Российские стандарты аудиторской деятельности | Загранник

Российские стандарты аудиторской деятельности

В конце 1993 г. впервые в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.

После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.

Федеральные стандарты аудита подразделяются на:

· федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

· внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

· Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:

· российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;

· российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;

· российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.

На 1 августа 2006 г. разработано и принято 23 федеральных стандарта аудита в Российской Федерации:

· «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

· «Существенность в аудите»;

· «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

· «Внутренний контроль качества аудита»;

· «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;

· «События после отчетной даты»;

· «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».

· «Согласование условий проведения аудита»;

· «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;

· «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;

· «Понимание деятельности аудируемого лица»;

· «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;

· «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;

· «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

· «Особенности аудита оценочных значений»;

· «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;

· «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».

Данный перечень стандартов не является окончательным, так как разработка стандартов в России продолжается, одновременно идет и процесс внесения изменений и дополнений в уже принятые стандарты. Принятие на общегосударственном уровне стандартов аудита, соответствующих МСА, является важным шагом на пути реформирования российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.

Внутрифирменные аудиторские стандарты

Федеральные стандарты аудита и положения Закона об аудиторской деятельности предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных практических проблем проведения проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита.

Внутренние стандарты аудита определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Внутрифирменные стандарты аудита можно подразделить на две группы: стандарты саморегулируемых аудиторских объединений (аккредитованных) и собственно внутрифирменные стандарты.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

Читать дальше  Приказ о проведении инвентаризации в магазине

Внутренние стандарты по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:

· стандарты, содержащие общие положения по аудиту;

· устанавливающие порядок проведения аудита;

· устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;

· устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;

· по образованию и подготовке кадров.

Понятие инноваций и инновационной деятельности. Источники правового регулирования инновационной деятельности.

I. Общие понятия

Определения исходных понятий, необходимые при исследовании инновационной сферы:

Новшество – научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.

Инновации, нововведения – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.

Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

Научно-техническая деятельность – деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов.
К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов.

Научные исследования (научно-исследовательские работы) (НИР) – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения.
Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) – комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии).

Опытно-технологические работы (ОТР) – комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и/или технологических процессов и по изготовлению технической документации на них.

Разработка – деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий.
Разработка новой продукции, технологий включает в себя проведение опытно-конструкторских (при создании продукции) и опытно-технологических работ (при создании материалов, веществ, технологий).

Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации.
К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т. д.).

Инновационная деятельность (процесс) (ИД)– процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения.

Национальная инновационная система (НИС) – совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

Читать дальше  Посчитать госпошлину в мировой суд калькулятор

НИС включает следующие компоненты:

· Нормативно-правовая база ИД

Инновационная инфраструктура – совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Описание элементов НИС:

А) Нормативно-правовая база, участие государства в процессе

Государство определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Кроме того оно проводит государственную политику в области инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика – часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности.
В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (гранты, государственные заказы и т.д.)

Инновационная программакомплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Б) Субъекты ИД

· Исследовательские институты (академические и отраслевые)

· Вузы, проводящие научные исследования

· Государственный научный центр (ГНЦ)

В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

1. имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

2. располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

3. научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

· Наукоград – муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

· Промышленные предприятия (крупные, средние и малые)

Инновационно-активные предприятия – предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.

· Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке.

Инфраструктура НИС

· Технологический парк (технопарк, ТП) – субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.
ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.

· Бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор) – субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса. Различают субъекты трех типов: бесприбыльные – субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные – частные организации; филиалы высших учебных заведений.

· Инновационно-технологический центр (ИТЦ)

Инновационный центр – субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления.
ИТЦ в отличие от НИИ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально. Преимущество ИТЦ перед НИИ – это «не обремененность» запасом технологий и отсюда безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка.

· Инновационно-промышленный комплекс (ИПК) – тип организации, объединяющей малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных исследований до создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

· Технологический кластер – совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории и связанных производственными связями.

Читать дальше  Не работает пульверизатор на духах что делать

· Технико-внедренческая зона – зона, в которой предприятиям обеспечивается доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы (создание таких зон находится в стадии проекта).

· Центр коллективного пользования – центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) не действуют на территории Российской Федерации с 01 января 2018 года в виду вступления в действия международных стандартов аудиторской деятельности (МСА).

Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

На данный момент действуют 29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности — ФПСАД и 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности — ФСАД.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

Стандарты и правила аудита устанавливают общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности. Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг. В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.

На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита. Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.

В настоящее время на территории Российской Федерации обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются:

9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (утверждены приказами Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н , от 20 мая 2010 г. № 46н , от 17 августа 2010 г. № 90н и от 16 августа 2011 г. № 99н);

29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, с последующими изменениями).

Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector