Содержание
Каждый пасечник желает, чтобы у его пчел были лучшие места для сбора нектара. Но не всегда такие медоносные базы располагаются рядом. Деревья акации, поля с цветущими медоносами, сады и лес — все это раздолье для тружениц. Чтобы помочь пчелам добраться до расположенных вдали от цивилизации таких мест, необходим прицеп для перевозки пчёл.
Перевозка пчел для некоторых пасечников является единственным способом обеспечить насекомых хорошей кормовой базой. Чтобы перевезти пчел на дальние расстояния, используются различные варианты бортовых прицепов. Это может быть обычная платформа на колесной базе или трейлер с бытовками для пасечника.
Такой прицеп для пчел оборудован одной или двумя осями. Чтобы ульи не срывались, на нем установлены борта и стойки. Для перемещения прицепа используют любой вид транспорта. А из-за своего легкого веса он меньше подвергается тряске. Если нужно, прицеп переделывается и становится крытым павильоном или двухъярусным пчелоприцепом. Также некоторые умельцы оборудуют заводской прицеп выдвижным механизмом, с которым легче устанавливать и снимать пчелиные домики.
Отличаются тем, что их конструкция предназначена для постоянного хранения ульев. Павильон делится на две части: рабочая — оборудована под ульи, бытовая — предназначенная для пчеловода. На 5-6 кв.м павильона можно разместить до 50 ульев.
Существует три вида павильонов:
Это своеобразная мини-пасека на колесах, на которой может разместиться до 50 пчелиных домиков.
Это металлическая конструкция с колесами и приспособлением, которым производят захват корпуса улья.
Захватывающее приспособление оборудовано боковыми зажимами, которые не дают пчелиному домику опрокинуться. Тележку для ульев также выпускают с подъемным устройством.
На таком своеобразном лифте установлен фиксатор. Он регулируется под различные типы ульев, таких как: дадан, рут и др. Также тележка пчеловода подойдет не только для перемещения ульев, но и для перевозки бочек, бидонов и других емкостей.
Прежде чем начать перевозку ульев, нужно знать: на чем будет производиться процесс, окрепла ли пчелиная семья для перемещения, погодный фактор, состояние дороги. Ульи должны хорошо вентилироваться, чтобы избежать перегрева.
Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев. Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость. Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.
При сборке конструкции понадобятся:
Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:
Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.
За последние дни сделал 12 отводков на свою плодную матку от сильных семей. Подготовил точок возле акации и перевез туда 16 ульев. 8 семей – исходные отводков, и 8 – от которых отводков не делал.
Для перевозки пчел приспособил обычный легковой кременчугский прицеп.
Длина его 2 метра, ширина около 1,3 метра. 8 рутовских ульев входит впритирочку, вот просто тютелька в тютельку. За три года кочевок немного его доработал.
Со стороны «дышла» приварил крепление для апилифта.
Внизу кусок уголка с приклеенными внутри кусками резины – упор для рамы апилифта.
Вверху – хомут на болтах для прихватывания рамы.
К платформе прикрутил болтами бруски примерно 50х60 мм. По ним удобно толкать ульи при погрузке, а при разгрузке есть возможность взяться под низ улья, чтобы вытащить.
Помню, когда покупал семьи для основания своей пасеки, то 8 ульев перевозил на этом же прицепе в два захода – настолько улики были габаритные, с двускатными огромными крышами «домиком», с кучей выступающих ручек и других ненужных прибамбасов.
И первые перевозки ульев на кочевку я делал ночью, стараясь забрать всю партию за ночь. Из соображений: пока пчелы ночью не летают, один раз намаялся, а потом можно и отдохнуть.
В результате и ульи падали, и я вместе с ними – промазал в темноте, когда ставил на колышки, наезжал машиной на пни – ни хрена не видно в высокой траве, ночью просто тяжело работать, и отходишь потом пару дней.
Сейчас перевожу ульи только утром. Одна ходка в день, максимум две. Ездил пока недалеко, на 5-20 км. Утром все хорошо видно, а пчелы, как и ночью, сидят по домам.
В пять утра – подъем. Иду, закрываю летки заградителями. В каждом улье дернул прилетку, положил под крышку.
Улики перетягиваю самодельными скрепами из полипропиленовой ленты.
Как сделал их один раз – до сих пор пользуюсь. Стягивают с такой силой, что кое-где железо на крышках деформировалось.
Потом апилифтом снимаю с колышков улей и тяну к прицепу.
Дома папа помогает тянуть железным крюком. Помощь эта больше символическая. Двухкорпусный улей апилифтом катится без напряжения. В поле, было дело, катал даже четырехкорпусники в одиночку.
Апилифтом же и гружу на прицеп.
Остается затолкать улей вперед по брускам. Папа толкает, а я поехал за следующим. После каждого ряда кладем поперек прицепа брусок 40х40 мм, что примерно равно двум размерам толщины обвязки крышки улья.
Тогда сверху ульи упираются друг в друга крышками, а снизу упираются в бруски, и возможности «ходить» по кузову у них уже нет.
Ульи ставим летками вовнутрь прицепа, чтобы не терлись о борта летковыми заградителями. Вот загружены все восемь – почти по срезу бортов.
Через весь прицеп еще стягиваю двумя ремнями с натяжителями.
Под крюки натяжителей в заднем швеллере прицепа специально просверлил отверстия.
Остается закрепить апилифт. Разбирать его абсолютно не нужно. Прямо в рабочем состоянии ставлю на нижний упор.
Сверху поперечину прихватываю хомутом.
Готово, можно ехать.
Точную массу груза не назову, но если ульи в двух корпусах, то килограммов от 500 – точно. Это я могу сказать по состоянию рессор. Если рама ложится на подушки – все 700. Для «шестерки» тяжело, конечно, но на другую технику пока не заработал.
Вот так и перевожу я своих пчел. Это мы уже на точке.
Апилифтом же и разгружаем.
Если бы вручную, то при наших с папой габаритах мы бы уже давно упали))) Расстояние кочевки — 5 км, в половине восьмого мы уже дома, пьем чай.
И не в тему: 8 мая у меня отроилась самая сильная семья.
Ждал этого, чтобы начать заселять восьмирамочные рогатые. Так что первый есть. Ночи пока холодные, сетчатое дно прикрыл снизу фанеркой.
Подушку не клал, внутри крышки – фольгоизол. Вместо холстика – полиэтилен с большим запасом по краям, чтобы вода меньше на стенки попадала. Впечатление: не улей, а игрушка!
В первый корпус дал рамки с прошлогодним медом, сушь, во второй – вощину. На следующий день матка уже сеяла, вощину оттянули за два дня.
PS Недавно курица вывела цыплят. Они на ней катаются)))
Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.
Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:
Добрый день, Сергей! Во время перевозки ульи все же лучше размещать в прицепе таким образом, чтобы верхний брусок рамок был по ходу движения, а не поперек. Особенно это важно, если есть мед в рамках, чтобы предотвратить обрывы рамок. Хотя на небольшие расстояния можно и так, как Вы везете.
Добрый день!
Все это я читал и слушал много раз. Но, дело с теорией иногда не дружат. Если я поставлю ульи рамками по ходу, у меня поместится всего 6 на прицеп. Три года вожу пчел таким образом, с медом в корпусах. Ни разу проблем с обрывами, гибелью пчел не было. Максимальное расстояние — 20 км. На большие не возил, поэтому и сказать ничего не могу.
А у Вас много семей? Далеко ездили? Пробовали рамками поперек и вдоль? Есть с чем сравнить?
Добрый день! Когда перевозил пасеку на расстояние 230 км Камазом (это было уже 15 лет назад), то иногда из 35-45 семей случалось видеть обрывы рамок с медом до половины (обычно вторая или третья от стенки). На всю пасеку иногда, не после каждого переезда, видел 2-5 рамок. Хотя всегда возил ульи, чтобы верхний брусок был по ходу движения. Поэтому не рискую иначе размещать ульи.
Сейчас езжу на меньшие расстояния — 130-150 км, машины выбираю помягче. В этом году перевожу двухосным прицепом к «Ниве», но за две ходки.
Зачастую участки, где пчелы предпочитают собирать нектар, располагаются достаточно далеко от самой пасеки. Насекомым требуется преодолевать большие расстояния от уютного дома до заветного нектара, в результате домой они приносят полезного лакомства намного меньше. Хорошим решением этой проблемы стало перемещение насекомых на новое место, но чтобы это реализовать, потребуется специальный прицеп. Его можно приобрети в готовом виде, можно купить.
Для перевозки пчел на место медоноса могут использовать различные виды устройств:
Каждый из них обладает своими особенностями и специфической конструкцией.
Сегодня производители предлагают различные конструктивные устройства, в том числе прицеп для перевозки пчел на легковом автомобиле. Это бортовое устройство, на которое можно разместить до 24 штук пчелиных домиков. Устанавливаются домики рядами. На таком устройстве ульи оставляются на нужный промежуток времени, затем возвращаются обратно на пасеку.
Прицеп для пчёл
Для удобства пчеловоды доработали конструкцию и оборудовали ее выдвижным механизмом. Он существенно упрощает работы по постановке, снятию.
Также дополнительно оборудуется навес, чтобы неблагоприятные условия не навредили насекомым.
Это, скорее всего, не специальная система для транспортировки, а стационарное устройство для расположения ульев на постоянном месте. Чаще всего павильон состоит из двух отделений:
Обычно для расположения 50 ульев хватает павильона с площадью 5-6 кв. метров:
Павильон для пчел
Платформа для пчел – это удобный полуприцеп без бортов и дополнительных укрытий, на которых располагаются ульи. По своей сути, такое оборудование можно назвать миниатюрной пасекой.
Достоинства:
Важно! Мобильная платформа более комфортна, чем прицеп для пчел, так как она менее подвержена тряске.
Для удаленных местностей с плохими дорогами перевозить с помощью авто не слишком удобно. Бездорожье в некоторых случаях становится настоящей преградой. Решением может стать использование лошади с телегой. Если в хозяйстве есть собственная лошадь, то проблем совсем нет.
Оборудовать для перевозки можно обычную традиционную телегу. Конечно, на ней разместится не так много ульев, как на заводском оборудовании. При правильной планировке на ней может расположиться более 30 ульев.
Платформа имеет очень много плюсов перед другими видами устройств для перевозки пчелиных ульев. Еще одним немаловажным достоинством платформы для пчел является легкость монтажа своими руками.
Для организации самодельной платформы потребуется подготовить:
На заметку. Чтобы не ошибиться при сварке элементов, обязательно следует выделить время для выполнения четкого чертежа с указанием всех размеров.
После того, как все оборудование готово, можно приступать к изготовлению платформы собственными руками.
Инструкция:
Важно! Выше представлен приблизительный вариант создания платформы для перевозки пчел со всеми размерами и параметрами. В зависимости от личных предпочтений и требований конструкцию можно преображать и изменять.
Если во владении не слишком большая пасека (от 5 до 10 ульев), то можно использовать для перевозки пчел заводской прицеп легковой машины. Такое оборудование не требует дополнительной водительской категории, достаточно открытой В.
Правда, чтобы использовать стандартные прицепы для пчеловодов потребуется провести небольшое переоборудование. При проведении качественной модернизации получится с помощью одного прицепа для пчел перевезти около 24 домиков.
Важно! Для подобной цели необходимо использовать устройства, где задние и боковые борта откидные. Это существенно упростит процесс погрузки ульев.
Чтобы расположить на прицепе для пасеки сразу несколько рядов ульев, следует расширить основу, ободрав каркас и крышу. Еще одним немаловажным элементом любого прицепа для ульев является надежная опора, которая гарантирует ровное горизонтальное расположение ульев.
При организации перевозки на пчеловодческих прицепах следует позаботиться о некоторых моментах:
Такие устройства для перевозки пчелиных ульев, как платформа, прицеп для перевозки пчел или павильон, помогут в уходе за пчелами, а также обеспечат увеличение образования ценного продукта. Ведь пчелам намного удобнее не летать на далекое расстояние, а собирать нектар около самих домиков.
No related posts.