Причины жестокого обращения с детьми в семье | Загранник

Причины жестокого обращения с детьми в семье

ГБУСОН РО «СРЦ Чертковского района»

«Основные причины жестокого обращения с детьми»

воспитатель Харченко Е.И.

1. Что надо понимать под «жестоким обращением»

2. Виды жестокого обращения

3. Классификация насилий

4. Факторы риска

5. Причины жестокого обращения с детьми

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми стала распространённым явлением в современном мировом обществе.

Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Н. Кемпе провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел статистические данные о распространении насилия над детьми.

С 1970-х годов появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком.

По данным ЮНИСЕФ, жертвами бытового насилия являются 275 млн. детей планеты.

«Жестокое обращение с детьми – это глобальная проблема, которая глубоко укоренилась в культурной, экономической и социальной сферах». (По заявлению Всемирной Организации Здравоохранения, 2002).

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Только в 1998 года п.11 постановления №10 Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитание детей» появились разъяснения, из которых следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.

Что надо понимать под «жестоким обращением»?

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое,

сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

Физическое насилие выражается в форме ударов, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.

Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порно бизнес.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания».

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу».

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

– явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

– происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

– единичное или множественное, длящееся долгие годы;

по месту происшествия и окружения насилие бывает:

дома со стороны родителей или родственников;

в школе со стороны педагогов или детей;

на улице со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Как не парадоксально звучит, но ребенок чаще всего под жестокое обращение попадает именно в семье.

Научными исследованиями установлено, что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;

ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

По мнению Н.В. Лафицкой ( Наталия Владимировна Лафицкая – писатель, кандидат социологических наук, клинический психолог, профессор РАЕ), на сегодняшний день проблема насилия, агрессии, жестокого отношения среди людей является одной из самых главных в гуманитарных науках. Можно с уверенностью сказать, что агрессивное поведение, проявление людской жестокости является выходцем из института семьи, по крайней мере, в большинстве случаев.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми или окружающими.

Прежде всего, необходимо понимать, что существуют факторы риска, т.е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются следующие:

наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

нелюбимый ребенок в семье;

сходство с нелюбимым родственником;

нарушения в поведении ребенка;

«трудный» ребенок и др.

Другой фактор риска – социальное неблагополучие семьи:

– неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

– семьи с приемными детьми;

– наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

– специфические культурные или религиозные факторы;

– стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

– низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

– юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

– статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Не менее значимым и важным фактором риска является состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей:

– психические заболевания (психоз, депрессия);

– критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

– наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

– родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

При наличии данных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются факторы риска, где есть почва для жестокого обращения с ребенком.

Причины жестокого обращения с детьми можно выделить в несколько групп:

Неполные, конфликтные семьи. Ссоры супругов, побои, уходы из дома, воспитание одним родителем, присутствие отчима, мачехи увеличивает вероятность жестокого обращения.

Читать дальше  Отпуск за свой счет для работающих пенсионеров

Асоциальные семьи. Малообеспеченность, тяжелые материально-бытовые условия, отсутствие постоянной работы, алкоголизм, наркомания родителей, занятие преступной деятельностью, проституцией являются факторами повышенного риска.

Культурно-образовательный уровень родителей . Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей, низкий нравственный, интеллектуальный уровень становятся основой для неуважительного отношения, унижения ребенка.

Непринятие ребенка. Нежеланная беременность, восприятие ребенка как слишком активного, непослушного, недостаточно умного и т.д. Часто «мишенью» становятся дети, имеющие психические, физические заболевания.

Перенос модели поведения. Быть жестокими склонны родители, подвергавшиеся насилию в детстве. Воспитание, включающее угрозы, запугивания, унижения, побои, расценивается как нормальное.

Соматические, психические заболевания. Причиной жесткости могут быть расстройства аффективной сферы родителя – психопатологические изменения личности, острые реакции на стрессовую ситуацию (развод, потеря работы), неврозы, психозы, длительные изматывающие соматические заболевания (соматические заболевания – патологии, которые возникают вследствие негативного влияния на организм внешних факторов и психического состояния человека), инвалидизации.

Причины, провоцирующие насилие над детьми, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории.

Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.

С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.

Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.

Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями обидчика и жертвы – ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Причины жестокого обращения разнообразны и не всегда очевидны.

Постановка диагноза осуществляется на основе анамнеза медицинского обследования.

Более половины всех докладов Службы защиты детей было сделано специалистами, которым поручено представлять информацию о жестоком обращении (например, педагогами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных кадровых служб, юристами, медицинским персоналом).

Классификация жестокого обращения с детьми

Физическое насилие. Это нанесение физического вреда или участие в действиях, которые создают высокий его риск. Оно включает тряску, падения, удары, укусы и ожоги (например, от прикосновения сигаретой). Насилие является наиболее распространенной причиной тяжелых травм головы у ребенка, для детей раннего возраста характерны травмы брюшной полости. Наибольший риск жестокого обращения существует для маленьких детей (преступники знают, что те не могут жаловаться), затем он снижается для младших школьников и вновь возрастает к подростковому возрасту.

Сексуальное насилие. Сексуальное насилие не включает сексуальные игры, в которых дети, близкие по возрасту (с разницей не более 4 лет), подсматривают друг за другом или касаются друг друга в области половых органов без применения силы или принуждения.

Эмоциональное насилие. Эмоциональное насилие – это причинение вреда ребенку с помощью слов или действий. К нему относятся: наказание ребенка со значительным повышением голоса; отвержение с унижением способностей ребенка, запугивание и терроризирование, эксплуатирование или развращение, а также поощрение девиантного поведения. К эмоциональному насилию относится и отсутствие ожидаемого ребенком вербального контакта, в ситуации социальной изоляции (например, изоляции ребенка от общения с близкими или со сверстниками).

Небрежность. Небрежность (пренебрежение нуждами) – неспособность взрослого обеспечить или удовлетворить основные физические, эмоциональные потребности ребенка.

Пренебрежение физическими потребностями включает неспособность взрослого обеспечить ребенка питанием, одеждой, жильем, защитить от возможных опасностей.

Пренебрежение эмоциональными потребностями предполагает отсутствие эмоциональной привязанности к ребенку со стороны взрослого, отказ от проявления любви и эмоциональной поддержки. К пренебрежениям образовательных потребностей относят: отказ родителей от зачисления ребенка в школу, обеспечения им ее посещения или предоставления домашнего обучения в случае необходимости. Пренебрежение медицинской помощью – это бездействие или отказ взрослого от необходимого лечения ребенка (травм, физических и психических болезней) или профилактической помощи (например, прививок, регулярных стоматологических осмотров).

Культурные факторы. Грубые телесные наказания (например, порка, ожог, ошпаривание) воспринимаются во многих странах как жестокое обращение. В ситуации более легких физических и психологических травм, полученных ребенком от взрослого, границы между социально приемлемым поведением и насилием зависят от культурной среды. Вместе с тем определенные элементы культуры (например, уродование женских половых органов) настолько экстремальные, что представляют бесспорное насилие. Однако некоторые народные средства (например, царапанье кожи монетой, постановка банок, припарки раздражителями) часто вызывают повреждения (например, ушибы, незначительные ожоги), которые могут имитировать повреждения, вызванные насилием. В таких случаях грань между приемлемыми элементами культуры и насилием размыта.

Аналогичным образом, если ребенку не предоставлено необходимое для жизни лечение (например, при диабетическом кетоацидозе) или если дети не получают плановой медицинской помощи, такое поведение считается небрежностью независимо от намерений родителей или опекунов. Тем не менее в США определенные люди и культурные группы все больше сокращают вакцинацию своих детей, ссылаясь на соображения безопасности или вероисповедания. В таких случаях, если дети здоровы, как правило, нет необходимости выяснять, является ли отказ медицинской небрежностью. Тем не менее перед лицом болезни отказ от научно и медицински обоснованного лечения часто требует дальнейшего расследования, а иногда и юридического вмешательства.

Причины жестокого обращения с детьми

Насилие. Во многих случаях насилие происходит при потери контроля над эмоциями у родителя или опекуна. Этому способствует несколько факторов. Определенную роль играют личностные особенности и опыт виктимизации самого родителя, склонного к насилию. Как правило, такие родители испытывают дефицит эмоциональных контактов с близкими, сами были жертвами насилия, что негативно отразилось на их самооценке, личностной зрелости. Без специальной психологической помощи такие родители склонны к идеализации отношений с ребенком, что приводит к разочарованию в подопечном и потере контроля над эмоциями.

Раздражительные, требовательные или гиперактивные дети могут спровоцировать гнев родителей, как и умственно или физически неполноценные дети, так как они наиболее зависимы от взрослых. Иногда сильная эмоциональная связь не развивается между родителями и недоношенными или больными младенцами, разлученными с родителями рано в младенчестве, или с биологически неродственными детьми (например, приемными), что повышает риск насилия.

Ситуационный стресс может спровоцировать насилие, в частности когда эмоциональная поддержка родственников, друзей, соседей или коллег недоступна.

Физическое, эмоциональное насилие и небрежность связаны с бедностью и низким социально-экономическим статусом. Тем не менее все виды насилия, включая сексуальное, выявляют во всех социально-экономических группах. Риск сексуального насилия увеличивается для детей, которые имеют несколько опекунов или опекуна с несколькими сексуальными партнерами.

Небрежность. Небрежность обычно возникает в результате сочетания таких факторов, как плохое воспитание, плохие навыки по снятию стресса, неблагоприятные семейные условия и стрессовые жизненные обстоятельства. Небрежность часто возникает в бедных семьях, испытывающих финансовые и экологические стрессы, особенно если родители также имеют психические расстройства (депрессию или шизофрению), злоупотребляют наркотиками или алкоголем или имеют ограниченные интеллектуальные способности. Дети в семьях с одним родителем могут подвергаться риску проявления небрежности из-за низкого дохода и меньшего количества доступных ресурсов.

Симптомы и признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие. Повреждения кожи являются общими признаками насилия и могут включать: отпечатки рук или овальные следы от пальцев, вызванные пощечинами или хватанием и тряской; длинные лентовидные синяки, полученные в результате порки ремнем, или узкие дугообразные синяки, вызванные ударами удлинителем; многочисленные небольшие круглые сигаретные ожоги; симметричные ожоги верхних или нижних конечностей или ягодиц, возникшие в результате преднамеренного погружения в горячую жидкость; следы укусов; утолщенную кожу или рубцы в углах рта, вызванные попытками заставить молчать. Небольшая алопеция с различной длиной волос может быть результатом их выдергивания.

Переломы часто связаны с физическим насилием и включают переломы, длинных трубчатых костей и пальцев у неходячих детей и метафизарные переломы; у детей 5 лет. В стандартное освидетельствование включены передне-задний вид черепа и груди, боковой вид позвоночника и длинных костей, передне-задний вид таза и передне-задний и косой виды рук.

Сексуальное насилие. Венерические заболевания любого рода у ребенка

Читать дальше  Уральские авиалинии правила возврата билетов

Обеспечение безопасности и соблюдение интересов ребенка является прямой обязанностью государства, а проявление жестокости по отношению к детям всегда признается преступным деянием, так как ничто не может оправдать причинение любого вреда здоровью малышей.

Жестокое обращение родителей с детьми

Жестокость в отношении к детям проявляется повсеместно. Проблема взаимоотношения родителей с детьми, когда матери или отцы вымещают свою злость на детях, актуальна во всех странах мира.

На глобальном уровне регулированием вопросов о жестоком обращении с детьми занимается ООН, объединяя все возможные нормы, законы и правила поведения по отношению к детям, которые призваны защитить малышей от их неадекватных родителей, в едином документе, который будет универсальным мерилом нарушения прав детей.

Такой документ называется Международной Конвенцией о правах ребенка. На уровне государственной ответственности Конвенция призывает к соблюдению прав детей и оказанию посильной защиты каждому малышу.

Государства, которые принимают участие в формировании законодательных норм и гарантий для неприкосновенности жизни малышей, согласно ст. 19 указанного документа обязаны защищать любого малыша от нанесения ему физического или психического ущерба, оградить детей от насилия, оскорбления личности, использования в личных корыстных целях, от грубости и отсутствия заботы.

Но все это слишком глобально и далеко от реальных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, находясь в различных городах, семьях, пребывая в невероятных условиях проживания.

Для многих детей, особенно тех, кто имеет увечья, жестокость слов, оскорбляющих малыша, имеет большие разрушительные последствия, чем побои. Отсутствие ласки матери, заботы отца, внимательности со стороны родителей приводит к глубоким травмам неокрепшей психики детей.

Как можно сформулировать понятие жестокого обращения с детьми, как создать условия для обеспечения максимально возможной защиты для ребят?

В законодательных нормах, действующих в современной России, нет четкого понятия для этого термина. В нормативно-правовых актах есть упоминание о том, что на основании жестокости родителя к ребенку можно требовать через суд лишить родителя его неотчуждаемого права по отношению к ребенку, но что же считать жестоким обращением.

Для детального понимания вопроса необходимо изучить различные кодексы, законы и подзаконные акты, компилируя информацию в единое понятие.

Жестокость к детям, выраженную в действиях, направленных на осознанное причинение вреда психическому или физическому здоровью, с целью нанести урон ребенку, в бездействии преступного характера, когда родитель понимает, что его невмешательство может привести к травмам или гибели ребенка, которая проявляется со стороны родителей, родственников, воспитателей, учеников, иных лиц, в ответственность которых вменена обязанность обеспечения нормальных условий жизни ребенка для его роста, развития, взросления, принято считать совокупностью составляющих жестокого отношения к детям.

Для более конкретного понимания проблемы выделяется несколько форм жестокого отношения к детям:

  • Насилие, связанное с причинением вреда физическому здоровью ребенка, выраженному в нанесении увечий, травм, ран либо прямых угроз совершения перечисленных действий;
  • Влияние или прямое воздействие на психику ребенка, цель которого заключается в формировании атмосферы страха, унижения, оскорбления, ругани, ненависти, отвержения ребенка. Часто такое воздействие проводится опосредованно, чтобы постепенно сформировать в ребенка комплексы, которые позволят взять под контроль деятельность ребенка помимо его воли. Выражаются такие воздействия в смене поведения малыша, в появлении нервных тиков, заторможенности развития, пугливости и депрессии в ярко выраженной форме, замкнутости. Все это постепенно переходит в стадию проявления жестокости уже самого ребенка сначала к живым организмам, затем к сверстникам;
  • Побуждение или принуждение к действиям сексуального характера, выраженное в домогательствах, в требованиях совершать определенные действия;
  • Лишение ребенка внимания, нежности со стороны родителей, ласки и заботы, намеренно грубое и резкое отношение ко всему, что делает или говорит малыш. Проявляется в отсутствии обеспеченности ребенка всеми необходимыми для нормальной жизни предметами, вещами обихода, одеждой по сезону, обувью, предметами личной гигиены, медикаментами.

Для того чтобы появился повод обратиться в органы правопорядка с целью проверить условия проживания и содержания малыша, необходимо знать признаки жестокости в отношении к детям.

Детально перечислить их необходимо в следующей последовательности:

  • Явные следы нанесенных травм, ранений, увечий, нарушение целостности кожных покровов, следы ударов, удушения, переломы. За такие действия в отношении несовершеннолетних установлена уголовная ответственность согласно гл. 18 УК РФ;
  • Следу надругательства, попытки совращения, увечья от прямого насилия, за эти действия со стороны любых лиц предусмотрена уголовная ответственность;
  • Сильные нарушения в состоянии здоровья малышей, вызванные длительным отсутствием минимальной заботы о ребенке, проявляющиеся по причинам голодовки, сильных болезней, инфекций, травм, которые ребенок получал по причине отсутствия присмотра со стороны родителей;
  • Ребенок проживает в условиях, несоответствующих никаким санитарным нормам, он лишен нормального питания, минимального медицинского надзора, не научен нормам гигиены, нет условий для реализации естественных потребностей и желаний ребенка, прописанных в статье 156 Уголовного кодекса России;
  • Ребенок лишен условий для сна и отдыха по причине постоянных скандалов в семье, ругани, драках при ребенке, чаще всего вызванных загулами и алкогольным опьянением родителей.

Если указанные признаки жестокого обращения проявляются в присутствии сотрудников дошкольных учреждений, школьных и иных специальных учреждений, то им необходимо сразу оформлять докладную записку на имя директора указанного заведения, чтобы донести информацию о возможном факте проявления грубости и жестокости по отношению к ребенку.

Любой руководитель государственного образовательного или воспитательного учреждения в течение суток обязан уведомить государственного опекуна о выявленной проблеме в письменной форме. А потребовать провести проверку условий содержания ребенка руководитель образовательного или воспитательного учреждения должен путем телефонного (иного коммуникативного способа) звонка, с указанием причин такого запроса и точных данных, которыми располагает по малышу, в адрес которого необходимо провести защитные меры.

Государственный опекун, который принял запрос на проведение расследования и изучения условий проживания ребенка, который, возможно, подвергся жестокому обращению, обязан организовать проверку жилья и места постоянного пребывания малыша вместе с полицейским, чаще всего на стартовом этапе проверки со стороны МВД выступает участковый.

После проведения проверки условий существования ребенка в семье, условий воспитания, обеспечения продуктами питания, предметами гигиены и материалами для обучения, представитель органа опеки составляет акт проверки, вносит туда все данные, подтверждение которым были обнаружены, и передает его руководителю учреждения, который инициировал проверку.

Участковый полицейский составляет справку, в которую включает информацию о родителях малыша, об их поведении, прикладывает мнения соседей, результаты опроса родственников и передает документ руководителю учреждения, инициировавшему данное разбирательство в пользу ребенка.

Получив документы, подтверждающие факты проявления жестокости по отношению к ребенку, руководитель образовательного или воспитательного учреждения отправляет все данные и свое заявление в прокуратуру для того, чтобы прокурор или иной государственный обвинитель инициировал судебное разбирательство по факту проявления жестокости к ребенку со стороны родителей либо лиц, обязанных обеспечивать ребенку условия проживания, воспитания, развития.

Завершающим этапом становится передача документов комиссию по делам несовершеннолетних, которая будет заниматься судебным разбирательством и выявлением более детально всех возможных фактов нарушения прав ребенка, что решит дальнейшую судьбу малыша. Нужно помнить, что в комиссию передаются копии всех материалов дела для хранения в архиве комиссии.

Защита прав детей при жестоком обращении в семье

В теории существует возможность позвонить в специальную службу приема телефонных жалоб на жестокое обращение с детьми. На практике почти никто не знает номера телефонов службы доверия.

Если ребенок подвергается жестокому отношению, грубости и силовому воздействия, в состоянии страха перед взрослыми обидчиками шанс на то, что малыш сам обратится в службу защиты прав детей, равен нулю.

Чаще всего, условия, в которых проживают малыши, которые подвергаются жестокости со стороны членов семьи, не подразумевают наличия возможности ребенка вообще кому-либо сообщить о своих проблемах.

Лишение отца родительских прав за неуплату алиментов.

Образец искового заявления на лишение родительских прав смотрите тут.

Для предотвращения подобных ситуаций и в целях профилактики проявления жестокости к детям участковые полицейские обязаны проводить осмотры всех жильцов, которые относятся к их подконтрольному участку.

Важность работы участкового заключается в том, что ответственный сотрудник сам может инициировать проверку со стороны органов опеки, если заподозрит сокрытие фактов жестокого обращения с детьми родителями.

Читать дальше  Письмо о задолженности по акту сверки образец

В органы опеки, в комиссию по делам несовершеннолетних, в подразделение МВД на местах может обратиться любой сознательный гражданин, обладающий информацией или фактами умышленного проявления насилия и грубости к детям.

Далее уже после принятой информации компетентные органы проведут проверку, расследование и подготовят документы к суду, важно понимать, что именно гражданская позиция ответственности за детей может помочь предотвращать проявление грубости к детям.

Более того, в российском законодательстве предусмотрено право самого ребенка обращаться в органы полиции по упрощенному номеру и сообщить о факте жестокого обращения в его адрес от родителей, родственников, иных граждан, проживающих совместно с ребенком на одной жилой площади.

Обращение малыша может носить конкретный характер, в случае если ребенок точно указывает на того, кто проявляет грубость, абстрактный характер, если ребенок просто жалуется на побои или насилие в свой адрес.

Обращение малыша должно быть зафиксировано дежурным, в кратчайший срок должен быть назначен ответственный сотрудник МВД, который проведет проверку по факту обращения и инициирует, при необходимости, дальнейшее обращение в органы опеки и попечительства для детального решения проблемы жестокого обращения с ребенком со стороны его родителей.

Если выяснится, что факт звонка со стороны ребенка был, но сотрудник не отреагировал, подумав, что такое сообщение является шуткой, не принял меры к проверке ситуации, а в итоге ребенок пострадает, то такой сотрудник подвергается уголовному преследованию по факту преступного бездействия, чаще всего ставится вопрос о его полном или частичном несоответствии занимаемой должности.

После факта приема заявления или тревожного звонка, государственные органы должны организовать проверку места проживания ребенка, условий содержания малыша, уровня обеспеченности необходимыми для жизни вещами и условиями.

После проверки должно быть принято какое-либо решение:

  • Если факты жестокого обращения с ребенком подтвердились полностью или частично, то необходимо передать все материалы в органы прокуратуры, далее уже компетентные органы будут рассматривать дело по существу и принимать решение о возбуждении уголовного дела в адрес родителей пострадавшего ребенка;
  • По инициативе государственного опекуна и представителя комиссии по работе с несовершеннолетними в органы прокуратуры и суда направляются представления с требованием лишить указанных граждан, виновных в жестокости по отношению к своим детям, родительских прав. В частных случаях требуется принять меры по временному ограничению прав на детей, чтобы у органов опеки был повод и основания изъять ребенка из условий, которые не соответствуют минимальным требованиям для проживания малыша в квартире;
  • Родители признают свою вину, и семья ставится на учет в органы опеки, в полиции и комиссии по делам несовершеннолетних, родителям выдаются на руки предписания, которые обязывают их поменять образ жизни и начать обеспечивать малышам условия проживания, достаточные для нормального развития и роста. При этом проводится постоянный контроль исполнения предписаний органами государственного надзора, обязательно назначается срок исправления сложившейся ситуации и цели, например, излечиться от наркотической зависимости.

Профилактика жестокого обращения с детьми

На органы опеки и попечительства возложена важнейшая функция по предотвращению возникновения проявлений жестокости к детям.

Для этого применяются отработанные в мировой практике методики:

  • Заранее выявлять семьи с неблагополучным вектором развития, если уровень дохода в семье неуклонно падает, отношения портятся, условия жизни для детей ухудшаются, родители не предпринимают попытки решить проблему. Такую статистику должен вести участковый полицейский, хотя чаще всего вместо профилактики жестокого обращения с детьми, участковый вынужден заниматься оформлением документов, бумаг и дел, не внесенных в его должностную инструкцию;
  • Необходимо на базе комиссии по делам несовершеннолетних и с помощью участковых организовывать беседы с неблагополучными родителями, с целью выявления уровня обреченности и неизбежности ухудшения условий жизни для детей, чтобы заранее принять меры со стороны органов опеки;
  • Необходимо четко отслеживать, посещают ли дети в неблагополучных семьях воспитательные или образовательные учреждения, к которым они приписаны или в силу возраста, или обстоятельств;
  • Необходимо проводить совместную работу с сотрудниками здравоохранительной системы, чтобы педиатры отдельно и чаще посещали неблагополучные семьи с целью регулярной проверки состояния здоровья проживающих в таких семьях детей;
  • Крайне важно отслеживать все данные о потерявшихся детях, малышах, на которых оформлены заявления, как о пропавших без вести, о детях, которые беспризорничают, не появляются дома, хотя у них есть семьи и родители;
  • Постановка на государственный учет по безработице в случае отсутствия возможности родителям в неблагополучных жизненных условиях найти работу, обеспечение минимального пособия, для поддержания необходимого минимума для жизни детей.

Отдельно рассматривается ситуация, когда по итогам проверки на основании заявления в адрес родителей, выясняется, что жестокое отношение к ребенку было проявлено единожды и не повторялось ранее, выносится устное предупреждение компетентными органами, но для участкового такие проявления являются сигналом для более пристального контроля таких семей.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Если факт жестокого обращения с ребенком установлен, доказан и обоснован, то к гражданину могут быть применены следующие виды ответственности:

  • Ответственность административного характера за неисполнение или частичное неисполнение обязанностей родителей по воспитанию, материальному обеспечению детей, по осуществлению защиты интересов малышей. За нарушения такого характера предусматривается вынесение устного предупреждения или выписка штрафа суммой, не превышающей пятьсот рублей, что, несомненно, не является останавливающим фактором для граждан, допускающих жестокость к детям. Административная ответственность накладывается в таких случаях только родителям, родственникам или лицам, исполняющим обязанности родителей малышей;
  • Уголовное преследование осуществляется в случаях, когда доказаны факты насилия в любой форме, повреждения, нанесенные ребенку осознанно, за несоблюдение норм и обязанностей по контролю над жизнью детей, за проявленное сексуальное насилие, угрозу совершения жестокого деяния, которая применяется для получения выгоды от каких-либо действий ребенка против его воли.

Уголовная ответственность применяется в случаях нарушения действующего УК РФ, предусмотренных в ст. 156, где четко прописано, что не только за преступные деяния, но и за неисполнение обязательств может наступить уголовное наказание.

Субъектами уголовного преследования по факту применения жестокости к детям чаще всего становятся следующие лица:

  • Родители ребенка;
  • Официальные опекуны;
  • Родственники, на попечении которых находится ребенок;
  • Работники учреждений, где проживает ребенок, если его родители лишены родительских прав;
  • Сотрудники воспитательных или образовательных учреждений.

При этом к проявлению жестокости по отношению к детям допустимо считать следующие деяния перечисленных лиц:

  • Нарушение биологических ритмов малыша, выраженных в несвоевременном кормлении, нарушении сна, лишения возможности бывать на воздухе, создание условий для появления проблем гигиенического характера;
  • Отсутствие одежды, обуви по погоде, что приводит к переохлаждению и иным заболеваниям ребенка;
  • Подвергание голоданию, лишение питья;
  • Отвержение ребенка, создание условий психологического давления, эмоционального срыва, провокация ругани и крика с целью довести до глубокой истерики;
  • Действия или преступное бездействие родителей, которое приводит к физическим и психическим травмам детей.

Доказанное жестокое отношение к детям часто приводит к вынесению судом решения о лишении или ограничении родительских прав для таких граждан, которые позволяют совершать действия преступного характера в отношении своих детей.

Отдельно регулируются законом ситуации, когда жестокость по отношению к несовершеннолетнему в возрасте старше четырнадцати лет применяется со стороны педагога. В таких случаях педагог обязан возместить затраты на медицинскую помощь, моральный ущерб и компенсировать частичную или полную потерю трудоспособности по причине действий жестокого характера указанного педагога.

Сумма компенсации рассчитывается, исходя из нормы МРОТ, если ребенок работал по договору возмездного вознаграждения, то в соответствии с суммой заработка, если она превышает МРОТ.

Дисциплинарная ответственность чаще всего применяется к лицам, в ведении которых находились учреждения, на территории которых совершались жестокие действия по отношению к детям.

Особенно это относится к должностным лицам, которые намеренно избегали информации о жестоком обращении к детям и игнорировали требования проявить действия к обидчикам детей в рамках подотчетного учреждения.

Подводя итог, необходимо понять, что жестокое отношение к детям в современном мире нереализованных родителей не редкость, необходимо быть внимательными не только к своим, но и к чужим детям, если обнаруживаются признаки насилия или побоев, необходимо обратиться в органы опеки с целью провести проверку по возможным нарушениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector