Проверка рулевого управления на дороге гибдд | Загранник

Проверка рулевого управления на дороге гибдд

Право ДПС проверять неисправности

За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя. Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?

Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2019 года?

Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:

  1. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
  2. Приложение №8 к Техническому регламенту О безопасности колесных транспортных средств.

Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.

Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.

А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.

Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.

С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?

  • Проверить люфт в рулевом управлении, который не должен превышать 10°, без приборов можно, но необходимой точности измерения не получить.
  • Проверить чистоту выхлопа двигателя без приборов тоже невозможно.
  • А вот сношены ли колеса до индикаторов износа проверить легко, как, впрочем, легко убедиться в отсутствии подтеков из двигателя, коробки, редуктора и других узлов.

Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?

Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.

Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.

В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:

  1. Визуальное обнаружение признаков неисправностей, попадающих под ст.8.23 и 12.5 КоАП.
  2. Участие транспортного средства в ДТП.
  3. Наличие ориентировок по ДТП, угону, преступлениям и т.д.
  4. Проведение мероприятия по распоряжению руководства.

Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля. И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей. Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.

Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?

Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.

Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.

Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2019 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.

Читать дальше  Сбербанк заявление на реструктуризацию ипотеки

Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?

Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.

Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.

  • Во-первых, о том, что неисправность возникнет в пути, при выезде со стоянки он не знал, и не мог знать. То есть, в действиях водителя нет вины.
  • А если в дороге водитель и обнаружил неисправность, то он в соответствии с ПДД может двигаться к месту стоянки или ремонта. То есть движение в автомастерскую или к себе домой после обнаружения неисправности в пути вообще не образует событие правонарушения.

Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.

Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.

Про люфт руля

Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.

Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.

Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для "разводов".

Но как инспектору "докопаться" до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?

Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!

Что делать?

  1. Во-первых, проведение осмотра с целью обнаружения неисправности незаконно, и в свое время данная норма по требованию Верховного суда была убрана из Административного регламента ГИБДД.
  2. Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°. Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.
  3. В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°. Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.
  4. В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.
  5. В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.

Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?

Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.

  1. Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
  2. Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
  3. К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
  4. Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
  5. Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.
Читать дальше  Сохраняются ли льготы работающим пенсионерам

Вот вам и решение проблемы!

Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.

У нас есть решение – люфтомер ИСЛ-М!

В последние время на дорогах российских городов силами инспекторов ГИБДД участились проверки люфта рулевого управления транспортных средств. Для контроля люфта предусмотрено использование специальных технических средств, позволяющих проверить суммарный люфт рулевого управления.

В случае, если этот показатель превышает норму, то эксплуатация транспортного средства запрещается и будет наложен административный штраф – в размере 500 рублей со снятием государственных регистрационных знаков и запретом эксплуатации транспорта до устранения неисправности (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ). Запрет эксплуатации влечет за собой эвакуацию автомобиля со всеми вытекающими последствиями в виде оплаты услуг эвакуатора и штраф-стоянки.

Для предупреждения неисправности – дефекта рулевого управления, каковым является люфт рулевого колеса, а также для избавления от необоснованных претензий ГИБДД – рекомендуем приобрести люфтомер рулевого управления ИСЛ-М , внесенный в Реестр средств измерений.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы – не более 10 градусов
  • Автобусы – 20 градусов
  • Грузовые автомобили – 25 градусов

2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

Устранив обнаруженные неисправности и несоответствия еще до выезда в рейс, вы сможете избежать лишних затрат, а также поспособствуете повышению общей безопасности дорожного движения!

По вопросам приобретения обращайтесь по телефону: 8 (812) 937-23-55

Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге? Техническое состояние автомашины — ответственность ее владельца или водителя, который имеет право на управление этим средством передвижения. Исходя из Правил дорожного движения, перед каждой поездкой водителю надлежит первоначально проверить состояние автомобиля на предмет обнаружения неполадок, которые будут препятствовать эксплуатации автомашины.

При обнаружении водителем признаков неисправности автомашины, выезжать с места стоянки запрещено. Однако, возникают ситуации, когда неисправность системы автомобиля обнаруживается только в ходе движения. Водителю необходимо знать какие неисправности машины считаются препятствующими ее эксплуатации, чтобы не попасть в аварию и не нарушить правила в сфере движения транспортных средств.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Список неполадок, при которых налагается ограничение на движение автомашины в 2018 году содержится в документах:

  • приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации»;
  • приложение № 8 к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств».


В приложении к техническому регламенту перечень неисправностей автомашины шире. Владельцу машины стоит опираться на этот нормативный акт при оценке состояния автомашины, чтобы здраво оценивать неполадки.

Однако, в настоящее время на дорогах сотрудники ГИБДД проверяют неисправности по перечню приложения к Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации. Исключение составляет лишь тонировка на стеклах, чьи требования указаны в техническом регламенте.

В теории каждый водитель перед началом движения должен осмотреть автомашину на предмет неисправностей. Но на деле, такого практически не встречается, чем водитель нарушают Правила дорожного движения.

Читать дальше  Программа стажировки на рабочем месте в школе

Проверка части неисправностей вызывает затруднения, а то и вовсе не представляется возможной. Одним из примеров невозможности исполнения требований ПДД становится проверка стояночного тормоза. При исполнении водителей требований, для проверки стояночного тормоза, необходимо зафиксировать автомашину под уклоном 16% с полной нагрузкой. У водителей редко бывает полная загруженность автомашины, да и рядом оказавшийся уклон в 16% тоже редко встретишь. Поэтому и приходится нарушать правила.

К таким же правилам, проблематичным к исполнению относится:

  • люфт рулевого управления не должен превышать 10%. Определить «на глаз» такой показатель очень сложно, да и точность измерений без специального прибора будет низкая;
  • проверка чистоты выхлопа. Это без приборов сделать не получится точно;
    Водитель самостоятельно может проверить степень сношенности колес, отсутствие подтеков жидкостей из автомашины.
    Сотрудники службы безопасности дорожного движения нечасто обращают внимание на техническое состояние автомобиля при проверке на дорогах. Четкой процедуры действий по выявлению уровня технического состояния автомашины у инспекторов ГИБДД нет.

При проверках на дороге, инспектор службы безопасности дорожного движения имеет право на остановку автомашины в случае:

  • Если по автомашине невооруженным глазом видны неполадки или иные причины, указанные в статьях 8.23 и 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.
  • Если автомобильное средство приняла участие в дорожно-транспортном происшествии.
  • Если у сотрудников ГИБДД имеется ориентировка на похожий автомобиль, участвовавший в ДТП, угоне или ином преступлении.
  • У сотрудников ГИБДД имеется распоряжение руководства о начале рейдов по выявлению нарушений.

В случае, если при проверке документов инспектор ГИБДД обнаружил неисправности, то он может провести мероприятия, по оценке технического состояния автомашины.

Однако, если у инспектора нет ориентировок на похожую автомашину и запланированных рейдов не предусмотрено, то в таком случае действия по выявлению неисправностей автомобиля производить инспектор не имеет права.

При проверке инспектором ГИБДД технического состояния автомобиля, водитель имеет право не участвовать в таких мероприятиях. Для знания своих прав водителю следует ознакомиться с административным регламентом по проведению проверки состояния автомашины. В нем указаны права и обязанности обеих сторон при проводимой процедуре.


Если инспектор ГИБДД обнаружил неисправность, то он выписывает штраф водителю по ст. 12.5 ч.1 КоАП в размере 500 рублей. Однако, такие действия неправомерны, с точки зрения закона. При обследовании автомобиля перед выездом, водитель не мог угадать, что случится неисправность в пути. Также по Правилам дорожного движения, при возникновении неполадки в дороге, водитель имеет право доехать до мастерской, чтобы ее устранить.

Однако, в Правилах существуют нарушения в техническом состоянии автомашины, при которых транспорт может быть отправлен на штрафную стоянку. К таким неполадкам относят неисправность тормозной системы, рулевого управления, по которым запрещено дальнейшее движение на транспортном средстве даже до места мастерской.

Если автоинспектор настаивает на превышении люфта рулевого управления, то стоит знать порядок действий на такой случай:

  • По регламенту ГИБДД проверка транспортного средства с целью выявления неисправности системы не законна, так как такого пункта нет в документации.
  • Точный замер люфта руля без приборов сделать точно нельзя.
  • При проверке рулевого управления до выезда, водитель не мог знать, что в процессе эксплуатации возникнет неисправность.
  • Даже в случае непроведения проверки технического состояния автомашины, водитель не умышленно создал неисправность ТС, а проявил неосторожность. На штрафную стоянку автомашину увозят в случае умышленной вины водителя.
  • Даже в случае обнаружения неисправности и невозможности движения машины, водитель имеет право вызвать на место специалистов и устранить неисправность никуда не выезжая.

Для решения проблем по техническому осмотру, стоит изучить законы, касающиеся этой темы и отстаивать свою правоту, руководствуясь рамками закона.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

В этой статье вы узнали, могут ли ГИБДД проверять техническое состояние на дороге. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector