Повышение стоимости услуг на уровень инфляции | Загранник

Повышение стоимости услуг на уровень инфляции

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № АП-465/18 “О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования”

В целях организации эффективной работы по исполнению положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), а также регулирования деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее – учреждения) по оказанию платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования (далее соответственно – платные услуги, плата) и недопущения нарушений прав потребителей указанных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, Минобрнауки России сообщает.

Оказание платных услуг возможно в соответствии с частью 17 статьи 2 и статьей 101 Закона об образовании и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» Минобрнауки России разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818) (далее – Порядок).

Порядком предусмотрено, что учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.

Дополнительно сообщаем, что с 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция пункта 6 Порядка, согласно которой размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год (далее – Положение, базовые нормативы затрат).

Согласно пункту 22 Положения значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, общей суммой, с выделением суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, а также суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.

Базовые нормативы затрат по программам высшего образования утверждены от 1 декабря 2015 г. № АП-117/18вн, по программам среднего профессионального образования – от 1 декабря 2015 г. № АП-118/18вн.

Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Положения в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В случае если учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания, затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов платной деятельности, исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году. В связи с этим при расчете размера платы за предоставление платных услуг целесообразно учитывать затраты, связанные с уплатой налога на имущество организаций и земельного налога.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона об образовании при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается договор об оказании платных услуг (далее – договор), в котором указывается полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Полная стоимость платной услуги отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание платной услуги (услуг), предусмотренной договором. Указание полной стоимости платной услуги исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие платной услуги, оказание которой является предметом заключенного договора. Иные услуги, оказываемые учреждением за плату могут оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор между гражданином и учреждением, должен соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о возмездных договорах на оказание услуг (глава 39 ГК РФ), Закону об образовании и Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). При этом Законом о защите прав потребителей гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства Российской Федерации, на восстановление его нарушенных прав.

Пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что информация о цене товаров (работ, услуг) предоставляется в рублях, что является обязательным элементом любой потребительской сделки и полностью соотносится с положениями пункта 1 статьи 317 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2013 г. № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в которой полная стоимость платных образовательных услуг также указывается в рублях.

Вместе с тем, решение об оплате обучения в иностранной валюте распространяется исключительно на нерезидентов, осуществляющих оплату стоимости обучения с территории иностранного государства на валютный счет учреждения. Обусловлено это отсутствием возможности оплатить нерезиденту стоимость обучения в рублях с территории иностранного государства.

Читать дальше  Стаж вождения 2 года сколько стоит страховка

Согласно статьи 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Статья 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит закрытый перечень случаев, в которых расчеты между валютными резидентами могут осуществляться в иностранной валюте, в который расчеты между валютным резидентом – физическим лицом и государственным учреждением не входят.

Таким образом, валютные резиденты, являющиеся сторонами по договору, должны осуществлять расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Частью 3 статьи 54 Закона об образовании определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Дополнительно сообщаем, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учреждения один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения), по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение. При этом согласно части 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. То есть, если договор был заключен в письменной форме и его подписали две или более стороны, то и дополнительное соглашение к нему должно быть выполнено в письменной форме и подписано теми же сторонами. Статьей 310 ГК РФ предусмотрено недопущение одностороннего изменения условий договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК УФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Таким образом, указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если гражданин отказывается от подписания такого соглашения об увеличении стоимости обучения с учетом уровня инфляции, то учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с гражданином.

Если договор заключен в период действия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» до вступления в силу действующего Закона об образовании, в котором не предусматривалась норма, ограничивающая увеличение стоимости оказания платных услуг после заключения договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (часть 3 статьи 54 Закона об образовании), то во избежание нарушения прав обучающихся изменение стоимости обучения должно оформляться путем заключения дополнительных соглашений.

В соответствии с частью 6 статьи 54 Закона об образовании договор не может содержать условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Взимание повышенной платы, увеличенной с учетом уровня инфляции, без заключения дополнительного соглашения с потребителем, или в размере, превышающем уровень инфляции, будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

Кроме того, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму превышающую уровень инфляции, недействительно в силу действия статьи 16 Закона о защите прав потребителей и статьи 168 ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи, с чем заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Прошу руководствоваться данными разъяснениями и в срок до 15 апреля 2016 г. привести в соответствие локальные нормативные акты с целью недопущения ухудшения условий договоров для потребителей, а также проводить разъяснительную работу среди обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц о сути заключаемых договоров и изменений, содержащихся в проектах дополнительных соглашений к договорам на этапе их заключения.

А.Б. Повалко

Обзор документа

Разъяснен порядок формирования стоимости платных услуг по реализации программ высшего образования и среднего профобразования.

В настоящее время действует порядок расчета платы за услуги (работы) учреждений Минобрнауки России, оказываемые (выполняемые) ими сверх госзадания, а также в его пределах (в установленных случаях). При этом с 1 января 2016 г. действует новая редакция одного из его положений. Установлено, что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже базовых нормативных затрат на аналогичную услугу.

В объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта по которым признается имущество учреждения.

Если организация оказывает услуги (выполняет работы) сверх госзадания, то затраты на уплату налогов рассчитываются с применением специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение планируемого объема финансового обеспечения госзадания к общей сумме, включающей предполагаемые поступления от целевой субсидии и доходов платной деятельности, полученных в отчетном финансовом году.

Таким образом, целесообразно учитывать затраты на уплату налога на имущество и земельный налог.

При приеме на обучение заключается договор. В нем указывается полная стоимость услуг и порядок их оплаты. Отмечено, что валютные резиденты, являющиеся сторонами по договору, должны совершать расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Закон об образовании запрещает увеличивать стоимость услуг после заключения договора. Исключение – инфляция.

Учреждения 1 раз в год вправе корректировать полную стоимость услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом инфляции. В этих целях составляется допсоглашение. Оно может быть подписано гражданином добровольно. При отказе учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить допсоглашение или расторгнуть договор с гражданином.

Если договор заключен в период действия прежнего Закона об образовании, то изменение стоимости обучения должно оформляться путем заключения допсоглашений.

Допсоглашение об увеличении стоимости услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно в силу Закона о защите прав потребителей и ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения.

Таким образом, недопустимо заключать со студентом допсоглашения о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции.

Дата размещения статьи: 06.10.2017

Активный сезон подписания договоров на платное обучение в этом году обещает породить меньше проблем, чем обычно, в том числе благодаря Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N АПЛ16-552 (далее – Определение ВС РФ) о правомерности индексации стоимости не только для юридических лиц.

Нормативная база

Возможности оказания учреждениями платных образовательных услуг урегулированы:
– п. 17 ст. 2 и ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании);
– Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (далее – Правила N 706).
При этом учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя:
– из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания;
– расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.
На это указано в утвержденном Приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898 Порядке определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими:
– сверх установленного государственного задания;
– в случаях, определенных федеральными законами, в пределах государственного задания.
Если учреждение решило оказывать платные услуги, то необходимо утвердить пакет локальных нормативных актов. В таком пакете должны быть, например, положения:
– о предоставлении платных образовательных услуг;
– поощрении студентов, обучающихся на местах с полным возмещением затрат на обучение.
Напомним, что платные образовательные услуги оказывают на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также свидетельства о государственной аккредитации.
В соответствии с п. 3 ст. 54 Закона об образовании при приеме на обучение за счет средств физического (юридического) лица должен быть заключен договор об оказании платных услуг. При этом договор должен соответствовать не только Закону об образовании, но и:
– Конституции РФ;
– главе 39 Гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг;
– Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей).
Так, Законом о защите прав потребителей гражданину гарантирована защита его прав:
– на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах;
– надлежащее качество услуг;
– соответствие условий договора требованиям законодательства РФ;
– восстановление его нарушенных прав.
Пунктом 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что информация о цене товаров (работ, услуг) предоставляется в рублях. Отметим, что такая информация – обязательный элемент любой потребительской сделки и полностью соотносится с положениями п. 1 ст. 317 ГК РФ.

Читать дальше  Покупка недвижимости с торгов по банкротству

Оплата образовательных услуг в Правилах N 706

Отказ обучаемого или заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может являться причиной для изменения объема и (или) условий уже предоставляемых ему образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований, в том числе поступающих из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, подлежат безусловному возврату лицам, оплатившим эти услуги.
В порядке исполнения договора учреждение обязано обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме и согласно соответствующим образовательным программам (части образовательной программы) и условиям договора.
При этом учреждение вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей их стоимости за счет собственных средств, в том числе:
– средств, полученных от иной приносящей доход деятельности;
– добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг должны быть установлены локальным нормативным актом и заранее доведены до сведения заказчика и (или) обучающегося.
Особенно актуален этот момент в 2017 году, так как стоимость многих образовательных услуг на 2017/2018 год повышена в два раза. Однако многие вузы решили снизить цену.

Пример 1. Для сохранения конкурентоспособности университет разработал систему скидок для будущих студентов, оплачивающих образовательные услуги с сентября 2017 года. В частности, скидки:
– предусмотрены только для тех, кто учится на "хорошо" и "отлично", при получении троек студент будет вынужден доплачивать до полной стоимости;
– установлены на все время обучения, то есть на 4 года (5 лет).
Еще один фактор для применения скидки – специальность, выбранная первокурсником. В рассматриваемом университете выделили пять групп специальностей, в зависимости от выбора которых снижение стоимости может составить от 10 до 50% при соответствующих баллах ЕГЭ.
В первую группу вошли специалисты 55 инженерных и естественно-научных направлений, в частности:
– биологи, химики, теплоэнергетики;
– специалисты по электронике.
При сумме ЕГЭ в 180 баллов и выше первокурсники, выбравшие направления из указанной группы, получают скидку в 50%.
Вторая группа – 20 социально-гуманитарных направлений. Это менеджмент, бизнес-информатика, журналистика, религиоведение. Скидка по этим направлениям составит 35% от стоимости обучения при условии 195 баллов за ЕГЭ.
Третью группу составили такие специальности, как:
– физическая культура;
– рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.
Все поступившие на платное обучение по третьей группе получают скидку 35% без учета баллов ЕГЭ (в университете готовят специалистов для универсиады).
Четвертая группа специальностей – педагогические направления. Скидка 20% при условии 200 баллов ЕГЭ.
Пятую группу составили лидеры набора – будущие экономисты, таможенники, лингвисты и архитекторы. Первокурсникам этих направлений необходимо набрать за ЕГЭ более 210 баллов, а скидка составит всего 10% от стоимости обучения.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора в общем случае недопустимо (п. 3 ст. 54 Закона об образовании). Исключение – случаи увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год, плановый период.
При этом подразумевается, что и реализация соответствующей программы обучения охватывает соответствующие периоды времени всего процесса обучения.

Средства платежа

Учреждение не может установить эквивалент оплаты в валюте и, соответственно, выиграть на суммовой разнице. В соответствии со ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.
Так, например, Приказом Минобрнауки России от 21.11.2013 N 1267 утверждена примерная форма договора на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. В указанной форме полная стоимость платных образовательных услуг указана в рублях.
Вместе с тем решение об оплате обучения в иностранной валюте может быть применимо к нерезидентам. Оплата обучения такого контингента, как правило, происходит с территории иностранного государства и на валютный счет учреждения.
Соответственно, указание стоимости обучения в валюте по нерезидентам обусловлено объективными обстоятельствами – отсутствием возможности для нерезидента оплатить обучение в рублях с территории иностранного государства.
Согласно ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. В частности, это Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон N 173-ФЗ).
При этом закрытый перечень случаев, в которых расчеты между валютными резидентами могут осуществляться в иностранной валюте (ст. 9 Закона N 173-ФЗ), не упоминает расчеты:
– между валютным резидентом – физическим лицом;
– образовательными учреждениями.
Таким образом, валютные резиденты – физические лица, являющиеся сторонами по договору, должны проводить расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Особенности изменения стоимости обучения

При внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в части изменения уровня инфляции) в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам недопустимо. Однако один раз в год допустимо корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты предыдущих периодов обучения) по уже заключенным договорам.
Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение, которое должно быть в той же форме, что и договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). При этом ст. 310 ГК РФ запрещает одностороннее изменение условий договора, за исключением случаев, определенных законодательством РФ. Так, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, закрепленных гражданским законодательством, а также другими законами или договором.
Если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором, изменение и расторжение договора возможны также по соглашению сторон (п. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ).
Таким образом, указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если он отказывается от подписания соглашения об увеличении стоимости обучения с учетом уровня инфляции, то учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с ним.
При этом будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями) взимание повышенной платы, увеличенной с учетом уровня инфляции без заключения дополнительного соглашения с потребителем, в размере, превышающем ее уровень.
Кроме того, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно в силу ст. 16 Закона о защите прав потребителей и ст. 168 ГК РФ.
Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, является административным правонарушением (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ). В связи с этим заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Читать дальше  Образец заполнения анкеты на визу в германию

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность индексации

Определением Верховного Суда РФ оставлено в силе принятое ранее им же решение, которым было отказано в признании недействующим п. 8 Правил N 706. Оспаривалась та часть указанного пункта, которая предусматривает возможность увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения договора с учетом уровня инфляции.
Гражданин, оспоривший указанное право учреждения, заявил:
– об ущемлении его прав как потребителя, поскольку из-за оспариваемой нормы он был введен в заблуждение относительно конечной цены договора;
– о дискриминации, так как предусмотрена только возможность повышения стоимости услуги в случае инфляции, но не предусмотрено снижение – при дефляции.
Первая, а вслед за ней и апелляционная инстанция ВС РФ не согласились с аргументами истца. Суд указал, что оспариваемая норма:
– принята Правительством РФ в пределах его полномочий;
– не противоречит ни Закону об образовании, содержащему аналогичное правило, ни каким-либо конкретным положениям Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, довод истца о том, что п. 8 Правил N 706 и соответствующая норма Закона об образовании применимы лишь к отношениям с участием юридических лиц, был признан ошибочным.

«Одну из УО нашего города заставили исключить из договора управления положение о том, что размер платы за содержание общего имущества ежегодно индексируется на величину инфляции. Почему такое условие договора не соответствует законодательству? Ведь инфляция есть, а УО не должна терпеть убытки. »

На вопрос отвечает Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в Новороссийске, независимый эксперт при Минюсте России по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг».

Действительно, многие УО включают в договор управления фразу: «Ежегодно размер платы индексируется на величину инфляции».

Повышение стоимости услуг из‑за инфляции нельзя считать непредвиденным обстоятельством. При заключении договора стороны должны были прогнозировать экономическую ситуацию и не могли исключить вероятность того, что в период исполнения договора цены будут расти. На это указывал Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.04.2010 по делу № А40-90259/08‑28‑767. Соответственно, УО могла и должна была в силу своего профессионализма предложить собственникам создать резерв на непредвиденные и неотложные расходы, чтобы не допустить увеличения размера платы за жилое помещение.

Условие об автоматическом повышении размера платы экспертное сообщество и суды оценивают противоречиво.

Одни специалисты считают, что любое изменение фиксированного размера платы может происходить только по решению общего собрания. Это следует из условий п. 7 ст. 156 ЖК РФ: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, в котором не созданы ТСЖ либо иной ЖК, утверждается на общем собрании собственников помещений в этом доме. Размер такой платы определяется с учетом предложений УО и устанавливается на один год и более.

ПРИМЕР

Увеличение платы на индекс инфляции признали незаконным

УО включила в договор управления условие об одностороннем изменении платы за содержание на базовый индекс потребительских цен (индекс инфляции) по субъекту РФ.

Роспотребнадзор привлек УО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор управления условий, ущемляющих права потребителей.

Суд признал постановление Роспотребнадзора законным, поскольку «самовольное увеличение управляющей организацией размера платы за содержание жилищного фонда многоквартирного дома, в т. ч. на базовый индекс потребительских цен (индекс инфляции), без решения общего собрания собственников помещений в таком доме не допускается, включение в договор управления таких условий противоречит нормам действующего законодательства, ущемляет установленные законом права потребителей». Суд руководствовался п. 7 ст. 156 ЖК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу № А21-4412/2013).

Часть специалистов уверена, что в силу свободы договора фиксированный размер платы за услуги и работы может меняться каждый год. В частности, он может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований — например, при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитанных исходя из совокупности указанных показателей. В таком случае не требуется ежегодно принимать общим собранием собственников решение об изменении такой платы. Минстрой России подтверждает законность индексации платы за жилищные услуги, указывая в приказе от 31.07.2014 № 411/пр возможность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на срок более одного календарного года с учетом применения предусмотренного договором управления индекса к стоимости работ, услуг (подп. «а» п. 9).

Чтобы условие об «автоматическом» повышении размера платы на величину инфляции нельзя было оспорить, предусмотрите в договоре управления правило об индексации. Рекомендуем такую формулировку: «Размер платы ежегодно индексируется в соответствии с прогнозными показателями инфляции, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий календарный год. Изменение размера платы в указанном случае не требует принятия дополнительного решения общим собранием собственников». Отсутствие подобного условия в договоре сделает индексацию недопустимой (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.02.2016 по делу № А28-5443/2015). Предложенная формулировка защищает собственников и иных пользователей помещений от произвольного изменения размера платы, поскольку фактически указывает на индекс инфляции, утвержденный законом о федеральном бюджете на каждый год.

Индекс инфляции на следующий год публикуется, как правило, в декабре текущего года. Значит, вы успеете уведомить всех потребителей о повышении размера платы за 30 дней до даты представления платежных документов.

Чтобы дополнительно «защитить» условие об индексации размера платы, мы рекомендуем прописать в договоре управления, что информация о необходимости изменения размера платы за содержание доводится до сведения совета МКД. Члены совета могут инициировать общее собрание собственников по данному вопросу. Если же общее собрание не состоится в назначенный срок, то вы можете провести индексацию в порядке, предусмотренном договором управления. С председателем совета МКД подпишите дополнительное соглашение к договору управления об изменении размера платы (убедитесь, что у председателя есть доверенность).

По смыслу ст. 451–452 ГК РФ подобный механизм изменения условия договора о цене является наиболее правильным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector