смещения капота.

Крыло переднее левое.

Нарушение ЛКП в передней части в результате смещения левой блок фары.

На основе осмотра поврежденного транспортного средства Mitsubichi Lanser 1.8 и анализа сведений, представленных в справке о дорожно-транспортном происшествии, установлены следующие причины полученных повреждений (табл. 2).

Таблица 2 – причины повреждений Mitsubishi Lanser 1.8

Наименование повреждения (с указанием поврежденного элемента)

Причина повреждения с приведением ее обоснования

Обусловлено страховым случаем

Облицовка переднего бампера.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Решетка радиатора нижняя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Усилитель переднего бампера задний.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Усилитель переднего бампера.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Кронштейн переднего бампера средний.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Решетка радиатора верхняя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Столкновение с транспортным средством страхователя

Петля капота левая.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Петля капота правая.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Столкновение с транспортным средством страхователя

Фара передняя левая.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Фара передняя правая.

Поперечина передняя нижняя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Верхняя часть панели передней.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Панель опорная левая.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Облицовка передняя внутренняя (верхняя пластик).

Столкновение с транспортным средством страхователя

Радиатор системы охлаждения.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Столкновение с транспортным средством страхователя

Подушка безопасности пассажира.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Столкновение с транспортным средством страхователя

Подушка безопасности колен водителя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Обивка подушки безопасности колен водителя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Ремень безопасности передний левый.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Ремень безопасности передний правый.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Датчик удара передний правый.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Датчик удара передний левый.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Проводка подушки безопасности водителя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Блок управления подушками безопасности.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Подушка безопасности водителя.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Крыло переднее правое.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Крыло переднее левое.

Столкновение с транспортным средством страхователя

Необходимо отметить, что повреждения транспортных средств по механизму следообразования и, следовательно, по присущему им внешнему виду многообразны. Они образуются как простыми прямолинейными движениями, так и иначе — могут приобрести сложный, многоступенчатый характер следового взаимодействия.

В связи с этим предлагаем рассмотреть виды повреждений транспортных средств, наиболее характерные при совершении ДТП.

Данный вопрос неоднократно освещался в криминалистической литературе. Предложенная профессором Н. П. Майлис [1] классификация видов повреждений является наиболее полной.

Вмятины — повреждения различной формы, размеров, характеризующиеся вдавлеиностыо следовоспринимающей поверхности, появляющиеся вследствие ее остаточной деформации.

Задиры — следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности, образуются при контакте жесткой поверхности, частей одного транспортного средства с менее жесткой поверхностью другого или иной природы.

Царапина — неглубокое, поверхностное повреждение, длина которого больше ширины, образующееся при наезде на преграду и при столкновении транспортных средств.

Повреждение — причиненное при плотном контакте частями движущегося транспорта.

Отслоение — отделение частиц, кусочков, слоев вещества с поверхности какого-либо объекта (ТС, дорожного покрытия и т.д.).

Наслоение — связанное с процессом следообразования перенесение материала какого-либо объекта на следовоспринимающую поверхность другого.

Прижатие — придавливание потерпевшего передней, задней или боковой частью ТС к другому объекту (стене, дереву и т.д.).

Соскоб — отсутствие кусочка верхнего слоя воспринимающего материала, вызванное действием острой кромки следообразующей детали, части (обычно бывают при установлении факта контактного взаимодействия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector