Сельскохозяйственный кооператив плюсы и минусы | Загранник

Сельскохозяйственный кооператив плюсы и минусы

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Как сельскохозяйственный производственный кооператив перевести в крестьянское фермерское хозяйство плюсы и минусы?

Ответ

Отвечает Татьяна Маслова, эксперт в области налогообложения и юридического права.
1. Преобразовать сельскохозяйственный производственный кооператив в крестьянско-фермерское хозяйство нельзя.

Крестьянское (фермерское) хозяйство может создаваться в качестве юридического лица (ст. 86.1 ГК РФ). Однако, КФХ не является ни хозяйственным товариществом, ни хозяйственным обществом (п.п. 2, 3 ст. 66 ГК РФ). Поэтому КФХ может создаваться в качестве нового юридического лица, а вот возможность преобразования СПК в КФХ не предусмотрена законодательством.

Связано это с тем, что изменение организационно-правовой формы при преобразовании допускается только в пределах, установленных законом. В силу ст.106.6 ГК РФ, п. 8 ст. 41 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» производственные кооперативы могут преобразовываться в хозяйственные общества другого вида, хозяйственные товарищества или в производственные кооперативы. Возможности преобразования производственных кооперативов в юридические лица иных организационно-правовых форм законодательство не предусматривает.

2. Что касается плюсов и минусов, то плюсы есть у КФХ при налогообложении. Например, при определенных условиях КФХ, которое не перешло на ЕСХН, может не платить налог на прибыль, для него установлена пониженная ставка – 0%. Эту ставку можно применять по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Такие правила установлены в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты НДФЛ тоже имеет некоторые особенности.

Так, с доходов, полученных членами КФХ (включая его главу) от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

Однако, членами КФХ могут быть:
– супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей;
– граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства (не более пяти человек).

1. Гражданский кодекс РФ Часть первая

«Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.
Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Читать дальше  Раздел охрана труда в должностной инструкции

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Статья 106.6. Преобразование производственного кооператива

Производственный кооператив по решению его членов, принятому единогласно, может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.»

2. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ
О сельскохозяйственной кооперации

«Статья 41. Реорганизация кооператива

1. Реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством. Правление кооператива обязано направить в письменной форме членам кооператива и ассоциированным членам кооператива в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, уведомление о созыве общего собрания членов кооператива, в повестку дня которого включены вопросы о реорганизации кооператива. К указанному уведомлению прилагаются:

1) обоснование целесообразности реорганизации кооператива;

2) проект решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива с указанием следующих данных:
организационно-правовая форма, наименование и место нахождения организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации;
характер и порядок участия членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в деятельности организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации;
категории, номинальная стоимость и количество акций, размер долей участников организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации, их права;
заключение ревизионного союза, членом которого является кооператив, по указанному обоснованию и проекту решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива в части соответствия реорганизации кооператива законным интересам членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и кредиторов кооператива.1

2. В случаях, установленных законом, реорганизация кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению суда.

3. При реорганизации кооператива вносятся соответствующие изменения в его устав.

4. При реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и с учетом положений статьи 10 настоящего Федерального закона.

5. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

6. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного кооператива, вновь возникшие юридические лица и крестьянские (фермерские) хозяйства несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного кооператива перед его кредиторами.

7. Члены реорганизуемого кооператива становятся членами вновь образуемых кооперативов.

8. Производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество. Решение о преобразовании производственного кооператива в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество правомочно, если:

1) такое решение принято общим собранием членов производственного кооператива единогласно и члены производственного кооператива и ассоциированные члены производственного кооператива, имеющие право голоса и не принявшие участия в указанном общем собрании, дали в письменной форме согласие на данное преобразование;

2) на общем собрании членов производственного кооператива присутствует представитель ревизионного союза, членом которого является данный производственный кооператив. При этом указанный представитель обязан огласить свое заключение о целесообразности преобразования данного производственного кооператива и осуществить контроль за соблюдением правовых норм при принятии общим собранием членов производственного кооператива решения о его преобразовании.

8.1. Члены производственного кооператива и ассоциированные члены производственного кооператива, которые не удовлетворены условиями преобразования производственного кооператива, вправе выйти из производственного кооператива и потребовать выплаты в трехмесячный срок своих паев или выдачи соответствующего своим паям имущества.

8.2. Кредитор реорганизуемого производственного кооператива вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является реорганизуемый производственный кооператив, и возмещения убытков.

9. Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.»

3. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как рассчитывать налоги и взносы крестьянскому (фермерскому) хозяйству (КФХ)

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:
– общую систему налогообложения;
– упрощенку;
– ЕСХН.

Это следует из норм глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:
– НДС;
– налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
– земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
– транспортный налог (при наличии облагаемых объектов);
– НДФЛ (как налоговый агент).

Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется. В частности, для сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, установлена пониженная ставка – 0 процентов. Эту ставку можно применять по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Такие правила установлены в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты НДФЛ тоже имеет некоторые особенности.

Так, с доходов, полученных членами КФХ (включая его главу) от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Читать дальше  Служебная задание на командировку образец 2018

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке. См. на эту тему:

Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

Сельскохозяйственный кооператив – это особое образование, которое создается с целью объединения ресурсов участников.

Что собой представляет сельскохозяйственный кооператив

Определение СК дано в ФЗ №193 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 года. Это субъект, который регистрируется сельскохозяйственными изготовителями. Участники вступают в него на добровольной основе. Цель создания – объединение взносов и ресурсов для извлечения материальной прибыли и достижения ряда целей. Регулируется СК ФЗ №193 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 года и статьей 106.1 ГК РФ.

Участники кооператива подразделяются на эти категории:

  • Участник. Это ФЛ или ЮЛ, которые внесли взнос в размере, заданном нормативными актами СК. Участник объединения получает право на голос. Также он несет субсидиарную ответственность.
  • Ассоциированный участник. Это ФЛ или ЮЛ, которые внесли паевой взнос. Члены кооператива извлекают дивиденды. Также участники несут риски в размере своего взноса. К примеру, член внес в кооператив 10 000 рублей. У субъекта образовалась дебиторская задолженность. Участнику пришлось покрывать ее в размере своего взноса, то есть он должен внести 10 000 рублей. Ассоциированные участники не обязаны принимать участие в хозяйственной деятельности субъекта. Но они наделены правом голоса касательно решений о внесении изменений в устав. Число таких лиц не должно превышать 20% от общего количества.

Участники могут выходить из кооператива. Прекращение членства актуально при исключении, добровольном выходе, смерти ФЛ. ЮЛ выходит из субъекта при ликвидации.

СК – это объединение участников, а не их ресурсов. Работа кооперативов основывается на этих принципах:

  • Добровольное участие.
  • Приоритет отдается участникам СК.
  • Демократия в управлении.
  • Взаимопомощь.
  • Извлечение экономической выгоды.
  • Распределение прибыли пропорционально вкладам участников в деятельность.
  • Субсидиарная ответственность.
  • Доступность сведений о кооперативе.
  • Уменьшение коммерческих рисков.
  • Рациональное использование всех ресурсов.
  • Объединение сил и ресурсов участников.

Для чего нужны СК? Субъекты образуются не с целью извлечения финансовой прибыли. Участники СК получают выгоду, к примеру, от совместной закупки удобрений и химикатов, от переработки сырья в большом размере. То есть членам не выплачиваются деньги. Выгода их заключается в экономии, взаимопомощи.

ВАЖНО! Минимальное число участников СК – это или 2 ЮЛ, или 5 ФЛ. Ограничения эти связаны с тем, что объединения создаются с целью экономии при работе с большими объемами.

Разновидности сельскохозяйственных кооперативов

Сельскохозяйственные кооперативы подразделяются на эти виды:

  • Производственный кооператив. Это объединение, созданное для ведения совместной деятельности по изготовлению, переработке и сбыту. Кооператив также может заниматься другими направлениями, которые не запрещены законом. Основная особенность ПК – личное участие участников в деятельности. Такие субъекты подразделяются, в свою очередь, на эти формы: рыболовецкая артель или кооперативное хозяйство.
  • Потребительский кооператив. Это субъект, предполагающий обязательное участие в деятельности. Это некоммерческие объединения, исполняющие функции по обслуживанию производственной деятельности своих участников. К примеру, кооператив может отвечать за снабжение своих членов семенами, оборудованием, техникой. Рассматриваемый субъект может быть перерабатывающим, торговым, специализироваться на снабжении, обслуживании, животноводстве. Также объединение может заниматься другой деятельностью для извлечения прибыли, если она не запрещена законом. Однако нужно учитывать важное ограничение: не менее половины работ и продукции, производимых кооперативом, должны быть предоставлены участникам. Субъект регулируется ФЗ №3085-1 от 19 июня 1992 года.

ВАЖНО! Рассмотренные кооперативы схожи между собой. В частности, у них общий порядок созыва собрания, одинаковые полномочие правления, наблюдательного совета.

Узкие разновидности кооперативов

Производственные и потребительские кооперативы, в свою очередь, подразделяются еще на ряд видов. Рассмотрим виды первого субъекта:

  • Артель или колхоз. Представляет собой объединение производителей, созданное с целью изготовления, сбыта и переработки. Участники кооператива принимают участие в хозяйственной деятельности. Взнос выполняется в форме денег, земельных участков, прочего имущества.
  • Рыболовецкая артель. Происходит объединение рыбных хозяйств.
  • Кооперативное хозяйство. Это объединение субъектов, занимающихся обработкой земельных участков или животноводством. В фонд кооператива не принимается земля.

Потребительские кооперативы подразделяются на эти виды:

  • Перерабатывающие. Предполагают изготовление любой продукции помимо мясных и молочных изделий.
  • Сбытовые. Участники занимаются не только реализацией товара, но и упаковкой, хранением.
  • Обслуживающие. Участники оказывают любые услуги: обработка, ремонтные работы, юридическая консультация и прочее.
  • Снабженческие. Кооперативы создаются с целью закупок. Совместная покупка кормов и удобрений способствует экономии.
  • Объединения, специализирующиеся на конкретной деятельности. К примеру, это садоводческие, животноводческие кооперативы.

Существует много видов потребительских кооперативов. Выше приведены только самые распространенные.

Чем отличается кооператив от сельскохозяйственного объединения

Кооператив – это ЮЛ. Следовательно, он может заниматься закупкой техники, арендой земельных участков, получать кредиты и заключать соглашения. Регистрируется кооператив как ЮЛ в стандартном порядке. Решения в СК принимаются голосованием. Каждый участник владеет одним голосом. В обычных объединениях их владелец может изъять большую часть прибыли. В кооперативах 70% средств направляются на развитие. Остаток распределяется по паям. То есть участники получают дивиденды. Возникшие убытки выплачиваются из резервов. Если средств не хватает, выполняются дополнительные взносы.

Создание кооператива

Для создания кооператива нужно сформировать комитет. Этот орган занимается подготовкой:

  • Обоснование проекта и деятельности кооператива.
  • Размер паевого фонда и пути его формирования.
  • Разработка проекта устава.
  • Организация приема заявок о вступлении в объединение.
  • Утверждение устава.
  • Выбор председателя и правления.
  • Формирование наблюдательного совета.

Все эти действия являются подготовкой к созданию сельскохозяйственного кооператива.

Устав

Устав – это учредительный документ кооператива. В статье 11 ФЗ №193 перечислены сведения, которые должны содержаться в бумаге:

  • Название учреждения.
  • Предмет, сроки и цели деятельности.
  • Размер паевых взносов.
  • Условия формирования неделимых взносов.
  • Условия субсидиарной ответственности.
  • Состав управленческого органа.
  • Права и обязанности участников.
  • Условия ликвидации.
Читать дальше  Постановление об ограничении родительских прав

Устав может корректироваться. Однако для этого нужно соответствующее решение общего собрания.

Налогообложение

Налогообложение деятельности кооперативов прописано в «Рекомендациях по ведению бухучета и отчетности в СК», утвержденных Минсельхозом от 25 января 2001 года. Выполняется оно на принципах, схожих с налогообложением некоммерческих субъектов. Основной нюанс, о котором стоит помнить: целевые поступления, фиксируемые на счете 86, налогом облагаться не будут. В структуре расходов, снижающих налогооблагаемую прибыль, учитываются только те траты, которые относятся к предпринимательской деятельности.

Здравствуйте друзья, товарищи, читатели блога “Кооперативы против бедности”!

Субсидии сельхозпроизводителям объединившимся в кооперативы

Молокоперерабатывающая отрасль, чтобы как-то свести концы с концами, т.е. получить маленько прибыли от хозяйственной деятельности, плотно подсела на пальмовое масло. Куда ни кинь, везде клин. Спасут ли положение сельскохозяйственные кооперативы, в которые призывает объединяться власть сельхозпроизводителей за поощрение-финансовую поддержку, субсидии сельхозпроизводителям, а по факту подкуп сельхозпроизводителя. Другого не дано придумать нашей либерально-олигархической, коррумпированной власти. Деньги всегда можно распилить по своим карманам, а вот создать условия, при которых сельхозпроизводители сами бы создавали кооперативы, у власти мозгов и желания нет. Утрирую, скажете вы.

Однако, вот пример из выступления национального консультанта по фискальной политике Татьяна Ким в ходе работы семинара «Новые возможности рынка ЕАЭС для развития регионов» девятого июня 2017 года в Кыргызстане:

Налог на прибыль – от него освобождены как хозяйства, так и кооперативы. Затруднены и другие ставки по коммунальным услугам, например, тариф на энергоносители – хозяйства оплачивают за электроснабжение, а кооперативы оплачивают по коммерческому тарифу», — сказала она.

Только в Кыргызстане такое “внимание” фискальных органов к кооперативам ? Не думаю. Как нам сообщает Рита Климова из Астаны, Минсельхоз Казахстана очень озабочен объединением мелких сельхозпроизводителей в кооперативы различных видов, опять же за финансовое поощрение-122 миллиарда тенге. Знакомимся планами Минсельхоза Казахстана и мнением Риты Климовой по поводу такой озабоченности в статье “Молочные реки, кооперативные берега”.

Молокоперерабатывающие заводы в республике, несмотря на повышенное внимание властей к созданию животноводческих кооперативов, особенно по производству и переработке молока, до сих пор загружены всего на 60 процентов.

Рита КЛИМОВА, Астана. Источник: dknews.kz

Более полугода назад Минсельхоз республики озвучил госпрограмму развития АПК РК на 2017-2021 годы. Согласно новым планам, в течение пяти лет в полторы тысячи кооперативов должно вступить почти 700 тысяч мелких сельхозпроизводителей. При этом должна быть решена основная проблема отрасли – создание действующей, поставленной на поток системы реализации сельхозпродуктов, а главное – ее переработки.

Чтобы показать выгоды объединения, вовсе не похожего на советский колхоз (как до сих пор опасаются многие аграрии), Минсельхоз республики пообещал направить основную часть государственной финансовой поддержки на развитие сельхозкооперативов. Была озвучена сумма – 122 миллиарда тенге, что будет выдана кооперативам на различные нужды: закупку техники и оборудования, решение вопросов ветеринарии и агрохимии, семеноводство, племенное дело.

Как это уже сегодня работает на практике, можно увидеть, если обратиться к опыту двух карагандинских конгломератов масло-молочного производства – молочной фабрики «Натиже» и АО «Eurasian Foods», которые благодаря финансовой поддержке нацхолдинга «КазАгро» в свое время успешно расширили производство. Что позволило им не только завоевать потребительский рынок Казахстана, но и стать одними из самых узнаваемых экспортных казахстанских марок в области производимой ими продукции со знаком качества. И эти примеры – вовсе не реклама. Это показатель того, к чему может привести успешная кооперация при правильном распределении, а главное – вовремя полученном субсидировании и умелом ведении хозяйства. Поскольку оба предприятия изначально представляли собой всего лишь несколько объединенных между собой членов кооператива.

К сожалению, такие примеры пока единичны, поскольку мнения участников предполагаемой молочной кооперации до сих пор расходятся и не в состоянии прийти к единому знаменателю. В спор оказались втянуты даже крупные сельхозтоваропроизводители, помимо 80% мелких ЛПХ, которые объединяться пока не спешат. С одной стороны, в некоторых регионах республики наблюдается положительная динамика создания кооперативов. Особенно мясо-молочного направления – на сегодняшний день зафиксировано уже 286 объединений по заготовке мяса и молока. Кроме того, в товарное производство сельхозпродукции вовлечено более 40 тысяч ЛПХ и мелких фермерских хозяйств.

С другой – объединяться в кооперативы сельчане все равно не торопятся, потому что каждый из них привык быть себе хозяином, а имеющийся у многих опыт работы в колхозах энтузиазма не прибавляет. Однако, если отбросить в сторону эмоции и руководствоваться сухими фактами, то, как показывает практика дней сегодняшних, создание сельхозкооперативов не только бы позволило в положительном аспекте решить вопросы ветеринарии и обеспечения более дешевым ГСМ в период посевной и уборочной, не только добиться более высокой закупочной цены на производимую продукцию у самих аграриев (кстати, один из немаловажных стимулов объединения), но главное, отсеяло бы из отрасли «одноразовых» сельхозпроизводителей. Оставив тех, кто действительно занимался бы животноводством, зерном, переработкой сельхозпродукции и делал бы это не от случая к случаю, а в системном режиме. Тогда и субсидии бы распределялись точнее, по своему прямому назначению.

А еще не помешало бы вернуть их распределение в единый централизованный орган – тот же Минсельхоз республики. Потому что, несмотря на все большее расширение полномочий местных исполнительных властей в последние несколько лет, в этом, да и в других вопросах, касающихся не только сельского хозяйства, принимаемые решения на региональном уровне далеки от действительной остроты проблем.

Вашему вниманию предлагаю похожие статьи на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector